Дикие домашние
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: Дикие и домашние животные

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование умения различать диких и домашних животных

Задачи:

Дидактические: формировать умение определять, по каким признакам животных относят к группе диких животных; формировать умение определять, по каким признакам животных относят к группе домашних животных; формировать умение определять роль домашних животных в жизни человека.

Развивающие: развивать умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи при организации проблемной ситуации; развивать умение на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между дикими и домашними животными и человеком; развивать умение сравнивать диких и домашних животных, устанавливать основания для сравнения диких и домашних животных; развивать познавательный интерес к диким и домашним животным, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний о диких и домашних животных.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважительное отношение к людям, их взглядам при организации работы в парах, группах на всех этапах урока; воспитывать умение применять правила совместной деятельности, способность договариваться при организации работы в парах, группах на проблемной ситуации, при выполнении задания на формирование умения определять, какие животные относятся к домашним; воспитывать умение признавать возможность существования разных точек зрения на всех этапах урока; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Савина Нина Викторовна

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: Дикие и домашние животные

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование умения различать диких и домашних животных

Задачи:

Дидактические: формировать умение определять, по каким признакам животных относят к группе диких животных; формировать умение определять, по каким признакам животных относят к группе домашних животных; формировать умение определять роль домашних животных в жизни человека.

Развивающие: развивать умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи при организации проблемной ситуации; развивать умение на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между дикими и домашними животными и человеком; развивать умение сравнивать диких и домашних животных, устанавливать основания для сравнения диких и домашних животных; развивать познавательный интерес к диким и домашним животным, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний о диких и домашних животных.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважительное отношение к людям, их взглядам при организации работы в парах, группах на всех этапах урока; воспитывать умение применять правила совместной деятельности, способность договариваться при организации работы в парах, группах на проблемной ситуации, при выполнении задания на формирование умения определять, какие животные относятся к домашним; воспитывать умение признавать возможность существования разных точек зрения на всех этапах урока; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты.

Характеристика этапов урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача фрагмента урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к изучению темы «Дикие и домашние животные».

Словесный метод (беседа)

Словесный метод (беседа)

Проблемный метод (приём создания проблемной ситуации)

(прием взаимооценки с помощью сигнальных карточек)

Организационный момент

 Здравствуйте! Меня зовут Нина Викторовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

− Прочитайте высказывание, представленное на слайде. Как вы его понимаете?

«Сострадание к животным напрямую связано с добротой. Тот, кто жесток к животным, не может быть хорошим человеком».

(Человека нельзя считать добрым и хорошим, если он причиняет вред животным)

− Действительное, я согласна с вами: бережное отношение к животному миру – это один из главных показателей доброты человека. Животные играют большую роль в жизни людей. Многие люди заводят домашних питомцев, которые радуют их изо дня в день.

Определение темы урока:

− Скажите, а все животные – домашние?

(нет, есть еще и дикие животные)

− Как вы думаете, над какой же темой мы будем работать сегодня на уроке? Давайте подтвердим ваши предположения с помощью учебника окружающего мира. Прочитайте тему урока на 72 странице.

(«Дикие и домашние животные»)

− Верно, сегодня на уроке мы будем работать над темой «Дикие и домашние животные».

Постановка проблемной ситуации:

− Диких и домашних животных очень много, некоторых из них похожи, как близнецы. Давайте проверим, умеете ли вы различать диких и домашних животных и выполним следующее задание в группах по 3 человека. Первая группа будет работать у смарт-доски, вторая – у смарт-панели. Ваша задача – распределить животных на две группы: дикие и домашние. На выполнение задания вам даётся 1 минута. Займите свои рабочие места. Помните о правилах работы в группе и с интерактивным оборудованием: руки должны быть сухие, стилус держим перпендикулярно экрану, работаем вместе, сообща. Выберите представителя от группы.

Формулировка цели урока:

− Первая группа, представьте результаты своей работы.

