Дольмены. Загадка тысячелетий. Урок кубановедения в 4 классе.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Благодаря исследованию проблемной ситуации учащиеся узнают много интересных сведений о дольменах, их назначении, видах и расространении на территории Краснодарского края.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дольмены . Загадка тысячелетий . Урок кубановедения в 4 классе Ковалева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОБУ лицей №22 г.Сочи

Слайд 2

Цель работы: - знакомство учащихся с дольменами, гипотезами об их происхождении, видами и их конструкцией; развитие у школьников умения критически анализировать информацию, способности ее систематизировать, оценивать и использовать; воспитание гордости за историю родного края.

Слайд 3

Проблема: Что такое дольмен? Откуда произошли дольмены? Где расположены дольмены? Какие типы дольменов существуют

Слайд 4

Дольмен – древнее мегалитическое сооружение , сложенн ое из огромных камен н ых плит ( с бретонского –каменный стол)

Слайд 5

По легендам адыгов дольмены строили великаны для карликов ( испун – дом карликов с адыг.)

Слайд 6

Для чего предназначались дольмены? Вопрос остается загадкой. Гипотеза о кочующей касте жрецов, проповедовавшей религию дольменостроительства. Жрецы оставили «следы» на всех континентах (по Морковину В.И)

Слайд 7

Сочинский ученый В.М.Кондряков « … дольмены расположены на линии разлома земной коры. Именно на этих линиях накапливается колоссальная сила напряженности. Это объясняет многие факты «чудодейственного» влияния дольменов на человека…»

Слайд 8

Может это древние обсерватории? По дольменам действительно велось летоисчисление. Солнечный луч в определённое время года падал в определенное место дольмена.

Слайд 9

Дольмены – древние гробницы. В дольменах находили захоронения. В дольменах находили различные другие предметы.

Слайд 10

Предполагают, что так строили дольмены.

Слайд 11

Так строились дольмены

Слайд 12

Плиточные Корытообразные Составные Монолитные Типы дольменов:

Слайд 13

Расположение: Станица Убинская, Северского района Краснодарского края, на левом берегу реки Убин-Су, у подножья отрога хребта Дерби. Долина р. Жене, г. Геленджик. Гора Цыганкова ( пос. Пшада). Гора Кодэ ( Лазаревский р-н). Плиточные:

Слайд 14

Расположение: На северном отроге хребта Коцехур. Река Абин. Станица Шапсугская. Свирский дольмен (пос. Лазаревское). Мамедовский дольмен (Лазаревский р-н). Корытообразные:

Слайд 15

Составные: 1. дольмены подражающие формам плиточных построек и переходные к многогранным сооружениям; 2. дольмены многогранного , подковообразного, круглого плана; 3. дольмены сложной геометрической конструкции; 4. дольмены частично или полностью собранные из отдельных блоков;

Слайд 16

Расположение: Волконский дольмен (Лазаревский р-н). Река Абин. Станица Эриванская. Монолитные:

Слайд 17

Предметы из дольменов

Слайд 18

Пробки от дольменов

Слайд 19

Карта распространения дольменов Северного и Северо-Западного Кавказа На территории Большого Сочи сохранилось более 100 дольменов

Слайд 21

Природа не щадит дольмены.

Слайд 22

ВЫВОДЫ: Дольмен - в переводе с нижне-бретонского языка означает "каменный стол ” ; Родина – дольмены впервые появились на Западном Средиземноморье, — исторической родине басков на Пиренейском полуострове; Где встречаются - дольмены встречаются в Болгарии и Турции, на побережье Средиземного моря, на островах Корсика и Мальта. В Испании, Португалии, Англии и Франции. Также дольменные сооружения были обнаружены на территории Индии, Палестины и даже Северной Кореи. Однако, пожалуй, самое большое скопление дольменов расположено вдоль побережья Черного моря, в особенности на территории Кавказа, где они встречаются в прибрежной полосе и тянутся вдоль побережья на 400 км от Анапы, Новороссийска до Абхазии;

Слайд 23

Домашнее задание Нарисовать 4 типа дольменов в альбом; Сделать сообщение о дольменах г.Сочи



Предварительный просмотр:

Конспект урока

кубановедения в 4 классе по теме:

«Дольмены. Загадка тысячелетий»

Тип урока: открытие нового знания

Разработала Ковалева Татьяна Викторовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ лицея № 22 г.Сочи

Пояснительная записка к уроку.

Класс:4

Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2011 год. (Раздел: Земля отцов – моя земля (15 ч.)1 час в неделю, в год -34ч.

Тема урока: Дольмен, тайна тысячелетий.

Тип урока – открытие новых знаний.

Цель: Знакомство учащихся с дольменами, гипотезами об их происхождении, видами и их конструкцией;

  • развитие у школьников умения критически анализировать информацию, способности ее систематизировать, оценивать и использовать;
  • воспитание гордости за историю родного края.  

