Конспект урока "Славные символы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Баркова Марина Эдуардовна

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simvoly_rossii.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с основными государственными символами современной России.

Задачи:

Показать образ России как огромную многонациональную страну.

Развивать устную речь.

Воспитывать патриотизм.

Оборудование: проектор, экран

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.( слайд 2 – 9 )

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Название нашей страны.

2. Глава нашего государства.

3. Столица Российской Федерации.

4. Важный документ о правах ребенка, в переводе с латинского означает «соглашение».

5. Основной закон нашей страны, в переводе с латинского означает «устройство, постановление».

6. Высшее государственное законодательное собрание в ряде стран.

К л ю ч е в о е   с л о в о: символы.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с государственными символами России.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит  о п р о с:

– Какие права и обязанности граждан России ты знаешь?

– Кто является главой нашего государства?

– Что ты знаешь о Парламенте нашей страны?

– Чем занимается Правительство Российской Федерации?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. У каждого государства есть свои символы. Что же такое символ? Какие символы вы знаете?

Ученики. Символ – условный знак, обозначение. Мы знаем символы России – герб, флаг, гимн._ слайд 10)

Учитель. Что же такое герб? Где можно увидеть герб?

Ученики. Герб – эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.

Н а   д о с к е: ( слайд 11)

     

Учитель. Покажите герб современной России. Что на нем изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?

Учащиеся дают ответы.

Учитель (дополняет). Князь московский Иван III (1440–1505) ( слайд 12) женится на наследнице византийского престола Зое Палеолог (Софья). 12 ноября 1472 года холодной дождливой осенью она приехала в Москву, её встречали 6 больших кораблей, гружённых подарками для будущей государыни в Ревеле. Софья приехала не с пустыми руками. Самым ценным была богатейшая библиотека редких книг. Таких в России еще не было. Слава о библиотеке шла по всей России. При внуке Софьи – Иване IV Грозном библиотека исчезла. Ее ищут и археологи, и кладоискатели, но найти не могут. Исчезнувшая библиотека Ивана Грозного – одна из загадок времени.

Под влиянием жены, с детства привыкшей к блеску и роскоши греческого двора, Иван резко изменил порядки в Кремле. (Кстати, и Кремль был построен новый, стоящий и поныне.) Но дело не только и не столько в «капризах» жены. Женившись на византийской принцессе, Иван III считал себя наследником погибшей Византийской империи. Недаром Москву стали именовать Третьим Римом.

Иван III поощрял торговлю, съестные припасы в Москве были необычайно дёшевы. Об этом писали все иностранцы. Самое большое впечатление на них производил торг зимой на льду Москвы-реки под стенами Кремля: цены были такими низкими, что мясо продавали не на вес, а на «глазок» целыми замороженными тушами. Потомки и сотни лет спустя отдавали дань уважения Ивану III. Московская Русь при нем превратилась в одну из ведущих стран мира. Несмотря на широкое сотрудничество с западом, Иван III свято хранил русские обычаи, гордость и достоинство русских людей.( слайд 13)

Новый герб, принятый Иваном III, не просто повторил очертания герба, привезённого Софьей. Изображение двуглавого орла Палеологов было плоскостным, безжизненным. Русский двуглавый орёл как бы наполнился плотью и кровью, превратившись в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на Запад и Восток. Но Иван III не расстался и со старинным гербом Великого княжества Московского. Изображение исконно русского святого Георгия Победоносца было помещено на грудь орла.

На своих могучих крыльях двуглавый орёл держал Россию вплоть до 1917 года. За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся. Первый раз это было при Михаиле Федоровиче (1613–1645) – первом царе династии Романовых.

Над головами орла, увенчанными коронами, появилась третья корона. При сыне царя Михаила, Алексее Михайловиче, русский орёл «получил» в свои когти символы царской власти – скипетр и державу. Они были главными атрибутами при венчании на царство

каждого нового царя. Три короны первоначально считались символом святой Троицы, а позднее – символом единства трех братских славянских народов – русского, украинского и белорусского. За долгие годы существования крылья орла поднялись вверх, и на них появились гербы главных частей Российской Империи.( слайд 14).

Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищённая щитом с изображением святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.( слайд 15)

– Что же такое флаг? Где можно увидеть флаги? А какой флаг у России? ( слайд 16)

Ученики. Флаг – прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов. У России флаг состоит из трёх цветов: белый, синий, красный.

Учитель. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращённо называли «бесик».

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Восточные славяне – русы – имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг».

Стяги у русских дружин были с языческих времён. На страницах летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с куском яркой ткани с изображением языческого бога. С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с тремя концами изображаются русские святые.

Государственный флаг является символом государства. Он поднимается над правительственными зданиями и венчает дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтут его как святыню. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждают Государственная дума и Президент. Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, которая изучает символику государства, – геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.

В январе 1705 г. Петр I издал специальный указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим, торговым судам. В 1724 г. это решение было подтверждено морским уставом. Этот флаг в течение полутора веков верой и правдой служил торговле России, но никогда не утверждался как государственный. По решению Государственной Думы и Президента Россия вступила в XXI в. с бело-сине-красным флагом.