Вторая группа, оцените работу первой группы с помощью сигнальных карточек. Поднимите зелёную сигнальную карточку, если вы согласны с мнением группы. Поднимите красную сигнальную карточку, если ваше мнение отличается.

− Посмотрите, у нас возникло затруднение: мнения разошлись. Как вы думаете, почему? Что мы ещё не умеем делать?

(мы не умеем различать диких и домашних животных)

− Какую же цель мы поставим на урок? Чему будем учиться?

(будем учиться различать диких и домашних животных)

Приветствуют учителя

Участвуют в обсуждении высказывания, рассуждают о доброте

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают предположения

Подтверждают предположения с помощью учебника окружающего мира

Работая в группах с интерактивным оборудованием, сталкиваются с затруднением: не умеют различать диких и домашних животных

Представляют результаты работы

Осуществляют взаимооценку деятельности

Самостоятельно формулируют цель урока

Ф

Ф

Ф

Г

Г

Г, Ф

Ф

Смарт-доска

Словесные средства (учебник окружающего мира А.А. Плешакова, 2 класс¸ ч.1, стр. 72)

Интерактивное оборудование (Смарт-доска; март-панель)

Интернет-платформа LearningApps

Смарт-доска; март-панель

Сигнальные карточки

Контроль за выполнением задания

Контроль за выполнением задания

Контроль за выполнением задания

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Взаимооцен-ка

Р: умеют организовать себя на уроке.

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других.

Р: определяют тему урока

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других.

Р: участвуют в совместной деятельности: распределяют работу между членами группы; осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивают их; находят ошибки в своей работе, устанавливают их причины, ведут поиск путей преодоления ошибок

Р: сравнивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивают их.

Р:определяют и формулируют цель на уроке

Положительно относятся к процессу познания

Применяют правила совместной деятельности со сверстниками, проявляют способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат

II. Проектировочный

Развивать умение обучающихся планировать свои действия для  достижения цели.

Проблемный метод (приём планирования совместных действий)

− На каждом уроке есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цель. Поэтому сейчас я предлагаю вам составить план нашего урока, который поможет нам научиться различать диких и домашних животных.

− Посмотрите, пункты плана представлены на смарт-доске, но вот незадача: некоторые слова пропущены и нам необходимо заполнить пропуски.

− Что же мы узнаем сначала?

1. Узнаем, какие ________ (животные) относятся к диким;

− Что нам необходимо узнать после этого?

2. Узнаем, какие животные относятся к ____________ (домашним);

− Каким же будет последний пункт плана?

3. Определим роль домашних животных в жизни _________ (человека).

− Сегодня на уроке мы будем следовать данному плану, чтобы научиться различать диких и домашних животных. Но мы с вами будем не просто учениками – мы будем настоящими зоологами. Скажите, а вы знаете, кто такие зоологи?

− Зоологи – это учёные, которые изучают мир животных. Все свои наблюдения мы будем фиксировать в дневнике зоолога.

За каждый выполненный пункт плана вы будете получать значок зоолога, а самые активные ученики получат дополнительные значки.

Планируют совместную деятельность на уроке для достижения цели

Заполняют пропуск в первом пункте плана

Заполняют пропуск во втором пункте плана

Заполняют пропуск во втором пункте плана

Ф

Ф

Ф

Ф

Смарт-доска

Смарт-доска

Смарт-доска

Смарт-доска

Контроль за выполнением задания

Р: планируют этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

К: конструируют утверждения, строят логическое рассуждение

К: корректно и аргументированно высказывают своё мнение; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Намечают пути устранения трудностей

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод (прием работы с видеоинформацией)

Словесный метод (беседа)

(прием самооценки с помощью значков зоолога)

(приём работы со словесной информацией: таблицей)

(приём взаимооценки деятельности)

(прием самооценки деятельности с помощью значков зоолога)

(прием работы с наглядным материалом)

(прием самооценки деятельности с помощью значков зоолога)

Реализация первой учебной задачи:

− Какой пункт плана мы выполним первым?

