Урок по русскому языку во 2 классе "Понятие о словах, отвечающих на вопрос "что делает?"" УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Авторская разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  НСОШ  филиал

Белянская основная общеобразовательная школа

Авторская разработка урока

по русскому языку во 2 классе

«Понятие о словах, отвечающих на вопрос «что делает?».

Учитель начальных классов

Королёва Т.А.
I квалификационная категория

МБОУ НСОШ Белянская ООШ

Ростовская область

Константиновский район

х. Белянский

                                           

Тема урока:  «Понятие  о  словах, отвечающих  на  вопрос  « что   делает?»

Тип учебного занятия: урок  изучения   нового  материала с использованием компьютера.

Цели урока:

1. Познакомить со словами, обозначающими  действие  предметов  и  отвечающими  на  вопрос  «что делает?».

2. Развивать  умение  ставить  к  словам  вопросы; развивать  речь, мышление, память, внимание;  умение  работать  в  группе, выражать своё  мнение, свою  точку  зрения .                                                                                                                    3. Воспитывать  интерес  к  предмету  русский  язык, любовь  к  слову, пополняя  словарный  запас.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, карточки для  работы  в  группе.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1. С.И. Иванов, А.О.Евдокимова «Русский язык» 2 класс, М.:Вентана-Граф,2003г.

2. Русский язык 2 класс. Поурочные  разработки. М.: Вентана - Граф ,2007г.

3. Презентация  к  уроку.

1. Организация урока.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе

Уч-ль: Проверьте, всё ли    вы  приготовили  к  уроку.

Мысленно  пожелайте себе  и  своим одноклассникам  хорошего  настроения  и успехов.

Начинаем урок.

На урок я разработала следующие пункты плана:

  1. Орг. момент.
  2. Каллиграфическая минутка.
  3. Актуализация знаний.
  4. Новый материал.
  5. Закрепление.
  6. Итог урока.

-Давайте вместе установим последовательность.

﴾Слайд № 2.)

2. Актуализация  полученных  знаний.

Цель этапа: актуализировать  знания  детей  об  имени  существительном  и  об  имени  прилагательном.

-1-

Уч-ся: Открывают тетради и записывают дату урока и слово  «классная работа».

1. Каллиграфическая минутка:

У фф Ф уу У ффф

Уч-ль: - Найдите  закономерность и  продолжите.

Уч-ся. Находят  закономерность  и  прописывают  до  конца  строки.

(Слайд № 3.)

2.Словарный  диктант.

Уч-ль. Записать  название  животных,  которые  появятся  на  экране компьютера:

Корова, собака, медведь,  заяц, лиса.

(Слайд № 4.)

Уч-ся. Записывают слова. Взаимопроверка.

(Слайд № 5.)

Уч-ль. - Какой  частью  речи  являются  записанные  вами   слова?

Уч-ся. - Именами  существительными. Эти  слова  обозначают  предметы  и  отвечают  на  вопрос  кто?

Уч-ль. - Образуйте  от  этих  слов  слова, которые  будут  отвечать  на  вопросы: какой? какая?

Уч-ся. - Заячья, собачья,  медвежий,  лисий, коровье (молоко).

Уч-ль. - Какой  частью  речи являются эти  слова?

Уч-ся. - Именами  прилагательными.

3. Изучение нового материала.

Цель этапа: наблюдение  над    лексическим   значением  глаголов. Умение ставить вопросы к глаголам.

Уч-ль. - Давайте  проведём  исследование. У  вас   на  столах  лежат  слова – карточки. Разложите  их  на  три  группы.

Пенал, дом, летает, круглый, ласковый, слон, серый, рисует,  живёт.

 (Слайд № 6).

Уч-ль. - Какие  слова  у  вас  в  1группе, во  2 группе  и  в  3  группе?

Уч-ся. – Обсуждение в группе.

- Что  обозначают  слова  в  каждой  группе?

Уч-ся. -1группа  слов – это  слова, которые  обозначают  предметы и  являются  именами  существительными.

-2группа  слов – это  слова  обозначающие  признаки  предметов  и  являются  именами  прилагательными.

Уч-ль. - На  какой  вопрос  отвечают  слова  в  3 группе?

-2-

Уч-ся. -3 группа слов  - это  слова, которые  обозначают  действие  предметов.

Уч-ль. - Давайте  обобщим, что же  это  за слова, которые   у  вас  в  3  группе.

-На  какие  вопросы  они отвечают?

Уч-ся. - Эти  слова  обозначают  действие  предметов, отвечают  на  вопросы  что  делает? что  сделает?

(Слайд № 7).

Вывод: слова, которые  отвечают на  вопрос  что  делает? обозначают  действие  предмета – называются  глаголами.

(Слайд № 8).

Физкультминутка:

        Попишите, почитайте,

        Поднимитесь, пошагайте,

       Покричите, помолчите,

       Попишите, постучите,

       Помашите, потянитесь,

       Поморгайте, улыбнитесь,

       Посидите, пошепчите,

       Успокойтесь, подремлите…..