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый,  демонстрационный, стимулирующий, практический.  Средства обучения: проектор, экран, компьютер.

Карточки «Рефлексия урока»

Мультимедийное сопровождение урока кубановедения «Дольмены. Загадка тысячелетий».

Карточки с творческим заданием, карты «Распространение дольменов на Кубани», картины дольменов, макеты дольменов, исторические источники, пластилин, листы А 4, цветные карандаши.

Основные понятия: Дольмен, ровесник, плиточный, составной, дольмен-монолит, корытообразный,  испун – дом карликов.

Межпредметные связи: русский язык,  развитие речи, литературное чтение, история, окружающий мир.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Авторские комментарии: данный урок разработан с использованием системно- деятельностного подхода.  На каждом этапе урока - исследования, необходимые для решения поставленной в начале урока проблемы.
В процессе проведения урока используются интернет-ресурсы и презентация к уроку.
На уроке применяется как индивидуальная, так и групповая работа. Предусмотрена индивидуальная подготовка нескольких учащихся к уроку. Дети готовят дополнительные сведения, подбирают к уроку рисунки дольменов и фотографии. Решаются экологические задачи. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется толковый словарь. Применяются здоровьесберегающие технологии: физические упражнения, физминутка.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • развивать умение работать с картой, иллюстрациями, рисунками, историческими источниками, анализировать материал, сравнивать, делать выводы, развивать творческие способности учеников.
  •   чувство любви и уважения к истории и культуре своей малой Родины, чувство прекрасного.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения различать виды дольменов по типу строений, усвоение цели строительства дольменов.
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;наблюдать за действиями партнера, корректировать.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что урок кубановедения интересен, увлекателен и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. (Слайд 1 )

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Итак, мы сегодня на уроке поговорим о дольменах! Но мы будем разговаривать не просто как ученики, а как исследователи. Представьте, что мы с вами находимся в исследовательской лаборатории и нам необходимо найти ответ на ряд вопросов: (Слайд 3) что такое дольмены? Откуда они произошли? Где расположены? Какие они бывают? И наконец, сложно ли их было делать? Ну что приступим к нашим исследованиям?  И у меня к вам вопрос: а что же такое дольмен?

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

(Слайд 4) 

Учёные до сих пор   спорят о дольменах. В переводе с английского  слово дольмен означает «каменный стол». В Прикубанье и Причерноморье насчитывается свыше 2300 дольменов. Дольмены являются довольно массивными сооружениями (работа с презентацией). (Слайд 4)

У меня к вам вопрос: Кто мог создать такие огромные сооружения? Для ответа на этот вопрос предлагаю поработать с историческим источником.

Работа с отрывками из книги В.И. Морковина «ИСПУН – дом карликов». (На партах раздаточный материал)

Отрывки №1-№3.  См Приложение 1.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Задания для групп:

  1. Какие теории происхождения предлагает известный учёный?
  2. Какую теорию вы считаете более вероятной?
  3. Какой можно сделать из всего вышесказанного вывод?

Выводы учащихся. (Слайды 6,7,8,9) (Учащиеся выделяют истории происхождения дольменов.

Типы дольменов:

  1. Плиточный
  2. Составной
  3. Корытообразный
  4. Дольмен-монолит.

Работа с изображениями дольменов разных типов. (Слайды 12-16)

Задание: Давайте, сравним разные типы дольменов и ответим на поставленные вопросы.

Задания и вопросы для учеников:

  1. В чем особенность плиточного дольмена?
  2. В чём отличие составного дольмена?
  3. Какие особенности корытообразного дольмена?
  4. Что такое дольмен-монолит?
  5. Какой дольмен, на ваш взгляд был самый трудный в строительстве?
  6. Почему вы так считаете?
  7. Какой тип дольменов самый простой в строительстве и почему вы так считаете?
  8. Какой тип дольменов самый хрупкий и почему вы так считаете?
  9. Какой из дольменов самый простой в строительстве и почему вы так считаете?
  10. Какие предметы  находили в дольменах? (слайды 17-18)

Давайте мы постараемся определить, где располагаются дольмены.

Работа с картой на партах и на экране. (Слайд 19)

Задания и вопросы:

  1. Как на карте обозначены дольмены?
  2. Определите, где располагаются в основном дольмены?
  3. Покажите на карте расположение дольменов на территории Краснодарского края.
  4. Какую особенность в расположении дольменов можно проследить?
  5. С чем связано расположение дольменов в горах?

Правильно! Дольмены расположены в горах по причине наличия строительного материала – камня.

Зная размеры дольменов, можно представить какой трудоёмкой работой было создание дольменов.  Но строители не просто строили дольмены, но и создавали их несколько типов. (Слайд12)

Наше исследование подходит к концу, и мы должны ответить на поставленные вопросы: (Слайд 4)

  1. Что такое дольмен?
  2.  Откуда произошли дольмены?
  3.  Где расположены дольмены?
  4.  Какие типы дольменов существуют?

