Конспект урока мир природы и человека на тему "Дикие животные осенью"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Апарина Юлия Геннадьевна

Конспект урока мир природы и человека на тему "Дикие животные осенью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_mir_prirody_i_cheloveka_dikie_zhivotnye_osenyu.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дикие животные осенью»

 Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных.

Тип урока:  комбинированный.

Задачи:

Образовательная:

- Формировать у обучающихся представление о том, как животные готовятся к зиме.

-Закрепить полученные ранее знания.

-Учить обобщать полученные знания.

Коррекционно- развивающая:

- Коррекция и развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

Воспитывающая:

- Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оснащение занятия: компьютерная презентация, предметные картинки животных, детёнышей животных, времени года «Осень».

Литература.

Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми)

Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009. (Логопед в ДОУ)

Методическая копилка учителя и воспитателя / http:zanimatika.narod.ru/

Ход урока:

1.Организационный момент. Настрой на работу.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и покажем, как мы учимся, работаем на уроке. На уроке «Мир природы и человека» будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.

2Повторение. Актуализация знаний.

- Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Ребята, а какая сейчас осень, т.е. сейчас начало, середина или конец осени?

Какие приметы осени мы наблюдали? Что вы еще знаете про осень? 

3. Основная часть занятия. 

- Но с приходом осени изменяется и жизнь зверей.

-Как мы называем животных, которые живут в лесу? (Дикие животные)

. - Почему их называют дикими? (Дикие животные сами добывают себе еду).

-Тема нашего урока «Дикие животные осенью», Давайте рассмотрим подробно, чем заняты животные осенью, как животные готовятся к зиме.
Ребята, послушайте внимательно загадку, если отгадаете, узнаете про каких животных, будем говорить на уроке.

Загадка. Может быть, вы не поверите мне, 
Но я увидела грибы на сосне. 
Разве грибы на деревьях растут? 
Что-то совсем непонятное тут. 
Надеты на ветки маслята, опята. 
Кто их на зиму сушит ребята? 


Правильно. Это 
белка. Что вы знаете про белку? Как белка готовится к зиме? Как называется жилище белки? 
Белка делает себе запасы на зиму. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище. Жилище белки называется 
дупло. 

- Кто знает, какие запасы делает белка осенью (грибы, орехи, шишки)

- Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Где они растут? Орехи и шишки растут в лесу на деревьях, грибы - на земле)

Правильно. Лес, природа их кормит. Надо беречь природу. Нельзя ветки ломать, цветы рвать, шуметь в лесу.
К наступлению холодов белочка выстилает дупло сухой травой, вход в дупло закрывает травой, сворачивается калачиком, накрывается хвостом и дремлет. Просыпается только для того, чтобы поесть.
Цвет своей шёрстки белочка тоже меняет. Летом белочка была рыжая, а сейчас с приходом осени меняет шубку на серую

- А как вы думаете, почему цвет шерстки стал другим? (ответы детей)

- Так белка от врагов прячется. Деревья зимой стоят голые и серые, и серый цвет белки меньше заметен среди таких деревьев?

- А теперь постарайтесь отгадать следующую загадку.

Загадка. Хозяин лесной, 
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой (медведь).

-Как вы догадались, что это медведь? Что вы знаете про медведя? Какие заботы у медведя осенью? Как медведь готовится к зиме? Как называется жилище медведя? 
Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал
Осенью он готовит свою берлогу. В лесной глуши медведь выбирает укромное место под корнями деревьев. Выроет ямку, выстелет её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскает веток, закроет вход. Вот и готово медвежье жилье – берлога. А так как, он подготовил себе уютное жилище и запасся толстым слоем жира, ему не страшна зимняя стужа.

4. Физкультминутка

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

Загадка. 

Рыжая головка

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее ….лиса.

Вы знаете про лису? Какая она? Как лиса готовится к встрече зимы? Готовит лиса запасы на зиму? Как называется дом лисы?

Дом у лисы – нора. Там она может спрятаться от зимней стужи. 

Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Они питаются мышами. Про неё говорят: «Лиса мышкует». Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.
Загадка

Что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной.

И, стоит среди травы –

Уши больше головы.

Правильно это заяц.

-Как заяц готовится к зиме? Делает заяц запасы на зиму? Есть у зайца жилище? Чем заяц в лесу питается? Почему заяц меняет шубку?

С наступлением холодов заяц меняет свою серую шубку на «белую», теплую. Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Ведь у зайца много врагов: волк, лиса. Летом и осенью зайцу легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличие от белки заяц не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу. Питается заяц молодыми веточками, корой деревьев.

Загадка.

Словно елка

Весь в иголках. (еж)

- Правильно ребята, это еж. Что вы знаете про ежа? Как ёж готовится к зиме? Как называется жилище его? 

-Жилище его называется норка. А свою норку к зиме он готовит так: выберет место, где листья сухие и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, соберет листья на свои колючки, подбежит к ямке под пнем, избавится от листьев и снова за ними побежал. Дом себе на зиму готовит.