       А  теперь   все  поднимайтесь

      И  за  дело  принимайтесь.

-Придумайте  свои  слова, которые  обозначают действие  предмета.

-Для  чего  нужны  в  речи  глаголы.

4. Усвоение новых знаний.

Цель этапа: формирование  полученных  знаний. Наблюдение  над  словами,  отвечающими  на  вопрос что  делать? Правильно ставить вопрос к словам. Задавать вопросы к словам – глаголам.

1.Самостоятельная  работа.

Уч- ль. - Рассмотрите  рисунки   и  запишите  кто  что  делает?

(Слайд № 9).

Уч-ся. – Выполняют задание. Проверка.

Летает, танцуют, плавают, играет, варит.

Уч-ль. - На  какие  вопросы  отвечают  слова, что обозначают?

- Составьте  предложение с  одним  из  слов.

2.-Прочитайте   четверостишье   К.И.Чуковского.

Уч-ль. - Какие  слова  пропущены? Спишите, подчеркните  глаголы  двумя  чертами.

-3-

                     Одеяло    ……………,

                    …………..    простыня,

                       И  подушка,

                       Как  лягушка,

                       …………   от   меня.

                                     ( К.И.Чуковский)

Уч-ся. – Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Списывают  четверостишье, глаголы подчёркивают  двумя  чертами. Работают  в  парах. Проверка.

(Слайд № 10).

5. Закрепление.

Цель этапа: Закрепление изученного  материала. Уметь применять полученные знания.

А1. Тест

Уч-ль.

а) Укажите слова, отвечающие  на  вопрос что  делает?

           1) рисует

           2) птицы

           3) красит

           4) самолёт

           5) лечит

Уч-ся. - Рисует, красит, лечит.

(Слайд № 11).

Уч-ль.

б) Подбери  к  предмету  возможные  действия.

                           Цветок

  1. льётся
  2. падает
  3. пахнет
  4. растёт
  5. сверкает

Уч-ся. - Пахнет, растёт.

(Слайд № 12).

Уч-ль.

в) Укажи «лишнее» слово.

                 1) варенье

                 2) жужжит

-4-

                 3) день

                 4) охраняет

                 5) ученик

Уч-ся. - Жужжит, охраняет.

(Слайд № 13).

Уч-ль. - Какой  части  речи эти слова, что обозначают, на  какой  вопрос отвечают?

Уч-ся. - Это  глаголы, обозначают действия  предметов  и  отвечают  на  вопрос  что  делает?

г) Укажи  близкие  по  смыслу  слова.

                Плакать

             1) сочувствовать

             2) расстраиваться

             3) хохотать

             4) рыдать

             5) реветь

Уч-ся. - Рыдать, реветь.

(Слайд № 14).

Уч-ль. «Проверь себя».

(Слайд № 15).

А2. Запись исправленного четверостишия.

Уч-ль. - Замените  слова, отвечающие  на  вопрос  какие? словами  к  которым  можно  задать вопрос  что  делают?

(Слайд № 16).

Уч-ль. - Запишите  исправленное  четверостишье.

Блестящие, звенящие,

Хрустящие, как  леденц ,

Под  крышами  висящие

Сосульки  - сорванц .

                     ( По  А.Инчину)

Уч-ся. – Записывают исправленное четверостишье.

Блестят, звенят,

Хрустят,  как  леденцы,

Под  крышами  висят

Сосульки – сорванцы.

(Слайд № 17).

 6.Итог   урока.

-5-

Цель этапа: подвести  итог  урока.

Уч-ль. – Вот и подошёл к концу наш урок.

-Ребята, что  нового  вы  узнали на  уроке?

Что  можете  рассказать  дома  родителям о глаголе?

Уч-ся. Ответы детей.

Уч-ль. – Спасибо за урок. Молодцы!

(Слайд № 18).

Рефлексия.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Слова отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?"

·             Урок знакомства с новой темой. В игровой форме дети знакомятся с признаками прилагательных, учатся их распознавать ви применят...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

ФГОС Урок по русскому языку в 1 классе по учебнику С.В.Иванова "Начальная школа XXI века". Блок "Развитие речи".Тема: "Описание внешности и повадок животных"

Это урок по развитию речи с соблюдением всех требований  ФГОС. На уроке развивались УУД, учащиеся работали индивидуально, в парах и группах. Самостоятельно определяли тему урока, ставили цели и д...

Конспект урока по русскому языку № 49 2 четверть для 3 класса по УМК «Начальная школа XXI века»

Конспект урока  по русскому языку  № 49  2 четвертьпо теме: "Однородные члены предложения"  для 3 класса по УМК «Начальная школа  21 века» Основными целями данного урока ...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века

План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....

Конспект урока русского языка по теме "Вежливые слова" в 3 классе программа "Начальная школа 21 века"

1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);3. Научатся выражать чувства добрыми слов...

Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....