Конспект урока по окружающему миру. Дикие животные.Белка
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лебедева Наталья Николаевна

Конспект урока по окружающему миру. Дикие животные.Белка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего природного мира.

Тема урока. «Дикие животные. Белка».

Цель: дать представление о диком животном - белке.

Задачи:

I.  Дидактические:

- познакомить с диким животным, особенностями его внешнего вида, питанием, способами передвижения.

II. Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении, обобщении;

- корригировать устную речь на основе упражнений в ответах на вопросы;

- корригировать память на основе упражнений на припоминание, воспроизведение;

- развивать мелкую моторику.

III. Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения, бережное отношение к природе.

Оборудование:

- презентация, ноутбук, экран, проектор;

- натуральные предметы (шишки, желуди, шишки);

- мешочек;

- предметные картинки;

- карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

Цель:

положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель предлагает учащимся послушать и одним словом: волк, медведь, заяц, лиса. Где живут они? Выберите картинку (лес - дом).

Как называют зверей, которые живут в лесу?

Давайте вспомним, каких диких животных мы изучали?

Обучающиеся проверяют свои рабочие места.

Затем прослушав учителя, они называют всех «животные», выбирают, где они живут.   Делают вывод, что в лесу живут дикие животные.

2. Проверка домашнего задания.

Цель:

установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.

1. «Назовите».                                                   
- Кто спрятался за кустом?

- От кого спрятался заяц? Почему? (враги, хищники)

- Это кто ест листья на кустах?

- Вспомните, о каком из этих животных мы говорила на прошлом уроке?


2. «Покажите».                                                     
- Покажите части тела лося.

- Для чего ему служат рога?   Кто враги лося?  

                                           
3. «Назовите».                                                     

- Скажите, как передвигается лось.

- Как лось спит?

4. Сравните.                                                          

- Что изображено на этих картинках? (лежка)

5. «Выберите».                                                                       
- Выберите картинку с местом обитания лося: лес, луг, водоем. Почему лось предпочитает жить в лесу?

6. Что  лишнее?                                                     

- Вспомните, чем питается лось в лесу и назовите, что здесь лишнее.

- Какую пищу дает дерево лосю?

Обучающиеся называют животных по заданию учителя.

Обучающиеся рассматривают изображение лося, показывают части тела и называют их. С помощью иллюстрации делают вывод о значении рогов для животного и называют врагов лося.

По пиктограммам на слайде дети называют способы передвижения лося, а по  иллюстрации – как лось спит.

Школьники сравнивают картинки и делают вывод о том, что здесь спал лось, вспоминают название места – лежка.

Обучающиеся выбирают картинку  с местом обитания лося и объясняют, что в лесу для лося много пищи.

Ученики рассматривают предметные картинки и называют лишнюю. Затем говорят и показывают, какую пищу дает дерево лосю.

3. Объяснение нового материала.

Цель:

познакомить с диким животным, особенностями его внешнего вида, питанием, способами передвижения

1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

- А сегодня мы будем изучать животное, которое любит орехи, но оно от вас спряталось.

- У кого рыжий хвост? Это лиса?

-  Отгадать поможет загадка.                            

Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки всё грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это – …

- Почему вы думаете, что это белка?

2. Сообщение темы и цели урока.                  

- Сегодня мы познакомимся с диким животным белкой, особенностями ее внешнего вида, питанием, способами передвижения.

3. Работа с предметными картинками.         

- Мы привыкли видеть таких белочек. Но они бывают очень разные.

- Сравните белок. Чем они отличаются?

- На кого похожа эта белка? Что она умеет делать?

Есть белки-летяги, которые похожи на птиц. Они могут перелетать с дерева на дерево.

- На чем сидит белочка? Сравните ладонь человека и белку. Какая белка по величине?

Есть крохотные мышиные белки.

4. Рассказ учителя.                                          

А) внешний вид белки.

Белка имеет длинное тело, пушистый хвост и треугольные ушки, иногда с кисточками на конце.

Окрас шерсти рыжий, живот светлый.

В зимнее время года белка может менять цвет на серый.

Б) Белку можно увидеть и на земле, и на деревьях. Это очень щустрый зверек.

5. Просмотр видео «Из жизни лесных белок». 

                                                                           

- Что же помогает белкам так быстро лазать по деревьям?

Лапки сильные, с крепкими и острыми когтями. Благодаря сильным лапам грызуны так легко лазают по деревьям.

6. Игра «Найди белку»                                         

- По нашему классу разбежались белки.  Посмотрите внимательно вокруг и найдите их (Учитель развесил по классу различные цветные картинки с изображением белок.)

7. Рассказ учителя.                                          

А) Где же живут белки? Это дупло на дереве. Так же белки устраивают гнезда на деревьях. А могут они занимать чужие домики – скворечники. В таких домиках рождаются бельчата.

Б) бельчата.

Рождаются бельчата без волосяного покрова, слепые и с весом в 8 грамм.

Через 8-10 недель они покидают гнездо и отправляются в самостоятельную жизнь.