- А чем же еж будет питаться зимой? (ответы детей)

Ягод, грибов, зеленых растений нет, насекомые тоже попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

И так, ребята мы посмотрели, какие изменения произошли в жизни животных осенью. Осенью у животных много забот, они готовятся к зиме. Что мы можем сказать про медведя? Как белка готовится к зиме? Как приспосабливаются к наступлению холодов заяц и лиса? 

5. Заключительная часть занятия
Мы побывали в гостях у осени, вспомнили признаки осени, названия месяцев, отметили, какие изменения произошли в природе и как лесные жители подготовились к зиме. А теперь давайте проверим, как вы всё это запомнили.

-Игра «Закончи предложение»

Давайте с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я говорю, а вы заканчиваете фразу.

Заяц зимой белый, а летом … (серый)
Заяц пушистый, а еж … (колючий)
Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
Еж маленький, а медведь … (большой)
Еж спит днем, а охотится … (ночью).

-  Игра. С кем живут звери в своих жилищах?  Я называю взрослого зверя, а вы его детёныша.

а) Заяц – зайчонок

Медведь – медвежонок

Белка – бельчонок

Волк – волчонок

Ёж – ежонок

Лиса – лисёнок

б) – А теперь я называю одного детёныша, а ты как говорят, если их много.

Бельчонок – бельчата

Лисёнок – лисята

Медвежонок – медвежата

Волчонок – волчата

Зайчонок – зайчата

Ежонок – ежата

Летом животные растят детенышей, не мешать им, не трогать детей, не приносить домой. Осенью не мешать запасать корм, не разорять их жилище, не убивать, не беспокоить.

- Задание

Выполняется задание на доске:

Задание: выбрать из 3 животных (еж, белка, заяц) то, о котором говорится в вопросе:

1. Какое животное делает осенью запас шишек, орехов, сушит грибы?

2. Какое животное нагуливает летом и осенью жир?

3. Какое животное днем прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, побежит искать себе пищу?

-Игра. Я называю вам животных. Если это дикое животное, которое живет в лесу, вы топаете, если домашнее – то хлопаете (лиса, кошка, заяц, собака, лошадь, белка, ёж, корова, волк, медведь).

Молодцы! Справились с заданием.

6. Итог урока.

Ребята, давайте подведем итог занятия. 

С какими животными мы сегодня познакомились?

Где они живут?

Чем они питаются?

- Как летом и осенью надо охранять животных?

Ребята, вы сегодня оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы.

Ребята вам понравилось наше занятие? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на веточку:

Красный листик - "мне было интересно",

Желтый листик - "я узнал много нового",

Зеленый листик - "мне было трудно все запомнить",

После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся "Деревом Познания".

7.Д.З. -Ребята, вы сегодня все работали хорошо. Задание на дом: разукрасить диких животных.



Приложение

1. Игра «Закончи предложение»

Давайте с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я говорю, а вы заканчиваете фразу

- Наступила … осень.
- Солнце светит…
-Дни стали короче, а ночи…
- Погода…холодная
- Листья на деревьях… пожелтели, опали.
-В тёплые края улетели… птицы.
-Звери подготовились к… зиме.
-Медведь спит в … берлоге.
-Белка заготовила запасы, поменяла … мех
-Белка сушит на зиму… грибы.
- У лисы мех стал….,
-Заяц зимой станет… белым.

2.Игра «Третий лишний».
Бельчонок, медведица, зайчонок (взрослое животное);
Заяц, еж, белка (делает запасы на зиму);
Еж, заяц, медведь (линяет, не спит всю зиму).

3. Описание животных по вопросам.

Заяц всего боится. Он какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (пусть дети порассуждают - например, быстрый, косой, осторожный).

Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).

Волк на всех рычит. Он какой? (злой)…

Медведь какой? (косолапый, неуклюжий, сильный, сластена). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит, косолапит).


4. Дидактическая игра. Угадай по описанию.

Ребята, посмотрите. Деревьев в лесу много, а животных не видно совсем. Давайте подойдем к мольберту, на котором есть картинки (висят оборотной стороной). Я сейчас буду называть вам слова, а вы подумайте, к какому животному они относятся?

-злой, голодный, серый (волк) 
-маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)
-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)
-большой, неуклюжий, косолапый (медведь)
-маленькая, пушистая, любит орешки (белка)
- маленький, колючий (ёжик)
(по мере называния открываются предметные картинки и появляются животные)

5. А теперь загадайте мне животное:

Дети загадывают животное и описывают его, логопед старается отгадать.
Она маленькая, у нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи (белка)
Он большой, неуклюжий, косолапый. Зимой спит в берлоге, любит мед, ягоды (медведь)
Он маленький и колючий. Зимой спит в норке, любит грибы, яблоки (Ёж)

6.Дидактическая игра «Чей хвост?»

 - Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост)       у волка – (волчий хвост)

У зайца – (заячий хвост)    у медведя – (медвежий хвост)

У белки – (беличий хвост)   у оленя – (олений хвост)

У рыси – (рысий хвост)       у лося – (лосиный хвост)

6. Физкульмиитука.