(Узнаем, какие животные относятся к диким)

− Для того чтобы узнать, какие животные относятся к диким, я предлагаю вам посмотреть видео. Будьте очень внимательны, ведь вам предстоит ответить на вопросы о диких животных.

(просмотр обучающего видео «Развлечёба – Про домашних и диких животных, 1:36-3:21)

− Вы внимательно посмотрели видео. Давайте его обсудим.

− Где обитают дикие животные?

(дикие животные обитают в естественной среде: в лесу, в поле, в пустыне, в океане и т.д., они сами строят себе жилище, заботятся о детёнышах, строят себе жилище)

− Как дикие животные ведут себя, когда встречают человека?

(Когда дикие животные встречают человека, то пугаются и убегают или, наоборот, проявляют агрессию и нападают)

− Приведите примеры диких животных.

(Лиса, слон, совы, волк, бегемот, лось, медведь)

− Дикие животные живут сами по себе в естественной среде обитания. Они самостоятельно заботятся о себе, добывают пищу и строят жильё. Люди ловят рыбу, а также охотятся на разных диких животных. Вмешиваясь в природу из-за своих нужд, человек снизил количество многих диких животных, поэтому сейчас есть представители, которые нуждаются в охране. Многим живым существам облегчит жизнь поддержка человека. Поэтому, хотя дикие животные живут отдельно от человека, люди всё равно должны им помогать. Например, подкармливать их суровой зимой, когда пищи становится меньше, создавать заповедники — охраняемые территории, где живут редкие дикие животные

− Давайте занесём результаты нашего наблюдения за дикими животными в дневник зоолога.

(слайд с заполненной страницей дневника зоолога)

− Вернёмся к плану урока. Какой пункт мы выполнили?

(Узнали, какие животные относятся к диким)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите первый значок зоолога.

Реализация второй
учебной задачи:

− Что мы узнаем после этого?

(Узнаем, какие животные относятся к домашним)

Каждый зоолог умеет работать с информацией и выделять из неё только нужное. Поэтому для того чтобы узнать, какие животные относятся к домашним, я предлагаю вам поработать в парах с планшетами на интернет-платформе Learningapps. Отсканируйте QR-код на карточке №1 и перейдите по ссылке. Вам необходимо соотнести информацию о домашних животных и роли человека в их жизни.

− На выполнение задания вам даётся 4 минуты. Помните о правилах работы в паре: обсуждаем вопросы вместе, приходим к единому мнению.

− Первая пара, поделитесь результатами своей работы.

(Домашние животные живут в домах людей или в жилищах, которые строит человек специально для них. Человек кормит их, защищает, заботится об их потомстве, создаёт все необходимые условия для жизни.)

− Оцените работу первой пары. Если вы согласны с мнением пары, поднимите зелёную сигнальную карточку. Поднимите красную сигнальную карточку, если ваше мнение отличается.

− Зафиксируем информацию о домашних животных в дневнике зоолога.

(Слайд с заполненной страницей дневника зоолога)

− Вернёмся к плану урока. Какой пункт мы выполнили?

(Узнали, какие животные относятся к домашним)

− Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите второй значок зоолога.

Реализация третьей
учебной задачи:

− Каким же будет последний пункт плана?

(Мы определим роль домашних животных в жизни человека)

− Для того чтобы определить роль домашних животных в жизни человека, поработаем со вторым заданием на 73 странице учебника.

− Рассмотрите рисунки и фотографии. Что человек получает от домашних животных? Обратите внимание, на ваших партах лежат конверты с полосками из цветной бумаги. Покажите это с их помощью, что человек получает от домашних животных. Данное задание вы будете выполнять индивидуально. На работу вам даётся 2 минуты.

− Проверьте работу соседа по парте, сравнив полученную модель с образцом на смарт-панели. Исправьте ошибки, перемещая полоски цветной бумаги.

