Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в наши дни/
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Для учителей начальных классов урок по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lenta_ischisl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по окружающему миру

 в 4 а классе

 по теме «Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в наши дни»

Учитель: Авдеева Е.С.

Цели:

1. Познакомить учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление».

2. Формировать умение  работать с лентой времени и определять век.

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать и обобщать материал.

Формируемые УУД:

  • познавательные - самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • регулятивные- ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
  • личностные – уважительно относиться к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества.
  • предметные- владеть понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление», уметь определять век по дате события.

Оборудование: карточки с новыми словами; таблица римских цифр, и лента времени, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, юные историки!

II. Проверка домашнего задания.

Дети, давайте повторим:

– Что изучает история?

– Приведите известные вам примеры исторических памятников.

– Что такое исторические источники?

– Какие исторические источники тебе известны?

– Как работают археологи?

III. Самоопределение к деятельности.

-Где мы можем увидеть результаты работы археологов?

-Молодцы, ребята. Музей-это  действительно собрание древних вещей. А древний - это какой?

Один-два  учащихся рассказывают  за раннее подготовленные сообщения о музее.

Беседа:

-Помните, мы читали летописи и встречали две даты у одного события?! Что это обозначает? (Даты записаны на доске).

 Мы уже встречали, что счёт лет можно считать по-разному.

-Что такое лета?

 -Так попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учитель обобщает ответы детей, тем самым формулируя тему урока с учащимися.)

  IV. Открытие нового знания.

Учитель записывает тему урока: «Понятие о веке и тысячелетии. Летоисчисление в наши дни» (Слайд1)

Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет. (Учитель сопровождает свой рассказ показом ленты времени.)

Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека. (Слайд 2)

У разных народов был разный счет лет – летосчисление.

Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.

Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.

В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.(Слайд3)

Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира».(Слайд4-5)

Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. (Слайд 6-7)Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д.».

Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».

Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.

Посмотрите это какой год -1961?А это-1222г? А это -XIX?

Ребята, а мы уже знакомы с римской нумерацией. Давайте вспомним ее. (Слайд 8)Попробуйте изобразить римскую цифру с помощью рук 1,2,3,5,10.

V. Физминутка:

Учитель показывает карточки с изображением римских цифр и говорит учащимся присесть- V раз, поднять руки-III раза, наклонится влево и вправо по II раза, похлопать в ладоши  IV раза.

VI. Изучение нового материала.

Учитель. Сколько лет длится I век нашей эры? (Слайд9)

Ученики. 100 лет.

Учитель. Когда начинается II век?

Ученики. В 101-м году.

Учитель. А когда он завершается?

Ученики. В 200-м году.

Учитель. В каком веке мы с вами живем?

Ученики. Сейчас 2018 год. Это XXI век.

Учитель. Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?

Ученики. Они хотят знать дату исторического события.

     Учитель. А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век? (Слайд10)

Ученики. Один век – сто лет.

Учитель. Сколько лет составляет тысячелетие?

Ученики. Тысячу лет.

Учитель. Сколько веков в тысячелетии?

Ученики. Тысячелетие – 10 веков.

Учитель: События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре.(Слайд 11.) О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры. Вы знаете, что век равен 100 годам. Значит первый век нашей эры длился ровно сто лет и закончился в 100 году нашей эры.II век нашей эры начался в 101 году нашей эры и завершился в 200 году нашей эры. Отрезок между 1501 и 1600 годами (включительно) приходится на шестнадцатый век, между 1601 и 1700 годами- на  семнадцатый век.

VII. Первичное закрепление.

1.Работа по учебнику.

( Задания на коллективное выполнение)

Давайте откроем учебники на с.36-37.Попробуйте, используя ленту времени определить, где указать 102 г. до н. ,325 г до н. ,495 г. до н.э.,220г. Даты на доске и на ленте. Покажите на ленте….

Сейчас попробуем определить с вами  тот век, в котором вы родились и ваши родственники. Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей семьи? Какой это год? А какой это век?(Ответы учащихся фиксируются на ленте времени на доске)

2.Работа по рабочей тетради с.20 задание3,4-коллективное выполнение (Заполните пропуски по ленте времени и определите по году век.)

VIII. Парная работа.

Сейчас попробуем самостоятельно выполнить задания по новой теме урока. Проверим, как вы научились определять век по году. Учащимся раздают карточки.

Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени.

1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.

2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.

3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … век.

4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.

5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век

Самопроверка учащихся (Слайд 12.).

VIII.Индивидуальная работа

Задания на карточках:

1.С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:

-1861 г.-

-2001 г.-

-1097 г.-

-1359г.-

2.Отметь на ленте времени следующие даты:

________________________/________________________________

                                              Р/Х

74г. до н.э.

1380г.

114г. до н.э.

1537г.

3.Напиши века римскими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

IX. Итоги урока.

Учитель (Слайд 13.)

Какова была цель урока?

Какое летосчисление принято сейчас в России и других странах?

     Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?

X.Рефлексия

Закончите фразы(Слайд 14.)

Учащиеся продолжают одну из фраз, приведённую на слайде:

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня я удивился…

-Теперь я могу…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-Я считаю дома мне надо…, так как….

XI.Домашнее задание

С. 36–38 читать, ответить устно на вопросы «Проверь себя»,

рабочая тетрадь с.19 №1,2 письменно.

Учитель. Действительно, вы – молодцы! Работали дружно, активно. Спасибо за урок.

Дополнительный материал:

1. Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно  в парах с последующей проверкой.

        ….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У …..   нянек дитя без глазу.

- Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает? ( Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)

Семеро с ложкой, ….  один с сошкой.


Пошел на все …..  стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

- Какая получилась дата? .(1495г.)


- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится?(XVв.)

                        

        2*.Отметь на линии времени историческое событие и реши задачи:

        

Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 году до н.э

________________________/________________________________2018г.

                Р/Х        

        Сколько лет правил римский император Октавиан Август,если императором он стал в 30г. до н.э., а умер в 14 году н. э.                        

        __________________ ____    /  ______/______/__________________                                                                         30г.       Р/Х       14г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дольмены. Загадка тысячелетий. Урок кубановедения в 4 классе.

Благодаря исследованию проблемной ситуации учащиеся узнают много интересных сведений о дольменах, их назначении, видах и расространении на территории Краснодарского края....

Единый Всекубанский классный час «В единстве наша сила» «Многонациональный край: столетия сотрудничества и мира».

 формирование у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира, представления о равенстве и независимости народов и государств мира; формирование системы социальных ...

Презентация по литературному чтению урок 2. "Введение понятия "предложение" 1 класс Начальная школа 21 века

Презентация содержит необходимый зрительный ряд для проведения урока...

Презентация "Загадка третьего тысячелетия" (Почему «АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ»?)

Презентация "Загадка третьего тысячелетия"Почему «АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ»? Странный ребенок-ребенок чудак, дети - загадка "дети дождя". Поч...

Русский язык 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Тема "Понятие об однородных членах предложения"

Первый урок по теме "Однородные члены предложения" .Развивает кругозор. Воспитывает любовь к Родине....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...