Окружающий мир 3 класс "Как образуется почва?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Табитуева Ольга Михайловна

Окружающий мир 3 класс Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Табитуева О. М.

Перспективная начальная школа

Тема  «Как образуется почва?».

Тип: Урок открытия новых знаний.

Цель: узнать,  как  образуется почва.

 Задачи:

Образовательные:

Формировать   представление  о почве и ее образовании.

Развивающие:

Развивать логическое  мышление, воображение, наблюдательность; расширение словарного запаса учащихся; формирование умения работать с дополнительным материалом  и текстом учебника, умение обобщать и делать выводы

Воспитательные:

Воспитывать  интерес к окружающему миру,  к самостоятельной  работе, любовь к природе, родному краю.

 Оборудование: 

 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Учебник, часть 2,   мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями, лотки с составляющими почвы, перчатки.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные: 

- формировать  нормы  нравственного-эстетического поведения в разных формах работы;

Предметные:

 -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

Метапредметные:

 познавательные

- развивать  умения  извлекать информацию из разных источников, анализировать информацию, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой на основе образовании почвы;

регулятивные

- развивать  умения самостоятельно формулировать цель учебной задачи, контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с одноклассниками и учителем, самостоятельно вносить дополнения и коррективы в своей работе;

 коммуникативные

 - развивать умение выслушивать и уважать мнение другого человека в групповой работе; корректировать действия одноклассников, давать им оценку

Методы:  

-по виду  источника информации:

словесные;

наглядные;  

практические.

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа;

проблемно-поисковый. 

На уроке были реализованы следующие принципы: принцип наглядности, принцип доступности обучения.  

Формы работы с обучающимися:  групповая, фронтальная,  индивидуальная. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

Мотивация к деятельности

(2 мин)

Здравствуйте, ребята!

В природе есть чудо – кладовая. Положишь картофелину, возьмёшь ведро картофеля; посадишь зёрнышко – получишь колосок; посадишь росток – вырастит чудо-дерево…

Ребята, что это за чудо – кладовая?

Вы догадались,  о чём пойдёт речь на уроке?

Сегодня мы поработаем в НИИ по изучению почвы. Я научный сотрудник института Ольга Михайловна.

Я принимаю вас в младшие научные сотрудники.

Земля, почва

О почве.

Коммуникативные

Личностные

2. Создание проблемной ситуации

(3 мин)

В нашу лабораторию пришло письмо, в котором нас спрашивают: Как образуется почва?

Ребята, а вы знаете,  как образуется почва?

Кто уверен, что знает о почве всё, подойдите, возьмите розовые цветы и прикрепите их на доску.

Те, ребята, кто считает, что мало знает о почве, возьмите жёлтые цветы и прикрепите их на доску.

Кто ничего не знает о почве, возьмите и прикрепите голубые цветы.

Я вижу, что нам есть над,  чем поработать.

Ответы детей.

Познавательные

Регулятивные

 Постановка учебной задачи

(8 мин)

Постановка учебной задачи

Назовем цель нашего урока. Для того, чтобы ответить на вопрос письма, поработаем в лаборатории.

У нас созданы три научных отдела. Придумайте названия и напишите на табличке.

Научный отдел «Исследователи»

Научный отдел «Открыватели»

Научный отдел «Ученые»

Для каждого научного отдела есть своё название.

Научный отдел «Исследователи» исследует, как горные породы влияют на образование почвы.

Научный отдел «Открыватели» исследует какую роль,  играют растения и животные в образовании почвы.

Научный отдел «Ученые» исследует,  как образуется почва.

После этого подхожу к каждой группе и объясняю задание.

1 группа

Прочитайте текст. Заполните схему. Подумайте,  кто предоставит отчет.

2 группа

Прочитайте текст в учебнике на с 32-33 и дополните текст словами. Подумайте,  кто предоставит отчет.

3 группа

Прочитайте текст и заполните схему. Подумайте,  кто предоставит отчет.

Узнать,  как образуется почва.

Для первого отдела:

2 копии текста, шаблон солнца, ветра, дождя, горы; стрелочки, 2 пустых прямоугольника, клей.

Для второго отдела:

текст с  пропусками.

Для третьего отдела:

дополнительный текст 2 копии, шаблоны.

