Равнины и горы России, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Окружающий мир в 4 классе
Тема: Равнины и горы России.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, рабочая тетрадь на печатной основе.
Цель урока: формирование у учащихся представления о равнинах и горах России.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.
Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать, вносить коррективы и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.
Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества
Оборудование:
Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, вертолетик.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
-Что такое карта?
- Какие виды карт вы знаете?
- Для чего нужны карты?
- Самоопределение к деятельности.
(На доске «Физическая карта России»).
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке «Физическая карта России»? (ответы детей)
-Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Ответы детей).
–Кто может сформулировать тему урока? (Ответы детей)
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. И с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
- Работа над новой темой.
Откройте учебники на с.50-51, где изображена карта России. Откройте тетради на с. .
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю,
Отправляюсь я в полет.
Кто же это? ВЕРТОЛЕТ
- Конечно, это вертолет! Подумайте, почему мы выбрали вертолет для путешествия по нашей стране?
(Ответы детей). (на доске «Физическая карта России», у детей карта в учебнике, тетрадь на печатной основе)
- Наша страна протянулась с востока на запад и с севера на юг. С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Что обозначает цвет карты?
Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Ответы детей).
- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?
Полуостров Камчатка. Приземляемся.
- Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.
Найдите полуостров на ваших картах.
- Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Ответы детей).
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)
(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)
Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.
Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.
- Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Ответ детей).
- Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)
- Продолжим наше путешествие. Где приземлился наш вертолет?
(Слайд физической карты России)
Средне – Сибирское плоскогорье.
- Что вы видите на карте? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)
Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Ответы детей).
Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.
- Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).
- В тетради на контурной карте покажите цветом границы Среднесибирского плоскогорья. (Самостоятельная работа учащихся)
- А теперь отправимся на юг нашей страны.
Горы Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Ответы детей).
- А какие горы?
- Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)
(Слайд – гора Белуха)
Алтай входит в список Всемирного наследия.
-Отметьте в тетради цветом границы гор.
- Самостоятельная работа учащихся на контурной карте.
- Продолжаем наше путешествие.
(Физическая карта).
Западно – Сибирская равнина.
- Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)
(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)
- Отметим границы Западно-Сибирской равнины в тетради.
(Самостоятельная работа уч-ся в тетради.)
Уральские горы.
- Двигаемся дальше. Что вы видите на карте? (Ответы детей)
- Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет темного коричневого цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м
Гора Белуха на Алтае – 4506 м.
(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).
(Показ слайдов «Уральские горы»)
(Самостоятельная работа в тетради дети показывают границы гор цветом.)
- Физминутка.
По равнине все пойдем
Там цветочки мы найдем.
Маки яркие, гвоздики,
Васильки, ромашки
В беленькой рубашке.
Руки вверх, в кружок все встали
Теперь холмиками стали.
А сейчас пойдем к горам,
Но овраг мешает нам.
Быстро прыгнули вперед
Кто к горе быстрей придет?
На носочках потянулись
До вершины дотянулись,
Это горы,
Это холм,
На равнине мы живем.
- Продолжение новой темы.
Восточно – Европейская равнина.
- Продолжаем наше путешествие. Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Ответы детей)
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?
(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)
(Слайд «Русская равнина»)
- Обозначьте на контурной карте цветом границы равнины. (Самостоятельная работа в тетради)
-А сейчас держим путь на юго – запад нашей страны.
Кавказские горы.
- Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)
(Слайд «Кавказские горы»)
-На контурной карте обозначьте границы цветом. (Самостоятельная работа в тетради).
7. Закрепление.
- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?
- Что такое равнина?
- Покажите равныны у доски на карте. (1учащийся у доски. Все на своей карте)
- Что вы можете сказать о горах?
– Покажите на карте у доски. (1учащийся у доски. Все на своей карте)
Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»
8. Подведение итогов урока.
- Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?
- Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).
9. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке смайликами.
Я усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам. (желтый, улыбается).
Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки. (зеленый, думает).
Я недостаточно хорошо усвоил тему. Есть вопросы.(красный, грустит)
Домашнее задание. с.
В тетради контурная карта, показать рельеф России цветом и подписать горы и равнины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...
Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"
Урок изучения новой темы представлен в виде путешествия по России. Исходя из того, что вводится несколько понятий-описаний, я использовала структуру проблемно-диалогического урока с общей и частными п...
Равнины и горы России 4 класс "Школа России"
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России". Урок был разработан и проведен учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...
Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...
Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...
2. Горы Европы. Равнины и горы России
Материал к уроку окружающего мира 4 класса "Равнины и горы России" УМК "Школа России"...