Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Про кошек и собак".
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

На этом уроке ребята познакомятся с породами кошек и собак. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Про кошек и собак"501.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс:  2класс

Предмет:  Окружающий мир

УМК:  «Школа России»

Тема урока:  Про кошек и собак.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель:  Знакомство с породами кошек и собак.

Задачи: 

Предметные: сформировать у детей представление о породах кошек и собак; учить выявлять признаки данного вида животных.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к животным, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать  семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, в паре, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Продолжительность   урока40 мин

Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 2 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.

Оборудование  урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие насекомые?».

Сценарий урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Доброе утро, ребята. Предлагаю наш урок окружающего мира начать с высказывания. Прочтите:

34

      «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

      - Соотнесем это выражение к работе на уроке. Как вы понимаете эти слова? (Надо много и упорно трудиться на уроке, чтобы узнать много интересного по теме урока  .)

- Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)

Сегодня на уроке мы с вами  будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Актуализация знаний. Цель:Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

1 2 3 1 2

-Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что нужно сделать, чтобы открыть новое?

(Повторить то, что уже знаем)

-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

-Кого мы видим на слайд? ( На слайде свинья, корова, морская свинка, попугай, хомяк, овца).

- На какие группы можно разбить этих животных? ( Животные, которые живут в хлеву и в живом уголке).

- Для чего нам нужны животные живого уголка? ( чтобы за ними ухаживать, чтобы радовали нас...)

- Молодцы.

-А вы знаете, Мудрая черепаха приготовила вам загадку:

Отворилась тихо дверь,

 И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.

-О ком говориться в загадке? (о кошке)

- Как догадались? ( усатый зверь, умылся мягкой лапкой...).

Следующая загадка:

Кто там очень громко лает,

 Никого в дом не пускает?

Злая видимо, однако,

Ведь зовут её –..( собака)

- Как догадались? ( громко лает, злая..)
-Вы догадались,  о ком мы сегодня будем говорить? (Да, мы сегодня узнаем  новое о кошках и собаках).

- Поднимите руку, у кого дома есть собака или кошка. Расскажите, какие они у вас ( высказывания детей).

- Знаете ли вы породы кошек и собак? ( затрудняются ответить).

-С какой проблемой столкнулись? ( Мы не знаем, какие породы кошек и собак бывают).

-Где мы сможем найти ответ на этот вопрос? ( Из учебника, из энциклопедии, из интернета).

- Откройте учебники на стр. 84 и прочитайте тему урока. ( Про кошек и собак).

-Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать.

-Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать? (Помогает в постановке цели и задач урока. Предлагает план в виде схем на доске)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Совершенствуем умение ставить цель урока, этапа.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Совершенствуем умение работать в паре, группе.

3. Выявление места и причины затруднения.Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.

3 32 1 3 

-Что вы знаете о породах кошек и собак?

-Кто может ответить на этот вопрос? (Дети предлагают свои варианты) 2

-Обоснуйте свой ответ. ( Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона)

-Какие породы кошек и собак встречаются?

-Кто может ответить на этот вопрос? (Дети предлагают свои варианты ответа)

-Обоснуйте свой ответ. ( Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона)

 -А теперь поднимите руки, кто не знает ответов на возникшие вопросы. С какой проблемой вы столкнулись?

(Мы не знаем породы кошек и собак.)

Физминутка

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.

Цель: направить деятельность учащихся на построение проекта выхода из затруднения.

5 4 3 2 3

-Какую поставим цель?

(Узнать породы кошек и собак).

-Где мы сможем найти информацию? (из учебника, из энциклопедии, из дополнительной литературы).

- Какова роль каждой породы собак и кошек? ( разные варианты ответов).

-Вы любите исследовать? ( Да). Сегодня мы на уроке будем исследователями.

Что мы с вами сейчас составили? (План работы)

  1. Узнать породы кошек и собак.
  2. Определить  роль кошек и собак в жизни человека.
  3. Узнать, как ухаживать за кошками и собаками.
  4. Провести исследование.