Знаменем Вооруженных сил России снова стало Красное знамя. С Красными знамёнами Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водружённое над рейхстагом, было красного цвета.

Прочитайте статью «Государственный флаг России» на с. 170–171 учебника. Как можно объяснить символику цветов на российском флаге? ( слайд 17)

Ученики. Внизу расположен мир земной (красный цвет), выше – мир небесный (синий цвет), еще выше божественный (белый цвет).

Физминутка

Учитель. «Расскажите» стихотворение  мимикой, движениями. Покажите, как прекрасна наша Родина.

Посмотри, как все красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо,

И ромашка желтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина – Россия –

Хорошеет с каждым днем.

Учитель. ( слайд 18 ) Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» – восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов (миф – по-гречески «предание», «сказание»). Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста за то, что он научил людей многим ремёслам:

Муза, Гефеста воспой,

Знаменитого разумом хитрым!

Вместе с Афиною он светлоокою

Славным ремёслам

Смертных людей на земле обучил...

Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей родине. Например, французский поэт XVII века П. Ронсар написал «Гимн Франции». В 1792 году во время великой французской революции в городе Стратсбурге офицер Рейнской армии поручик Руже де Лиль создал слова и музыку революционного гимна. Автор назвал его «Боевой песней Рейнской армии», но, быстро распространившись, гимн стал особенно популярен в городе Марселе и получил название «Марсельеза». В 1887 году «Марсельеза» была утверждена официальным гимном Франции и является им до сих пор.

Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е годы XIX века композитор князь А. В. Львов и поэт В. А. Жуковский написали новый гимн – «Боже, царя храни…». Он исполнялся в России до февраля 1917 года. Во времена революции 1905–1907 годов рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 году участник Парижской Коммуны революционер П. Л. Лавров перевел на русский язык:

Отречёмся от старого мира,

Отряхнём его прах с наших ног.

Нам не надо златого кумира,

Ненавистен нам царский чертог...

После Октябрьской революции 1917 года в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 году, а музыка – композитором П. Дегейтером в 1888 году. В русском переводе

«Интернационал» был опубликован в первом номере газеты «Искра», но только слова его припева, а полностью был напечатан в 1902 году в Лондоне. «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле.

«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 года. В декабре 1943 года был утверждён новый гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 года. По конкурсу прошел вариант поэтов С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана на музыку композитора А. В. Александрова. В 1977 году текст гимна был обновлён. В 1991 году был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М. И. Глинки. В 2001 г. – принят обновлённый текст гимна на стихи С. В. Михалкова, музыку А. В. Александрова.

Государственный гимн страны исполняется при подъеме её государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.

Учитель включает звукозапись гимна России (1 куплет). Учащиеся слушают стоя.

( слайд 19)

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Отгадайте загадку:

                    Стоят в поле сестрицы,

                    Платьица белены,

                   

                            Шапочки зелены.

Ученики. Березы. Это дерево является символом России.(слайды 20-31)

Вопросы:

1. Что такое символ?

2. Назовите государственные символы России.

4. Что такое герб?

6. Что означает орёл на российском гербе?

11. Что такое «бесик»?

10. Опишите флаг России.

13. Что означает каждый цвет на флаге?

14. Когда мы отмечаем День государственного флага?

15. Что означает «гимн»?

16. Кто написал музыку и слова для гимна России?

17. Как слушают гимн на церемониях?

18. Когда можно услышать гимн?

Далее учитель предлагает рассмотреть( слайд 32) и сравнить изображения современного герба России (с. 169 учебника) и герба на печати Ивана III. Что изменилось? В чем сходство?

Ученики. В современном гербе России добавлены скипетр, держава и короны, щит с всадником. Общее: на обоих гербах изображён двуглавый орёл.

Далее учитель раздаёт шаблоны российского флага и предлагает раскрасить современный российский флаг.

V. Итог урока. Выставление отметок. ( слайд 33)

Домашнее задание.

С. 168–174. Ответить на вопросы «Проверь себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Урока "Славные символы России"

на уроке использован материал СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"...

План – конспект урока Славные символы России

План – конспект урока  Славные символы России...

Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России» в 3-а классе. Конспект занятия и презентация учителя начальных классов МКОУ СОШ№8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л.П.

Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме  с Конституцией,  с основными правами и обязанностями граждан  и символами Российской Федерации.Задачи:Обучающая: формирование пред...

План-конспект "Государственные символы России".

Внеклассное занятие на тему: Государственные символы России....

Конспект занятия, презентация по патриотическому воспитанию на тему: "Государственные символы России"

Внеклассное занятие на тему: «Государственные символы России»Цель: рассказать о современной государственной символике.Задачи:1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.2. Воспитан...

Конспект урока «Символы России, Кубани».

Конспект урока «Символы  России,  Кубани»....

конспект урока "Символы России"

конспект урока "Символы России" 4 класс...