Тех карта окр мир Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тех карта окр мир Полезные ископаемые

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Тема: «Наши подземные богатства».

Мотивационно-целевой этап:

Приветствует обучающихся.

У: «Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Эдуардовна, и сегодня урок проведу у вас я».

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

У: «Ребята, давайте проверим, все ли готовы к уроку, на столе у вас лежат сигнальные карточки: жёлтая и зеленая. Поднимите зелёную карточку, если вы готовы начинать, и жёлтую, если нет. Вижу, что все готовы, можем начинать».

Мотивирует обучающихся.

У: «».

Актуализация знаний.

У: «Тест

1. Хранилища воды называются:

а) низменности б) водоемы в) плато

2. Водоемы — это:

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды

б) место обитания животных и растений в) место для купания

3. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли б) трясогузки, совы, кукушки в) орлы, аисты, кедровки

4. Что не следует делать?

а) строить очистные сооружения б) мыть в реке мотоцикл в) расчищать родники и ручьи

Кроссворд

По вертикали: 1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Пруд.) 3. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.) 4. Часть океана, вдающаяся в

сушу и отделенная от него островами и полуостровами. (Море.) 7. Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.)

По горизонтали: 2. Водный поток, имеющий исток и устье. (Ручей.) 5. Огромное пространство соленой воды на Земле. (Океан.) 6. Постоянный природный водный поток. (Река.)

4. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 70 рабочей тетради. Какое письмо вы написали своим сверстникам? (Ученики читают друг другу письма, призывающие бережно относиться к водным богатствам.)

— Чье письмо вам понравилось? (Желающие могут зачитать свое письмо вслух.)

».

Постановка проблемной ситуации.

Организует индивидуальную работу.

У: «».

Организует самопроверку по шаблону на экране.

У: «Время вышло, проверьте по шаблону на экране правильно ли вы выполнили задание, если да – поднимите зелёный карточку, если нет – жёлтую».

Фиксирует затруднения обучающихся при выполнении задания.

У: «У нас возникла трудность, не все смогли правильно выполнить задание, как вы думаете, почему? (Высказывают свои предположения).

Формулировка темы.

У: «На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края. А какие природные богатства вы еще знаете? (Ответы детей.) Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему».

У: «Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

— Я — соль Земли, — говорит соль, — без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? — спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

— А на чем варить будете? — интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись.

— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, - говорит железная руда, которая дает железо для лопат. — Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».

У: «Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? (Ответы детей.) Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания учащихся.) Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются? Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей) Откройте учебник стр. 111 и прочитайте её».

Формулировка цели.

У: «Какую цель мы себе поставим? Чему мы должны научиться? (научиться различать полезные ископаемые своего края).

Проектировочный этап:

Планирует совместно с обучающимися деятельность на уроке:

У: «Итак дети, что же мы должны будем сделать, чтобы достичь сегодняшней цели? (Составить план: выделить задачи). Выделим основные задачи. На доске есть план, но они не по порядку, нужно правильно их расположить:

  1. Узнать важнейшие полезные ископаемые своего края;
  2. Научиться описывать полезные ископаемые своего края;
  3. Узнать меры охраны полезных ископаемых своего края.

Процессуальный этап:

Организует парную работу для решения первой задачи.

У: «Какая первая задача? (узнать важнейшие полезные ископаемые своего края).

У: «Работа с картой. Откроем физическую карту России на с. 58—59 учебника. Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых. (Ученики работают в парах: читают название полезного ископаемого, находят соответствующий значок на карте.) Назовите полезные ископаемые нашего края. Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполним задание 1 на с. 71. (Ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в родном крае.)

Организует промежуточную рефлексию.

У: «Мы выполнили первую задачу? Если вы считаете, что справились с заданием возьмите лист самооценки и поставьте напротив первой задачи себе плюсик, если нет - минус».

Не справился.

Справился.

1.

2.

3.

Организует групповую работу для решения второй задачи.

У: «Вернемся к плану. Какая вторая задача? (Научиться описывать полезные ископаемые своего края). Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам? (Высказывания детей.) Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. Вспомните, как они называются. Как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи). Сегодня вы сами будете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Прочитаем задание 3 на с. 72 рабочей тетради. (У каждой группы на парте находится по 2 образца полезных ископаемых. Задача — определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, используя атлас-определитель, физическую карту, учебник. На работу дается 10 мин. В итоге каждая группа представит отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным, кратким)».

Организует коллективную проверку.

У: «Проводится обсуждение изученного материала. Рассказы ученики сопровождают показом образцов и слайдов «Добыча полезных ископаемых»)

Организует промежуточную рефлексию.

У: «Мы выполнили вторую задачу? Если вы считаете, что справились с заданием возьмите лист самооценки и поставьте напротив второй задачи себе плюсик, если нет - минус».

Физкультминутка

Организует фронтальную работу для решения третьей задачи.

У: «Работа по учебнику С. 158 Прочитайте текст. Что вы узнали из прочитанного? (Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.) Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть, расходовать их надо экономно.) Как надо охранять подземные богатства? (Ответы детей.)

Рефлексивно-оценочный этап:

Подводит обучающихся к выводу. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

У: «Ребята, что мы сегодня должны были узнать, чему научиться (на доске):

  1. Узнать важнейшие полезные ископаемые своего края;
  2. Научиться описывать полезные ископаемые своего края;
  3. Узнать меры охраны полезных ископаемых своего края.

Подведение итогов:

У: «Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.) В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном — природный газ.) Разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.

По горизонтали:

1. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

4. Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

5. По трубе течет,

Пироги печет. (Газ.)

6. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

По вертикали:

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это. (Нефть.)

Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи... (Руда.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина.)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение. (Известняк.)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф.)

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь.)

Организует самопроверку.

У: «Проверьте по шаблону на экране. Если у вас решено верно, поднимите зеленую карточку, если нет желтую».

Организует рефлексию.

У: «Мы выполнили все задачи? Достигли мы цели? Какие задания вызвали у вас больше затруднений? Что интересного и нового узнали? Где в жизни вы сможете применить эти знания?».

У: «У: «Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали. Домашнее задание: прочитать с. 111-119, задание на с.119 на выбор, в раб. Тетради №2, 4. Спасибо за работу!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Технологическая карта урока технологии "Полезные ископаемые" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: создание условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».Задачи урокаДидактические:Формиро...

Технологическая карта окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс (УМК: Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (1-4) (система Эльконина-Давыдова))

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1)познакомить  с понятием «полезные иско...