− Домашние животные играют важную роль в жизни человека. Лошади, верблюды, ослы перевозят грузы. Кошка ловит мышей. Собаки охраняют дом, ищут людей и разные предметы, помогают передвигаться незрячим людям, пасти скот, охотиться. От многих домашних животных человек получает продукты питания. Например, коровы и козы дают молоко, пчёлы — мёд, а куры, гуси, утки — яйца. От многих домашних животных человек получает мясо. Кроме того, домашние птицы дают пух и перья. А овцы, козы и кролики — шерсть.

− Давайте зафиксируем результаты наблюдения в дневнике зоолога.

(Слайд с заполненной страницей дневника зоолога)

− Вернёмся к плану урока. Какой пункт мы выполнили?

(Определили роль домашних животных в жизни человека)

− Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите третий значок зоолога.

Обращаются к планированию

Смотрят видео

Участвуют в беседе

Рассказывают, где обитают дикие животные

Рассказывают об особенностях поведения диких животных при встрече с человеком

Приводят примеры диких животных

Слушают учителя

Заносят результаты наблюдения в дневник зоолога

Возвращаются к планированию

Осуществляют самооценку

Обращаются к планированию.

Работая в парах с планшетами на интернет-платформе Learningapps, соотносят информацию о домашних животных и роли человека в их жизни

Демонстрируют и защищают выполненную работу

Осуществляют взаимооценку

«Фиксируют» информацию о домашних животных в дневнике зоолога

Осуществляют самооценку

Обращаются к планированию

Работая индивидуально, рассматривают рисунки и фотографии на странице учебника окружающего мира. С помощью полосок из цветной бумаги показывают роль домашних животных в жизни человека.

Осуществляют взаимопроверку

Слушают обобщение учителя

«Фиксируют» результаты наблюдения за ролью домашних животных в жизни человека в дневнике зоолога.

Возвращаются к планированию

Осуществляют самооценку

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

И, Ф

Ф

П

П

П, Ф

Ф

Ф

И, Ф

Ф

И

П

Ф

Ф

Ф

И, Ф

Смарт-панель (видеофрагмент из мультфильма «Развлечёба – Про домашних и диких животных, 1:36-3:21)

Смарт-доска (видео на фоне речи учителя)

Смарт-панель (дневник зоолога)

Дневник наблюдений

Значок зоолога

Смарт-доска

Планшеты

Планшеты

Сигнальные карточки

Смарт-панель (дневник зоолога)

Значок зоолога

Смарт-доска

Словесные средства (учебник окружающего мира Плешакова А.А., 2 класс, ч.1, стр. 73)

Смарт-панель (видео на фоне речи)

Смарт-панель (дневник зоолога)

Контроль за выполнением задания

Контроль за выполнением задания

Контроль за выполнением задания

Самооцен-ка

Взаимоконтроль

Контроль за выполнением задания

Взаимооценка

Самооценка

Контроль за выполнением задания

Самоконтроль

Взаимопроверка

Контроль за выполнением задания

Самооценка

Умеют создавать развёрнутые высказывания

Знают, какие животные относятся к диким

Знают о том, что некоторые животные находятся на грани вымирания

Знают, что такое заповедники

Знают, какие животные относятся к диким

Знают, какие животные относятся к домашним

Умеют определять роль животных в жизни человека

Знают, какую роль играют животные в жизни человека

К: корректно и аргументированно высказывают своё мнение; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

П: понимают целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания)

Р: осуществляют контроль процесса и результатов своей деятельности

Р: участвуют в совместной деятельности: распределяют работу между членами пары; осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивают их; находят ошибки в своей работе, устанавливают их причины, ведут поиск путей преодоления ошибок

Р: сравнивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивают их.

