Методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру

Зотова Галина Владимировна

методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года". Урок о формировании представлений о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 « б» классе «УМК «Школа России». Зотова Г.В.

Тема: Времена года, их особенности.

Тип: открытие новых знаний, изучение нового материала.

Цель урока -  формировать представления о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

-пополнить знания о временах года, осенних, зимних, весенних и летних месяцах;

-научить детей называть времена года и месяцы в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы;

- учить детей устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года;

-развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

-обогащать словарный запас учащихся;

-воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

-повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- знание времён года, месяцев;

- соотносить времена года и месяцы;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о временах года и месяцах;

- работа с презентацией, с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации;

-устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Познавательные:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- уважение к мнению других;

- мотивация учебной деятельности;

- самоопределение;

- проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

- овладеть начальными навыками адаптации в мире;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения

Частично-поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно-иллюстративный

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, презентация

Наглядность

Годовой круг ,учебник «Окружающий мир» часть 1, автор А.А.Плешаков, карточки для работы в группах.

Методы:

Словесный, наглядный, практический

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

К нам сегодня пришли гости,

Поприветствуем  мы их.

А теперь за парты сели.

На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя, друг друга, гостей, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают, делают внутреннюю установку на урок. (Коммуникативные УУД).

2.Повторение пройденного материала.

Сегодня мы с вами узнаем  много нового и интересного, но сначала вспомним, а о  чем мы говорили на прошлом  уроке?

- Давайте вспомним, что мы узнали о днях недели, поиграв в игру « Верно, неверно».

- Я буду говорить предложения, если они верны – вы хлопаете в ладоши, а если нет, хлопать не надо .

  1. Сегодня вторник
  2. А вчера была среда( понедельник)
  3. В неделе семь дней.
  4. Первый день недели понедельник.
  5. Седьмой день недели пятница. (воскресенье)
  6.  Мы отдыхаем, не учимся в субботу и в воскресенье.
  7. Завтра будет суббота. ( среда)

-Сколько же дней в неделе?

-Перечислите их по порядку.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

-Назовите по порядку дни недели.

-Сколько всего дней в неделе?

Внимательно слушают  учителя, выбирают  правильные действия.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

Отвечают на вопрос учителя

3. Актуализация знаний.

-Сегодня вы тоже узнаете много нового. А о чем пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка. 

В саду царском стоит дерево райское

На одном боку цветы расцветают,

На другом боку-плоды созревают,

На третьем-листы опадают,

А на четвертом-снег да вьюга гуляет!

 (Времена года)

-О чем  мы будем говорить сегодня?

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

 

Слушают учителя

Ответы детей:

Высказывают предположения

4.Постановка учебной задачи.

Слайд 1.

-Какая    тема  урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой? Чему мы должны будем научиться?

1. Узнать порядок (последовательность) времен года

2. Учиться соотносить времена года и месяцы.

(дополняет ответы детей)

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Времена года

Высказывают предположения

5. Построение проекта выхода из затруднения

  1. Беседа

Слайд 2.

Слайд  3,4

Слайд5-11

Слайд 12-18

Слайд 19-25.

Слайд 26-31.

Слайд 32.

- Скажите, а в какое время года у детей начинаются самые длинные каникулы?

-К нам сегодня на урок снова пришёл Муравьишка , и он тоже очень хочет знать, когда же наступит лето?

-Для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. Итогом нашего урока будет проект. Вы спроектируете страницу, которая войдёт в книгу «Времена года». ( представители команд подходят и берут конверты с заданием) Но прежде мы должны вспомнить всё, что знаем о временах года и месяцах.  И в конце урока мы постараемся ответить на вопрос Муравьишки: Когда же наступит лето?

-А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие по временам года.

-Вы любите путешествовать?

-А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре.

-С собой возьмём   круг. Он будет для нас как компас, чтобы не заблудиться, не улететь в другую сторону.

-Итак, сядьте поудобнее,  отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зима)

-Откройте глаза. Посмотрите, мы  оказались в гостях у Зимы.

- А как вы догадались, что это зима?

- По каким признакам?

 (Снег, лед, сугробы, …).

-Скажите, какие зимние месяцы вы знаете?