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: Построение ориентированной основы нового способа действий.

2 3 1 4 1 3

- А теперь я предлагаю поработать в паре. Откройте учебник на стр. 84 и прочитайте информацию про кошек. 4

Работа в паре. (Можно повторить правила работы в паре по необходимости)

- Что узнали ( на свете около 60 разных пород кошек, любая кошка нуждается в заботе, мы узнали такие породы, как домашняя, сибирская, персидская кошка).

В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.

В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.

А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.

Кошке важно как можно больше двигаться и играть.

Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку.

- Какова роль кошки в жизни людей? ( варианты ответов)

- Теперь разберёмся с породами собак. Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь. С течением времени человек вывел различные породы собак. В настоящее время их насчитывается около тысячи. Все породы собак можно разделить на 3 группы.

Мы поработаем в группе и узнаем, какие же это группы. У каждой группы на столах лежат листочки с информацией   о разных породах собак. Вам надо прочитать эту информацию и  кратко рассказать. ( Дети читают информацию, а затем один  представитель из каждой группы выходит и рассказывает о прочитанном).

Делаем вывод все породы собак делятся на служебные, охотничьи и декоративные.

- Какова роль этих собак? (Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис.

Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи.

Декоративные собаки для дома).

-На какой вопрос нашего плана мы нашли ответ?

(Мы узнали породы кошек и собак, поработали с разной литературой, узнали роль кошек и собак).

-Вернёмся к нашему плану урока, какой вопрос остался не раскрытым? (как ухаживать за кошками и собаками).

У каждого учащегося  на парте лежит листок, на нём нужно написать по одному правилу ухода за кошками и собаками. Затем идёт обсуждение и делается вывод.

- Какой вопрос ещё остался открытым ( провести исследование).

- Смотрим на экран. Что мы видим? ( лапы кошек). Значит, нам надо сделать какое-то открытие, опираясь на лапы кошек. Что вы заметили? (учитель подводит ребят к тому, что на передних лапах кошки 5 когтей, а на задних 4)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

147 4 1

-А теперь предлагаю вернуться к нашему вопросу, который возник в начале урока. Ответили мы на него? ( да)

 Физминутка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.    

Цель: организовать самопроверку по эталону.

42

-Молодцы! Кто подскажет, что нужно сделать, чтобы проверить, хорошо ли все дети поняли новую тему? Можно ли двигаться дальше или нужно еще поработать? (Нужно выполнить самостоятельную работу)

- Положили рядом с собой листок № 2. Я буду читать вопросы, а вы будете ставить галочки с ответами да или нет.  (Дети выполняют задание.) 
– Проверим результат вашей работы. 
(Ребята меняются листочками и  сверяют свою работу с Эталоном на слайде)

Анализ работы и допущенных ошибок. Рекомендации детям.

8. Включение в систему знаний и повторение.Цель: научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

-Откройте рабочие тетради на  стр.59 и найдите задание № 1

- Вам нужно заполнить таблицу, привести примеры разных пород собак. Где можем посмотреть эту информацию? ( из учебника, из атласа- определителя).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: Проанализировать достигнутые результаты.

1 2 4 3

-Подведем итог нашего урока. Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

  1. Узнать породы кошек и собак.
  2. Определить  роль кошек и собак в жизни человека.
  3. Узнать, как ухаживать за кошками и собаками.
  4. Провести исследование.

-Мы ответили на все вопросы?

Что для вас было самым интересным.

Какое открытие вас сегодня удивило?

Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.

Благодарю всех за плодотворную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Собаки и кошки - домашние животные"

В материале представлен конспект урока по окружающему миру 2 класс по учебнику Плешакова А.А. на тему "Собаки и кошки - домашние животные"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс. Тема " Про кошек и собак"

Разработка открытого урока по окружающему миру по УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "За что мы любим кошек и собак" 1 класс

Целевая установка урока:Предметные результаты:Рассказать о роли кошек и собак в доме человекаЗнать правила содержания кошек и собак, правила ухода за нимиУзнавать по рисункам изученные (некоторые) пор...