Работа отделов

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Поиск решения проблемы

(8 мин)

Итак, вы приготовили свои отчеты.

Ваша цель внимательно слушать друг друга, чтобы правильно определить все составляющие почвы.

На столе у доски есть элементы образования почвы. Вам необходимо выбрать свои и разместить на доске.

Выступление научных отделов.

Слово предоставляется младшему сотруднику научного отдела «Исследователи»

Учитель выставляет  глину и песок.

Слово предоставляется младшему сотруднику научного отдела: «Открыватели»

Вы исследовали, какую роль играют животные и растения в образовании почвы. Вот вам почва. Что и кто необходим для образования почвы?

Выберите свой элемент образования почвы.

Учитель выставляет  перегной.

  Слово предоставляется младшему сотруднику научного отдела: «Ученые»

Скажите, по вашему мнению, каких составляющих почвы здесь не хватает?

Учитель ставит воду и соль.

Ученик выступает и прикрепляет таблички на доску (песок, глина)

На доске макет почвы. На столе: травка, крот, землеройка, дождевые черви, личинки.

Ученик выполняет задание.

Ученик выбирает оставшиеся элементы и прикрепляет на доску.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Динамическая пауза.

2 мин.

Выражение решения проблемы

(1 мин)

Ребята, посмотрите на доску.

 Мы определили,  как и из чего образуется почва?

Как вы считаете, все ли эти элементы обязательны для образования почвы?

Да, на самом деле не все элементы могут находиться в почве.

Нет

Познавательные

Реализация продукта

(7 мин)

Сейчас мы опытным путём попробуем создать почву.

Перед вами лотки со всеми составляющими почвы, перчатки.

Ребята, вы знаете, как работать в лаборатории?

Инструктаж.

  1. Работаем только в перчатках.
  2. Вещество высыпаем, не трогаем руками
  3. Работать только на лотке по порядку.
  4. По завершении работы убрать рабочее место.

Надели перчатки.

Ваша задача: получить почву, из составляющих у вас на лотке.

Вы можете использовать как все ингредиенты, так и некоторые из них.

Время работы – 3 мин.

Ребята, давайте посмотрим, какая почва у вас получилась?

Отдел «Исследователи»

Отдел «Открыватели»

Отдел «Ученые»

Ребята, мы с вами быстро образовали почву, а в природе почва образуется также  быстро?

Фильм «Образование почвы»

На самом деле, образование почвы , это медленный процесс. На образование почвы может понадобиться десятки, сотни, тысячи лет.

Как вы считаете, как надо относиться к почве?

Звучит музыка. Дети создают почву.

Ответы  детей.

Ответы детей

Ответы детей.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Подведение итогов урока

Рефлексия

(3 мин)

В начале урока я вам загадала загадку. О чем она?

Её называют чудо-кладовая. Почему?

Ребята, теперь вам понятно, как образуется почва?

Давайте, украсим нашу полянку цветами.

Розовые цветы возьмут те, кому всё понятно на уроке.

У кого остались вопросы возьмите желтые цветы.

Если ничего не поняли на уроке, возьмите голубые цветы.

Давайте оценим работу научных отделов.

О почве.

Ответы детей.

Ответы детей

Дети украшают полянку.

Оценивание

Регулятивные Личностные

Коммуникативные

Домашнее задание (2 мин)

Творческое домашнее задание.

Выберите задание и запишите в дневник

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Как образовалось древнерусское государство"

Данный урок разработан для 3-4 классов и подходит для любой программы. Урок комбинированный, включает как повторение, так и изучение новой темы и проверку усвоенных знаний в конце урока....

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни"

Представлена  технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни"...

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "Здоровый образ жизни - здоровое питание"

Цель урока:1. Создать условия для продуктивного общения учащихся в рамках изучаемой  темы.2. Содействовать развитию коммуникативных способностей и навыков учащихся.3. Способствовать формированию ...

Кейс-урок по окружающему миру "Здоровый образ жизни"

Урок проводится с целью ознакомления со здоровым образом жизни, на котором учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять...

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни", 2 класс

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни" направлен на формирование понятия "здоровый образ жизни"....

Конспект урока по окружающему миру «Как образуется почва»

Дата: 01.03.Класс: 3-7Тема:  «Как образуется почва»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные:-  повторение материала о горных пародах;- фор...