В) чем питается белка?

- назовите беличий корм по картинкам.

Г) подготовка к зиме

Когда белка готовится к зиме, она делает множество укрытий для своих запасов: в дуплах, норах или вырывать ямы самостоятельно.

Д) враги белки.

Белка живет максимум до 12 лет, но только в неволе. В лесу этот грызун может дожить до 4 лет. Ее враги в природе: ястребы, совы и филины, куницы, лисы и даже домашние кошки.

Обучающиеся слушают загадку и с помощью учителя ее отгадывают опираясь на текст загадки и видимую часть скрытого предмета.

Школьники рассматривают картинки, сравнивают предметы и делают вывод о цвете, величине и т.д.

Школьники слушают рассказ учителя.

Школьники смотрят видеофрагмент и делают вывод о том, что белке помогают передвигаться по деревьям острые когти.

Дети показывают найденные изображения  белок.

Школьники слушают рассказ учителя.

4. Закрепление знаний.

Цель: закрепить изученное белке.

1. Работа с разрезной картинкой.                                                                                

- Ребята, у меня разрезанная картинка. Давайте соберем ее, чтобы увидеть, кто на ней изображен.

- Для этого вы находите названную часть тела животного и прикрепляете картинку на доску.

2. Работа с предметными картинками.           карточки

- Вспомните, где живет белка, и выберите для нее домик.

3. «Что  перепутал художник?».                         

4. «Выбирай».                                                                                                          

-  Давайте вспомним, чем питается белка.

На столе лежат карточки. Вы должны выбрать то, чем питается белка и повесить на доску.  

5. Работа по карточке.                                         

- С помощью образца на слайде раскрасьте белку.

- Какого цвета наша белочка?

- Когда у белки бывает рыжая шубка: летом или зимой?

-Раскрасьте дерево.

- Назовите, чем питается белка.

- С помощью картинок на доске раскрасьте изображения этих предметов.

6. Игра «Помоги белке».                                    

- Что собирают белки на этой картинке?

- Белке нужно быть очень внимательной, чтобы набрать побольше шишек.

- Проверим, какие вы внимательные. Помогите  белке побольше собрать запасов на зиму. Кто соберет больше?                                        (учитель развесил по классу шишки)

- Проверим, кто сколько всего набрал шишек.

7. «Сосчитай грибы».                                            

- Что еще любит есть белка?

- Сосчитайте грибы.

- Как она заготавливает грибы на зиму?                

8. «Кто внимательный?»                                                                                           

- Назовите, что лежит в мешочке.

- Сравните орехи и желуди  по цвету, величине и форме.

- Выберите на ощупь орехи.

- Какой признак поможет нам выбрать орехи на ощупь?

9. «Кто лишний?».                                               

- У белки в природе много врагов.

- Кто из животных лишний: не является врагом белки?

10. Просмотр видео «Удивительная история неразлучных белки и кошки».                                                   

- Как дикое животное белка оказалось у людей в доме?

- Правильно ли поступили люди,  подобрав белку?

Школьники по очереди выходят к доске, выбирают часть картинки с изображением названной части тела животного и постепенно собирают изображение белки.

Обучающиеся выбирают из предметных картинок изображения домиков для белки и вывешивают на доску.

Школьники по очереди выбирают из предметных картинок только изображения того, чем питается белка, и вывешивают на доску.

Обучающиеся рассматривают образец изображения белки и по вопросам учителя раскрашивают предметы, изображенные на карточке.

Дети под музыку передвигаются по классу и собирают шишки. Затем сравнивают количество набранных шишек.

Школьники рассматривают иллюстрацию, называют, показывают и пересчитывают грибы.

Обучающиеся называют предметы из мешочка, сравнивают орехи и желуди по величине, форме, цвету, делают вывод, что они должны искать на ощупь круглые предметы. Затем учитель подходит к каждому ребенку, а дети выбирают из мешочка орехи.

Обучающиеся рассматривают картинки и называют лишнее животное.

Школьники смотрят видео. Затем отвечают на вопросы учителя, делают вывод, что люди спасли маленького бельчонка.

5. Итог.        

Цель: подвести итог, оценить результат деятельности  обучающихся на уроке. 

  1. С каким животным мы сегодня познакомились?

                                                                           

2.  Игра «Верно – не верно»

Белка красивая, коричневая, рыжая, быстрая, огромная, запасливая, маленькая, пушистая, злая…

3. Оценивание работы школьников на уроке.

Обучающиеся называют изученное животное. Хлопают в ладоши, если учитель называет слово, которое характеризует белку.

6. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании 

Раскрасить на карточке всех белок.

Запись домашнего задания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса тема "Дикие и домашние животные"

Задачи урока: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; разви...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные" 3 класс СКО VIII вид

Урок разработан для учащихся 3 класса специального (коррекционного) образования VIII вида. Цель: формировать понятие о диких и домашних животных; учить распознавать животных по видам....

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные" (1 класс)...

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека Планируемые результаты:Предметные: зн...

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные " (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные " (2 класс)...