Окружающий мир 3 класс. Наше питание"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС в рамках системно-деятельностного подхода. Для достижения целей урока использовались  следующие методы обучения: диалог, “жужжащие группы”,  имитационные упражнения, анализ конкретных учебных ситуаций, частично-поисковый метод, элементы игрового обучения. Урок построен на основе технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_pitanie_urok_beloborodova_g.a._3_kl.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Отдел образования МО “Куйтунский район”

Муниципальное казёное общеобразовательное учреждение

Центр образования “Альянс” п. Харик

Методическая разработка урока окружающего мира

в 3 классе

Тема:  “Наше питание”.

Автор разработки:

учитель начальных классов

Белобородова Галина Алексеевна

посёлок Харик

2023г.

Тема: Наше питание.

Место урока в образовательном процессе: урок по теме «Наше питание» проводится для учащихся 3 класса,  включен в раздел программы: «Мы и наше здоровье»

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

составить правила правильного питания;

развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Воспитательные:

воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.

Развивающие:

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся  объяснять роль основных органов и системы органов пищеварения, питательных веществ в организме человека;

оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в системе своих знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания. находить ответы на поставленные вопросы, используя статьи учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: проявляют положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, понимание необходимости сотрудничества с одноклассниками.
Ресурсы:

Учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;

рабочая тетрадь “Окружающий мир” 3 класс 1 часть;

этикетки от продуктов питания;

презентация Power Point «Наше питание. Пищеварительная система»;

карточки с правилами правильного питания:; картинки с продуктами питания;

компьютер, программа PowerPoint, экран, мультимедийный проектор.

                                                                                         Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте. Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. Поэтомудевиз нашего урока: «Своё тело изучай – самого себя познай»

Успехов вам и удач в познании себя и своего организма! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Итак, начинаем урок. 

II. Повторение пройденного материала.

Мы с вами на прошлом уроке побывали в стране Здоровячков. В этой стране мы познакомились с Доктором Осанка. Он рассказал нам как хорошо быть стройным, ловким, сильным.

Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

-Расскажите,что образует опорно-двигательную систему?

- Что составляет скелет человека?

- Каково значение скелета?

- Как работают мышцы?

2. Учащиеся выполняют тест по теме «Опора тела и движение.» (Приложение 1.)

Проверка: Самопроверка по ответам на доске:

 Ответы:  1а, 2в, 3в, 4а, 5б, 6в

Оцените правильность выполнения задания:

Всё верно: - !

1-3 ошибки - +

4 и больше ошибок - - 

III. Актуализация опорных знаний.

– Сегодня на уроке мы поговорим на очень важную для всех нас тему. А подсказал тему разговора Карлсон. Он прислал нам сообщение.  (Рисунок Карлсона на доске. СЛАЙД 1.)

Дети! Что же такое творится?! Мотор мой не хочет никак заводиться.

Я обкушался варенья! А ещё было печенье.
Торт и множество конфет: Очень вкусным был обед.
Слон обедать пригласил.
Отказать ему не смог.

А теперь мотор заглох… Ох, зачем я ел пирог?...

Своё письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки. Доктор говорит. что мне нужно правильно питаться. Что это значит?

– Ребята, как вы думаете, почему у Карлсона заболел живот? (Предположения детей: Он много съел. Он ел много сладостей. Он ел много не полезной пищи.)

– Карлсон съел много вкусных и сладких продуктов. Разве можно от этого заболеть?

- Какие продукты нужно есть, чтобы быть сильными и здоровыми? (Варианты ответов детей. Ответы фиксируются на доске)

- Кто вам может рассказать о правильном питании? (Предположения детей: врач, детский врач, мама)

– Ребята! Чтобы проверить ваши предположения, на какую тему нужно сегодня поговорить?  (Ответы детей) .

Тема урока: Наше питание.

- Что бы помочь нашему другу Карлсону и проверить ваши предположения, нам нужно найти ответы на вопросы:

- Как работает пищеварительная система?

- Какие вещества человек получает с пищей?

- Что значит правильное питание? (СЛАЙД  3.)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Изучить информацию в учебнике, изучить,что полезного есть в разных продуктах питания)

IV. «Открытие» нового знания.

1. Беседа.

Знакомство с профессией врача-диетолога. Рассказ учителя. (врач - диетолог,СЛАЙД 2 )

Врач- диетолог   – это специалист в области правильного питания. Он дает рекомендации, касающиеся правильного питания и здорового образа жизни.  Врач  должен знать  особенности работы пищеварительной системы, полезность и вредность продуктов питания, которые мы едим.

-  Мы сегодня попробуем себя в роли врачей-диетологов. Многое должен знать врач, чтобы помочь пациентам.

-  Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? (Ответы детей).

- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

- Приходилось ли вам голодать? Расскажите о ваших ощущениях.

Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.

При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.

- Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).

Вывод: человеку нужна пища – как бензин машине. Для жизни нам нужна энергия, и эту энергию мы получаем с пищей.Питательные вещества дают нам не только энергию, но и строительные материалы для роста и развития организма. СЛАЙД 4.

2. Как работает пищеварительная система? (рассказ учителя)

- Что происходит с пищей, которая попадает в ваш организм?

А)Работа с учебником (стр. 139).СЛАЙД 5.  Схема пищеварительной системы.  (Приложение 2)

Рассказ учителя, фронтальная беседа. .

- Сейчас мы проникнем в тайны процесса, который называется ПИЩЕВАРЕНИЕМ. Благодаря ему все клетки нашего организма получают питание. Это очень сложный процесс. и для того, чтобы весь организм был накормлен, природа создала в нём Фабрику-кухню, которая представляет из себя очень длинный конвейер. Его длина составляет около 10 метров.

- Приступаем к приёму пищи. Возьмите кусочек хлеба, который лежит у вас на соле, и съешьте его. Что с ним происходит? (рассказы детей по собственным наблюдениям)

- Сначала пища попадает в ротовую полость. В ротовой полости она пережёвывается зубами, смачивается слюной и перемешивается языком. Под действием слюны пища начинает перевариваться. Затем через глотку и пищевод  через 5 секунд - в желудок.

- Что происходит в желудке?

- Без еды наш желудок похож на спущенный воздушный шарик, а когда мы наполняем его едой, то он растягивается и превращается в целую пещеру. Стенки желудка не гладкие, а шероховатые,  и из них сочится желудочный сок. Он постепенно пропитывеет пищу и растворяет даже твёрдые кусочки пищи до жидкой каши. Вся эта сложная работа назвается перевариванием. Пока пища не переварится, желудок закрыт.

- А потом выход открывается и пища попадает в длинный коридор - кишечник. (тонкий), который имеет внутри бархатисую поверхность, покрытую мелкими ворсинками. Эти ворсинки служат насосом для всасывания питания в кровь. А кровь разнесёт эти вещества ко всем частям нашего организма.

- Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость - желчь, которая помогает переваривать остатки пищи.

- В толстом кишечнике продолжается всасывание остатков питательных веществ и воды в кровь. То, что осталось - выводится из организма.

- Теперь, ребята, вы представляете, какой длинный путь проделает кусочек хлеба, который вы съели.

- Так и заканчивается его переваривание. Этот процесс длится 24-36 часов.

Микровывод: продолжите моё предложение:

 - пищеварительная система состоит из ...

- чтобы процесс пищеварения проходил без проблем, все органы должны быть ...(здоровыми).

Рабочая тетрадь стр. 79 № 4. Выполнить задание. (Учащиеся выполняют самостоятельно).

проверка: взаимопроверка в парах, оценивание на оценочном листе - задание 2.

2. Всё верно: - !

1-3 ошибки - +

4 и больше ошибок - - 

Физминутка

Упражнение для формирования правильной осанки “Лодочка”

3. Какие вещества получает человек с пищей?

- Вы услышали, какие органы принимают участие в пищеварении. А что человек получает с пищей? Какие вещества? (Предположения детей)

- При переваривании пища распадается на составные части, из которых клетки твоего тела строят собственные белки, жиры и углеводы. (Карточки со словами на доске. Приложение 2)

4.  Давайте узнаем, для чего нужны белки, жиры и углеводы?

В каких продуктах их больше всего?

 Практическая работа 1 в группах.

- Для дальнейшей работы нужно разделиться на 3 группы по 4 человека. (Распределение по рядам “как сидите”. Распределим роли в группе: “научный руководитель”, “сотрудники”. Правила работы в группе вы хорошо знаете, соблюдайте их, чтобы выполнить задание быстро и качественно.

- Любой врач диетолог должен хорошо знать, каких веществ больше в каких  продуктах.

Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.

- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь стр. 62, №2 (Приложение 3. Этикетки продуктов: растительное масло, макароны,  филе курицы,   кукуруза, сметана)

Самопроверка. Анализ результатов таблицы.

- Назовите, в каких продуктах больше белков? жиров? углеводов? (”Научные руководители” рассказывают о результатах исследования).

- Продолжаем исследование. Прочитайте текст в учебнике о своём веществе и узнайте, что они нам дают?

(Работа по учебнику  стр. 138 работа с текстом по группам:

1 группа - белки,

2 группа - углеводы,

3 группа - жиры).

На доске картинки с продуктами питания: хлеб, картофель, торт, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты, йогурт, сыр,  соки.  Карточки со словами: “белки”, “жиры”, углеводы”. Учащиеся во времы работы выбирают продукты,  в которых больше таких веществ и размещает в свой столбик.

