Технологическая карта урока Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Эта разработка для урока обобщения знаний по т еме " Природные зоны России".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Дашук Ирина Юрьевна
Класс 4
УМК « Школа России»
Предмет: окружающий мир
Тема: « Природные зоны России»
Тип урока: обобщение изученного материала
Место и роль урока в изучаемой теме : 4 урок в разделе « Природные зоны России»
Цель: обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях;
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- познакомить с природными зонами России; - уметь классифицировать природные зоны России; - уметь показывать природные зоны на карте, находить типичных представителей флоры и фауны; - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | - формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формулировать учебные задачи; - осуществлять самоконтроль; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | - обобщать и анализировать информацию путём наблюдения; - формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему; - делать обобщение и сопоставление. | - слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формировать умение работать в парах, в группе; - оформлять свои мысли в устной форме; | - формировать положительное отношение к уроку; - следовать в поведении моральным и этическим требованиям.; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - формирование мотивационной основы учебной деятельности. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации учащихся | Действия учащихся ( предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1.Организацион- ный момент. | Настроить детей на учебную деятельность | Фронтальная работа | Создает эмоциональный настрой Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Настроение ребенка в начале урока | Выявление учителем настроя детей для работы на уроке |
2.Целеполагание | Фиксация новой учебной задачи. | Фронтальная работа | Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? | Обобщить и проверить знания о природных зонах | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; | Выявление области знания и незнания по теме |
3.Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Выявить область знания и незнания. | Дифференцированная работа | - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? 11. Как называется эта зона? 12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 13. Как называется сухой ветер степей? 14. Перечислите промежуточные природные зоны. 15. Река, впадающая в Каспийское море. 16. Какие горы есть на территории нашей страны? 17. Какие горы называют «каменным поясом России» | Дети высказываются, приводя аргументы. Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают, Отвечают на вопросы Показывают стрелками на доске. - 6 - Ледяная зона - Лесная зона - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - В горах - Области с высотной поясностью - Полярное сияние - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня - Волга - Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ - Уральские | Обобщают знания | Осуществляют самоконтроль, соотносят определение и термин. |
4.Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Умение работать в группе, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других. | Работа в группах | Станция «Географическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения Станция «Зоологическая» Игра «Рассели животных по природным зонам». - Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре,лесах и т. д.) - Что вы знаете об этих животных? Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию
Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Сообщения учащихся о заповедниках:
Обсуждение экологических ситуаций
В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему? | Дети отвечают, размышляют Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга. Использование доски. Использование доски. Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах. Обсуждают экологические ситуации | ||
5.Физминутка | Снять физическое и умственное напряжение | Как велика моя земля Как широки просторы! Озёра, реки и поля, Леса, и степь, и горы. Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом-снега и вьюга. | Ходьба на месте Соединить руки над головой Подпрыгнуть Руки в стороны, покружиться Покачать руками вперед, назад Ходьба на месте | умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. | ||
6. Подведение итогов урока и рефлексия . | Оценить себя в процессе деятельности. | Фронтальная работа | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Ну, а теперь подведем итог нашей работы, оценив себя с помощью нашей ладошки (Приложение 2 «Ладошка»): М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? Домашнее задание Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | « Ладошка» ( настроение ребенка в конце урока) | Сравнение и анализ « ладошек» |
Приложение№1
«Ладошка»
Мизинец | Мыслительный процесс. | Какие знания, опыт я сегодня получил? |
Безымянный | Близость цели. | Что я сегодня делал и чего достиг? |
Средний | Состояние духа. | Каким было сегодня моё преобладающее настроение? |
Указательный– | Услуга, помощь. | Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? |
Большой | Бодрость, физическая форма. | Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ
Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...
