Технологическая карта урока Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дашук Ирина Юрьевна

Эта разработка для урока обобщения знаний по т еме " Природные зоны России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Дашук Ирина Юрьевна

Класс 4

УМК « Школа России»

Предмет: окружающий мир

Тема: « Природные зоны России»

Тип урока: обобщение изученного материала

Место и роль урока в изучаемой теме : 4 урок в разделе « Природные зоны России»

Цель: обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях;  

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- познакомить с природными зонами России;

- уметь классифицировать природные зоны России;

- уметь показывать природные зоны на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.    

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формулировать учебные задачи;

- осуществлять самоконтроль;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

- делать обобщение и сопоставление.

- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение работать в парах, в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- формировать положительное отношение к уроку;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации учащихся

Действия учащихся ( предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.Организацион-

ный момент.

Настроить детей на учебную деятельность

Фронтальная работа

Создает эмоциональный настрой

Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Настроение ребенка в начале урока

Выявление учителем настроя детей для работы на уроке

2.Целеполагание

Фиксация новой учебной задачи.

Фронтальная работа

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме.

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

Обобщить и проверить знания о природных зонах

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя;

Выявление области знания и незнания по теме

3.Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Выявить область знания и незнания.

Дифференцированная работа

- А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного.

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Природная зона, где мы с вами живем.

5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

7. Зона субтропиков на территории России.

8. Самая жаркая природная зона.

9. В каком направлении идет смена природных зон?

10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой?

11. Как называется эта зона?

12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.

13. Как называется сухой ветер степей?

14. Перечислите промежуточные природные зоны.

15. Река, впадающая в Каспийское море.

16. Какие горы есть на территории нашей страны?

17. Какие горы называют «каменным поясом России»

 Дети высказываются, приводя аргументы.

Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают,

Отвечают на вопросы

Показывают стрелками на доске.

- 6

- Ледяная зона

- Лесная зона

- Зона степей

- Вечная мерзлота

- Арктика, тундра

- Черноморское побережье Кавказа

- Зона пустынь

- С севера на юг

- В горах

- Области с высотной поясностью

- Полярное сияние

- Суховей

- Лесотундра, лесостепь, полупустыня

- Волга

- Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ

- Уральские

Обобщают знания

Осуществляют самоконтроль,

соотносят определение и термин.

4.Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Умение работать в группе, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других.

Работа в группах

Станция «Географическая»

- Сейчас мы будем работать в группах.

Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны  2)климат  3) занятия населения

Станция «Зоологическая»

Игра «Рассели животных по природным зонам».

- Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре,лесах и т. д.)

- Что вы знаете об этих животных?

Станция «Ботаническая»

Узнайте растение по описанию

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки,
  3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.  
  4. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
  5. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками.
  6. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы.
  7. Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров.

Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка.

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                 Арктика

Лиственница         Лес

Лишайник           Тундра

Саксаул         Субтропики

Ковыль            Пустыни

Инжир                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы           Арктика

Длинные корни             Тундра

Деревья долгожители Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях          Пустыни

- Обменяйтесь листочками.

Станция «Экологическая»

Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник.

Сообщения учащихся о заповедниках:

  1. Остров Врангеля
  2. Таймырский
  3. Черные земли
  4. Сочинский национальный парк

Обсуждение экологических ситуаций

  1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.

В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?

Дети отвечают, размышляют

Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану

Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга

Соотносят описание растения с его названием.

- Лишайники

- Дуб

- Лиственница

- Ягель

- Ковыль

- Саксаул

- Верблюжья колючка

Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга.

Использование доски.

Использование доски.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах.

Обсуждают экологические ситуации

5.Физминутка

Снять физическое и умственное напряжение

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом-снега и вьюга.

Ходьба на месте

Соединить руки над головой

Подпрыгнуть

Руки в стороны, покружиться

Покачать руками вперед, назад

Ходьба на месте

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

6. Подведение итогов урока и рефлексия .

Оценить себя в процессе деятельности.

Фронтальная работа

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Ну, а теперь подведем итог нашей работы, оценив себя с помощью нашей ладошки (Приложение 2 «Ладошка»):

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

« Ладошка» ( настроение ребенка в конце урока)

Сравнение и анализ « ладошек»

Приложение№1

«Ладошка»

Мизинец

Мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный

Близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

Средний

Состояние духа.

Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

Указательный–

Услуга, помощь.

Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Большой

Бодрость, физическая форма.

Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...