Мишка лапки подними,

Мишка лапки опусти,

Мишка, мишка, покружись

А потом земли коснись

И животик свой потри.

Раз, два,три!

Раз,два,три!

Рассказ о волке

1.Волк – дикое животное. Размером волк, с крупную собаку, весит около 50 кг. Тело волка вытянутое, покрыто жесткой шерстью. Окраска серовато-бурая с черными концами волос. У него очень сильные, высокие ноги - их четыре. Лапы имеют когти. Лобастая и вместе с тем изящная голова с некрупными ушами. Хвост недлинный свисает почти прямо.

Волк живет в лесу. Имеет пару, т.е. каждый волк живёт со своей волчицей. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает. У пары рождаются детёныши – волчата.

Жилище волков называют логовом. Логовом служат ямы под корнями деревьев, на склонах оврагов. Место выбирают около воды, т.к. волки очень много пьют. Волчье логово – место, где живет волчица с волчатами. Волк – заботливый отец. Он любит своих волчат и заботится о них.

Волки живут стаями. Обычно в волчьей стае бывает 6 - 7, а иногда и 15 животных. Самый сильный волк в стае становится вожаком, которому все остальные беспрекословно подчиняются. Волки - одни из самых верных животных, они сильно привязываются к товарищам по стае. Свои чувства они выражают мимикой и телодвижениями. "Волчий язык" сплачивает стаю и помогает ей действовать заодно. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами.

Волк – сильный, выносливый, умный хищный зверь. Волки созданы для охоты самой природой. Зимой волк на снегу оставляет аккуратную цепочку следов - он ставит заднюю лапу точно за передней. Благодаря такой поступи он может бегать по любой местности и даже по глубокому снегу. Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых 42. Большие клыки и мощные челюсти позволяют волку охотится на крупных животных. Добыча (еда): лось, косуля, олень, кабан, заяц, хорек. Его добычей, как правило, становятся слабые и больные животные. Поэтому его и называют санитаром леса. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса. Иногда волки прячут часть недоеденной добычи про запас – затаскивают в яму и забрасывают чем-нибудь сверху. В случае неудачной охоты, они вернуться к этому тайнику и выкопают спрятанный обед. Иногда волк может полакомиться ягодами, грибами, плодами ландыша.

- Ребята, а знаете, почему волка назвали волком?

- Волк - от слова «волочить», тащить свою добычу.

Волки издают звуки (рычат, воют), с помощью которых обмениваются информацией о добыче, о появлении других волков, людей.

Кто не боится злого волка? С детства, когда нам читали сказки «Три поросенка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», мы усвоили, что волки злые и страшные.

Они свирепые и опасные. Вероятно, так скажет о волках тот, кто почти ничего о них не знает. На самом деле на людей волки нападают очень редко. Как и все хищники, они охотятся, чтобы прокормиться, и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей.


2. Загадка.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

Как вы думаете, где живут волки? - Волки живут в  лесу, это дикие животные.  

Если бы можно было волка погладить, что бы мы узнали? чем покрыто тело волка? - Тело волка покрыто шерстью.

 Шерсть, какая? - Шерсть у волка густая, жесткая, теплая  и т.д

Какого цвета волки? -  Волки серого цвета

Какие части тела есть  у волка? - Голова, зоркие глаза, нос, пасть с острыми клыками, уши, туловище, быстрые ноги .

Правильно. Это им помогает охотиться, выкармливать детенышей, спасаться от врагов  и выживать в трудных условиях.

Чем питаются волки? - Волки питаются мясом других животных. Поэтому их называют хищниками.

Правильно, добычей для волков служат различные крупные копытные

Когда волки добывают пищу в природе, то в первую очередь их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, исключается заражение других животных, и участие их в размножении, что способствует рождению здорового и сильного молодого поколения копытных. Поэтому волка можно считать санитаром леса. Среди всех диких животных, волк выделяется силой, умом и выносливостью. Волк очень похож на собаку. Волк может долго охотится за добычей. он может долго бегать. волки имеют сильные ноги и крепкие когти.

Его нору называют логовом. Волчье логово – это место, где живет волчца с волчатами. Волк – заботливый отец. он любит своих волчат и заботится о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока мир природы и человека во 2 классе. Тема: Весна

Тема: Весна. (Слайд 1)Цель: Обобщить знания учащихся о сезонных изменениях в природе.Задачи:Образовательные: дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной.  Коррекционно-раз...

Конспект урока мир природы и человека "Земля и солнце"

Цели урока: познакомить с планетой Земля и звездой - Солнцеразвивать умение рассуждать, внимание, память, устную речь;воспитывать бережное  отношение к окружающему нас миру....

Конспект урока мир природы и человека "Домашние животные"

Урок живого мира по теме: «Домашние животные» в 1 классе Тема: «Домашние животные»...

Конспект урока "Мир природы и человека" в 1 классе "Одежда и занятия людей зимой"

Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....

Конспект урока мир природы и человека на тему "Занятия людей осенью"

Конспект урока мир природы и человека на тему "Занятия людей осенью"...

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"...