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные:общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Защита проектов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Творческая работа в парах с использованием заготовок из пластилина, картона. Раскрашивая их карандашами и фломастерами.

Задание: ученики, сидящие за одной партой, выполняют задания: один лепит дольмен из пластилина, а другой цветными карандашами выполняет основы для дольмена.  

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Алгоритм работы в парах:

  1. Распределите обязанности: один – собирает, а другой – раскрашивает.
  2. Соберите дольмен из пластилина или картона.
  3. Раскрасьте основание дольмена по соответствующий фон (горы, лес, трава и т.д.)
  4. Установите дольмен на основании.

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные–умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово,сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия деятельности

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

- Что такое дольмен? Какие типы дольменов вы знаете?

У каждого ученика лист с двумя шкалами. (Оценивание учащимися своей деятельности на уроке).( См.Приложение )

                                                                                                     

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

IV. Домашнее задание: составить рассказ о создании дольменов или поделиться своими впечатлениями о дольменах.Выдвинуть свою версию происхождения дольменов. (Слайд 10-11). Спасибо за работу на уроке.

Приложение.

Отрывок 1.Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации — усложнения конструкций «ящика» — появиться дольменные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям.

Отрывок №2.

Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет. Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

Отрывок №3. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов.

Лист с двумя шкалами

Интересный урок          Мое участие

Интересный урок            Мое участие

Интересный урок      Мое участие

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (―надо‖); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (―хочу‖);

3) устанавливаются тематические рамки (―могу‖).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального ―Я‖ с образом ―Я - идеальный ученик‖, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (―надо‖ - ―могу‖ - ―хочу‖) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

От чего зависит эффективность уроков.

Подготовка учителя к уроку.

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитывает особенности класса:

* уровень успеваемости,

* отношение к предмету,

* темп работы,

* подготовленность учащихся,

* отношение к дисциплине,  

* индивидуальные особенности.

Учитывает свои особенности:

настроение,  тип нервной деятельности,  коммуникативность, эмоциональность,  уверенность в своих знаниях,  профессиональная компетентность,  умение импровизировать,  умение организовать,  умение выбрать методы, формы обучения,  подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

- определить место урока в теме, темы в годовом курсе;

- выделить общую задачу урока;

- посмотреть учебную программу, учебную литературу;

- восстановить в памяти материал учебника;

- отобрать опорные знания;

- выделить главную идею урока;

- отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления   материала;

- чётко и ясно ставить задачи перед учениками;

- следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;

- экономить время;

- поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Способы, формы и виды

 организации эффективного урока.

Виды организации деятельности учащихся на уроке:

  • лекция
  • дискуссия
  • ролевая игра
  • телемост
  • КВН
  • «взятие крепости» (игра)
  • Гостиная
  • Беседа,
  • ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника
  • конспектирование
  • эксперимент, опыты
  • работа в парах
  • программирование
  • совместная деятельность по достижению цели урока
  • путешествие
  • пресс-конференция
  • телемост
  • «крестики-нолики»
  • «морской бой»
  • «конкурс вралей»
  • Пересказ текста
  • Групповая работа
  • Творческие задания
  • Самостоятельная работа
  • Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва. Реферата
  • Работа с картами, контурными картами
  • Дидактический материал
  • Работа с иллюстрациями
  • Составление кроссвордов
  • Исследование
  • Музыкальная пауза
  • Фронтальный опрос
  • Совместная деятельность по достижению цели урока
  • Взаимопроверка, самопроверка
  • Аукцион идей
  • Тестирование

Список используемой литературы

1.Анфимов Н. В. Курганы рассказывают... Краснодар, 1972

2.Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979

3.Николаева Н. А., Сафронов В. А. Происхождение дольменной культуры Северо-Западного Кавказа. — В сб.: Вопросы охраны, классификации и использования археологических

        Интернет-источники

  1. http://www.prostranstvo.ru.
  2. http://folklorus.narod.ru/
  3. http://www.slavya.ru/ 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

«Краснодар–Екатеринодар: история и современность» презентация к уроку кубановедения 3 класс

В презентации рассказано об истории основания города Краснодара, казачестве на Кубани от переселения до наших дней....

календарно-тематическое планирование уроков кубановедения 1 класс

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского райо...

урок кубановедения 2 класс "Дары лета".

Конспект урока кубановедения во 2 классе по теме "Дары лета". В приложении находится всё необходимое для проведения урока....

Презентация "Новогодние загадки" к уроку кубановедения для 2 класса

Презентация "Новогодние загадки" к уроку кубановедения, 2 класс, а так же ее можно использовать на уроках изобразительного искусства, литературного чтения и на уроках технологии....

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Загадки на уроках кубановедения

Детские по  характеру  и познавательные по содержанию, загадки просто необходимы при изучении предмета кубановедения - как средство активизации познавательной активности учащихся , помощи в ...