Р: осуществляют контроль процесса и результатов своей деятельности

Р: используют для решения учебной задачи графическую информацию

Р: читают и интерпретируют графическую информацию

Р: осуществляют контроль процесса и результатов своей деятельности

Проявляют внимательное и ответственное отношение к применению знаний в жизни

Осознают роль человека в природе и обществе, принимают экологические нормы поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, наносящих ей вред

Оценивают успехи в реализации первой учебной задачи

Осознают роль человека в жизни животных, осознают необходимость бережного отношения к ним

Оценивают успехи в реализации второй учебной задачи

Осознают роль животных в жизни человека, необходимость бережного отношения к животным

Оценивают успехи в реализации в третьей учебной задачи

IV. Рефлексивно-оценочный

Закрепить полученные знания по теме и проанализировать свою деятельность на уроке.

Проблемный метод (приём решения проблемной ситуации)

(приём взаимооценки с помощью сигнальных карточек)

− Давайте вспомним, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

(«Дикие и домашние животные»)

− Какую же цель мы поставили перед собой?

(Научиться различать диких и домашних животных)

− Как вы думаете, достигли ли мы данную цель? Скажите, как же мы её достигали?

(мы узнали, какие животные относятся к дикими; узнали, какие животные относятся к домашним; определили роль домашних животных в жизни человека)

− Давайте вернемся к заданию, с которым у нас возникло затруднением в начале урока. Первая группа, займите рабочее место у смарт-доски, вторая группа -  у смарт-панели.

− Ребята, оцените работу первой группы. Если вы согласны с мнением группы, поднимите зелёную сигнальную карточку. Если ваше мнение отличается, поднимите красную сигнальную карточку.

− Сегодня на уроке мы с вами были настоящими зоологами и смогли заполнить дневник зоолога, а также собирали значки зоологов.

− Поднимите зеленую карточку, если вы собрали все три значка зоолога/два значка/один значок.

− Как вы думаете, кто же был самым активным на уроке? Кто получит дополнительный значок зоолога?

− На этом наш урок подошёл к концу. Помните, что нужно проявлять доброту не только к животным, но и ко всей природе, потому что от этого зависит будущее нашей планеты.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя

Участвуют в предложенной рефлексии

Оценивают реализацию цели под руководством учителя

Возвращаются к проблемной ситуации

Осуществляют взаимооценку

Участвуют в предложенной рефлексии

Выбирают самых активных учеников

Ф, И

Ф

Ф

Г

Г, Ф

И, Ф

Ф

Смарт-доска

Интерактивное оборудование (смарт-доска, смарт-панель)

Сигнальные карточки

Значки зоолога

Взаимоконтроль

Взаимооценка

Самооценка

Р: оценивают рациональность своих действий, дают им качественную характеристику

К: корректно и аргументированно высказывают своё мнение; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р: оценивают рациональность своих действий, дают им качественную характеристику

Понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Проводят самоанализ и самоконтроль результатов

Оценивают свои успехи в изучении темы



Предварительный просмотр:

Материал к уроку «Дикие и домашние животные»

Проблемная ситуация:

https://learningapps.org/qrcode.php?id=pbv9h92pj23

Видео «Развлечёба – Про домашних и диких животных, 1:36-3:21

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DFtT_7zb6Md4&4&0

Видео о диких животных для фона

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DIBcwhaYP6Uk&6&0

Карточка №1.

Задание: отсканируйте код и перейдите по ссылке.

https://learningapps.org/qrcode.php?id=pao9ype9c23

Соотнесите информацию о домашних животных и роли человека в их жизни

Видео с домашними животными для фона:

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DQi6JYo63SVk&6&0

Роль домашних животных в жизни человека. Образец выполнения задания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедение "дикие домашние животные родного края

Материал используется на уроке кубановедения во 2 классе при изучении темы "Дикие и домашние животные родного края"...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Проверка домашнего задания по окружающему миру на тему: " Домашние и дикие животные"

Проверка домашнего задания по окружающему миру во втором классе на тему:"Домашние и дикие животные". Необходимо письменно ответить на вопросы по тексту из учебника....