-Посмотрите на круг, где мы были в гостях, у какого времени года? (У зимы).

Давайте отгадаем загадки о зимних месяцах.

- А каким цветом мы  обозначим их на круге?

- Полетим дальше?

 -Снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза и послушайте загадку.  

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

                        (Весной).

-Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны.

- По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…). 

- Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.

- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

- Ребята, посмотрите снова на круг, где мы были в гостях, у какого времени года? (У весны).

- Давайте отгадаем загадки о весне 

- А каким цветом  обозначим на круге? (зелёным)

- Вам понравилось у Весны?

-Отправляемся  дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.  

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

                        (Летом).

ткройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лета.

- А как вы догадались, что это лето?

- По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…). 

-Лето – очень красивое время года. И делает его таким изобилие цветов на лугах, в садах и парках.

- А какие летние месяцы вы знаете? (Июнь, июль, август).

- Посмотрите снова на нашу карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У лета).

- Загадки о летних месяцах 

- А как вы думаете, каким цветом  обозначим   на круге?

-Послушайте пословицы

Красное лето никому не наскучило.

Лето красное – пора прекрасная.

 -В старину словом «красный» называли что-то красивое .

- Вам понравилось у Лета?

- Полетим дальше.

-Сядьте поудобнее. Закройте глаза.  

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

                        (Осенью).

ткройте глаза. Посмотрите, мы оказались в гостях у Осени.

- А как вы догадались, что это осень?

- По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ). 

-А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь,октябрь,ноябрь).

- Посмотрите снова на нашу карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У осени).

- Загадки об осенних месяцах. 

- А каким цветом  обозначим на круге?

- Вам понравилось у Осени?

- Полетим дальше.

-Сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте

После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)

-Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.

- Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев.

- Вам понравилось путешествие?

- А что вы узнали во время путешествия?

- Сколько остановок мы делали? Как они назывались? Давайте обратимся к помощнику-карте. Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень).

- Летом.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД).

-ответы детей

слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

-(Зимой).

Высказывания детей.

(-Декабрь, январь, февраль).

Ответы детей

-голубым  (разукрашивают)

  1. Физминутка

Игра с мячом «Бывает или не бывает»

- Бывает весной иней?

-Бывает летом снег?

- Бывает зимой мороз?

- Бывает осенью ледоход?

- Бывает весной капель?

- Бывает зимой листопад?

- Бывает осенью метель?

- Бывают весной заморозки?

- Бывает зимой дождь?

- Бывает летом гроза?

3. Первичное закрепление.  1..Практическая работа

Слайд33-36

-Сейчас мы вместе определим под каким знаком зодиака родился каждый из вас и запишем на годовом круге каждый свой знак.

Научимся определять сколько дней в каждом месяце.

-Молодцы. Всё определили верно.

Фронтальная работа.

4.Работа с учебной литературой

-А теперь откройте учебник на стр 9 и  постарайтесь найти ошибки на рисунках Муравьишки.

Можем мы ответить на вопрос Муравьишки «Когда же придёт лето?»

Работают с иллюстрацией учебника

Отвечают, слушают высказывания одноклассников.

5. Работа в группах.

Группы получают конверты с загадкой о времени года, картинку и карточки с названием времен года, расположить правильно.

Образуют группы по  8 человек.

 

Обсуждают, выполняют работу, один человек выходит к доске и рассказывает.

6.Закрепление.

Ответьте на вопросы по картинкам презентации.

7. Итоги урока . Рефлексия

Слайд 19

- А теперь давайте вспомним какие задачи мы поставили на этот урок.

(Чтение задач урока, если не вспомнят)

- Какой из предложенных фраз вы бы хотели закончить сегодняшний урок?

--Сегодня на уроке я узнал……

--Я расскажу дома….

Оцените свою работу при помощи смайликов.

-А теперь покажите с каким настроение вы уходите с урока.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Красный  цвет – я все понял на уроке, зелёный – столкнулся с трудностями, синий- было трудно.

Клеят смайлики.

 

C:\Users\user\Desktop\книги\img15.jpg

C:\Users\user\Desktop\книги\img15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по теме "Времена года".

Разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: «Когда наступит лето?» Тип урока - комбинированный. Цель урока: создать условия для формирования представлений о годовом цикле – временах...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...