Проверка работы проводится в виде отчёта групп: “научные руководители” рассказывают о значении белков, жиров и углеводов.  

(Белки – вещества (как кирпичики для строительства дома), нужные для роста и развития организма. 

 Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

Жиры – обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане.

Углеводы – главный поставщик энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию.

Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах, фруктах).

Проверка: самопроверка  по слайдам, какие продукты питания разместили в свою группу  СЛАЙДЫ 6 - 11.

Оценка работы групп на оценочном листе задание 3.

Всё верно: - !

1-3 ошибки - +

4 и больше ошибок - - 

Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами.

5. - Какие ещё вещества должны быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины.)

-  Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах.  (Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о витаминах).  

Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке. СЛАЙД 12.

Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке. СЛАЙД 13.

Витамин B. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, зрение, поднимает настроения, придаёт силы. Витамин B есть в помидорах, чесноке, содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике, сливах, винограде, в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте. СЛАЙД 14.

Витамин D.  Важен для развития костей,зубов. Этот витамин есть во всех молочных продуктах. СЛАЙД 15.

В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” – витамины.

– Для чего нужно есть разнообразную пищу? (ответы детей)

- Врач диетолог даёт нам советы: (рассказывает ученик в костюме врача) СЛАЙД 16.

-  Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. 

 Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Очень вредно есть много сладкого. Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!

V. Применение полученных знаний.

- Врач - диетолог обязательно посоветует вам, какие правила питания существуют. Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила здорового питания.

Практическая работа 2. Оформление страницы правильного питания)

(Работа в группах) СЛАЙД 17

 -  Работа в группах.  Каждая группа получает карточки с советами по питанию. Нужно выбрать советы по своему заданию и оформить страницу - плакат.

1 группа составит вредные советы.

2 группа составит правила здорового питания. Устно объясните, почему надо делать так, а не иначе.

3 группа – составит памятку для Карлсона.

 (Заготовки-карточки для каждой группы. Приложение 1)

Проверка: зачитывают правила своей страницы. Оценивает учитель.  СЛАЙД 18.

Оценка работы группы: ! + -

VI. Итог урока. Рефлексия.

Блиц-опрос.

– Какие питательные вещества человек получает с пищей?

– Почему нельзя есть много сладкого?

– Можно ли есть много жареного, соленого, копченного?

– Полезна ли горячая пища?

– Почему следует соблюдать режим питания?

- Вы побывали в роли доктора диетолога и составили правила питания для Карлсона. Он прислал нам новое сообщение. СЛАЙД 19

Карлсон:

Спасибо, ребята! Теперь буду знать
И строго питанья режим соблюдать.
Без помощи вашей совсем бы засох.
Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?..

Учитель: Ребята, мера нужна в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, по несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда!
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим.
Тогда от болезней мы убежим!
Плюшки, конфеты, печенье и торты –
В малых количествах детям нужны.
Запомни, Карлсон, наш совет:
Здоровье одно, а второго-то нет!

– А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке. Если вы набрали 4 ! - отлично,

3 или 2 ! - хорошо,

нет ! - нужно ещё поработать над темой о нашем питании.

Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит в нашу корзинку яблоко.

А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – положите в корзинку булочку.  (Приложение 2).

VII. Домашнее задание.

СЛАЙД 20.

Проверь себя по вопросам учебника стр. 147.

Вспомни правила питания. Познакомь с ними своих младших товарищей.

Дополнительные задания (по желанию):

Составить меню на день, для человека, который занимается спортом.

Нарисовать рисунок на тему «Пищеварение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Наше питание. Пищеварительная система"

Открытый урок по окружающему миру . 3 класс . Тема урока :" Наше питание . Пищеварительная система"...

Урок по окружающему миру для 3 класса "Наше питание"

Урок по окружающему миру для 3 класса "Наше питание", по программе А.Плешакова....

Конспект урока окружающего мира (автор А.А. Плешаков) 3 класс "Наше питание"

Урок окружающего мира в 3 классе (автор программы А. А. Плешаков), урок изучения новых знаний.Цели урока:ОбразовательныеПознакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Дать...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Наше питание"

В урок включены следующие приёмы и технологии:самостоятельная поисково-исследовательская работатьютерство;"знаю - хочу узнать - узнал";групповая работа;кластер...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Наше питание"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Наше питание" УМК Школа России...

Урок окружающего мира 3 класс "Наше питание"

Предмет: окружающий мир.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема: «Наша безопасность. Огонь, вода и газ».Класс: 3Цель: формирование знаний о том, как выглядят опасности, и почему они воз...

Урок окружающего мира 3 класс "Наше питание"

Презентация для урока окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание" помогает разнообразить урок, пробудить интерес у детей к изучаемому материалу и сформировать положительную мотив...