Равнины и горы России, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Нина Антоновна Хребтова

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oom.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий  мир в 4 классе

Тема: Равнины и горы России.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, рабочая тетрадь на печатной основе.

Цель урока: формирование у учащихся представления о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать, вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества

     Оборудование:

Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, вертолетик.

Ход урока. 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

-Что такое карта?

- Какие виды карт вы знаете?

- Для чего нужны карты?

  1. Самоопределение к деятельности.

(На доске  «Физическая карта России»).

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке «Физическая карта России»?  (ответы детей)

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны? (Ответы детей).

 –Кто может сформулировать тему урока? (Ответы детей)

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. И с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

  1.  Работа над новой темой.

Откройте учебники на с.50-51, где изображена карта России.  Откройте тетради  на с.    .

- У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

 Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю,

Отправляюсь  я в полет.

Кто же это? ВЕРТОЛЕТ

        - Конечно, это вертолет! Подумайте, почему мы выбрали вертолет для путешествия по нашей стране?

 (Ответы детей). (на доске «Физическая карта России», у детей карта в учебнике, тетрадь на печатной основе)

        - Наша страна протянулась с востока на запад и с севера на юг. С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Что обозначает цвет карты?

 Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Ответы детей).

        - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Полуостров Камчатка. Приземляемся.

        - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

        - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Ответы  детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

        - Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Ответ детей).

        - Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)

        - Продолжим наше путешествие. Где приземлился  наш вертолет?

(Слайд физической карты России)

Средне – Сибирское плоскогорье.

        - Что вы видите на карте?  ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

        Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Ответы детей).

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

        - Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

- В тетради на контурной карте покажите цветом границы Среднесибирского плоскогорья. (Самостоятельная работа учащихся)

          - А теперь отправимся  на юг нашей страны.

Горы Алтая и Саян.

        - Какая здесь земная поверхность? (Ответы детей).

        - А какие горы?

        - Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)

(Слайд – гора Белуха)

Алтай входит в список Всемирного наследия.

-Отметьте в тетради цветом границы гор.  

- Самостоятельная работа учащихся на контурной карте.

          - Продолжаем наше путешествие.

(Физическая карта).

Западно – Сибирская равнина.

        - Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

- Отметим границы Западно-Сибирской равнины в тетради.

(Самостоятельная работа уч-ся в тетради.)

Уральские горы.

       -  Двигаемся дальше.   Что вы видите на карте? (Ответы детей)

        - Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет темного коричневого цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

        - Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

                                              Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).

(Показ слайдов «Уральские горы»)

 (Самостоятельная работа в тетради дети показывают границы гор цветом.)

  1. Физминутка.

По равнине все пойдем    

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, в кружок все встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

  1.  Продолжение новой темы.

Восточно – Европейская равнина.

        - Продолжаем наше путешествие. Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Ответы детей)

        - Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

(Слайд «Русская равнина»)

- Обозначьте на контурной карте цветом границы равнины. (Самостоятельная работа в тетради)

-А сейчас держим путь на юго – запад нашей страны.

Кавказские  горы.

        - Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

-На контурной карте обозначьте границы цветом. (Самостоятельная работа в тетради).

7.                  Закрепление.

         - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

         - Что такое равнина?

- Покажите равныны у доски на карте. (1учащийся у доски. Все на своей карте)

         - Что вы можете сказать о горах?

 – Покажите на карте у доски. (1учащийся у доски. Все на своей карте)

 Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

8.  Подведение итогов урока.

        - Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

        - Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

9.  Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке смайликами.

Я усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам.  (желтый, улыбается).

Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки. (зеленый, думает).

Я недостаточно хорошо усвоил тему. Есть вопросы.(красный,  грустит)

Домашнее задание. с.

В тетради контурная карта, показать рельеф России цветом и подписать горы и равнины.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...

Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"

Урок изучения новой темы представлен в виде путешествия по России. Исходя из того, что вводится несколько понятий-описаний, я использовала структуру проблемно-диалогического урока с общей и частными п...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...

2. Горы Европы. Равнины и горы России

Материал к уроку окружающего мира 4 класса "Равнины и горы России" УМК "Школа России"...