Жизнь леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чепурко Марина Валентиновна

Цель: сформировать у учащихся представление о лесе как природном сообществе; лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr._mira_zhizn_lesa_4klass.docx332.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема . Жизнь леса

Цель: сформировать у учащихся представление о лесе как природном сообществе; лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Предметные результаты: научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать с таблицами, в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формируемые УУД:

Личностные – понимание значения знаний для человека, проявление положительного отношениея к себе и окружающему миру.

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Регулятивные - ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные – умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Оборудование: компьютер, учебник «Окр. мир» 1ч., карточки для групповой и индивидуальной работы, таблица «Характеристика Лесного сообщества»

Ход урока

 1. Организационный момент

Ребята, когда вы шли сегодня в школу вы заметили какой был воздух? А были ли осадки? А ветер? Молодцы, вы очень наблюдательны. Ваша наблюдательность и внимание очень пригодится сегодня на уроке.

 II.Актуализация опорных знаний.

  • О чём мы говорили на предыдущем уроке? (…о  почаве?)
  • Вы должны были ответить на вопросы по учебнику и найти информацию  о почвах нашего родного края.

  Фронтальный опрос:

1. Приведите примеры различных типов почв.     (Тундровые почвы, Подзолистые почвы- в тайге и смешанных лесах, Серые лесные почвы – в лиственных лесах, Чернозёмные почвы –в степях, Болотные почвы, Луговые почвы.)

2.Какие почвы втречаются в нашем крае.?    (Чернозём – в степях,  Луговая – в лугах, Позолистые почвы, Бурая горно-лесная земля  в  горных участках,: Солончаки на северо-востоке Крыма, они не пригодны для  выращивания урожая.)

3. Почему надо бережно относиться к почвам? (Один см плодородной почвы образуется за 250-300 лет.)

4. Как нужно охранять почву?

ЗАДАНИЕ: Нам надо засадить небольшой участок свёклой. Мы посеяли семена. Как надо защитить почву, чтобы свёкла взошла .(Надо садить полезащитные лесные полосы.Проводить снегозадержание  ситуация. Правильно распахивать почву Умеренно поливать Не злоупотреблять ядохимикатами.)

3. Сообщение темы и целей урока.

  • Я вам прочитаю стихотворение, а вы ответите мне о каком главном богатстве нашей страны пойдёт речь.

Здравствуй, вольная природа

Лес- великая страна.

Удивительным народом

Та страна заселена.

  • Что мы называем главным богатством?
  • На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны. - Какие леса вы знаете? (Хвойные,
  • Назовите тему урока «Жизнь леса»     СЛАЙД 1
  • Учёные называют лес ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ  и мы должны понять почему?
  • Ребята как вы понимаете слово сообщество? Где мы можем узнать об этом? 

                       Работа с толковыми словарями С.И.Ожегова      СЛАЙД 2

СООБЩЕСТВО –это группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь.

  • Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой? (Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)
  • Что хотелось бы узнать по этой теме?

- ЧТО ТАКОЕ………. (ЛЕС?)

-ЧТО В ЛЕСУ…….. (РАСТЕТ?)

- КТО В ЛЕСУ ………(ЖИВЕТ?)

- КАК ЭТО ВСЕ………….. (ВЗАИМОСВЯЗАНО?)

  • Итак, мы отправляемся в лес, будем открывать его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
  • Прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним, Как нужно вести себя в лесу? ( Ответы детей)

Задание 1.

  •  Ребята, а если мы захотим сорвать грибы? Мы это можем сделать?

Что для этого надо? (Ответы детей)

Задание 2.

  • Солнце высоко, дом далеко, а есть хочется. Мы увидели ягодки. Можно ли их сорвать? Какую ягодку мы не возьмем? (Дети называют ягоды по картинкам и дают правильный ответ)

                           Гимнастика для глаз

  • Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фильм. После просмотра фильма вы должны мне дать ответ Какие лесные сообщества существуют?

                 Просмотр фильма.

О каких лесных сообществах вы услышали? Ответы детей (Растения: деревья , кустарники,травы мхи, лишайники.Животные, птицы.Бактерии, лечинки, насекомые, черви.)

  4.Работа по теме урока. Работа с текстом и таблицей.

Сегодня мы должны составить характеристику Лесного сообщества. У нас есть план  на стр. 127 по которому мы будем заполнять таблицу, пользуясь текстом   иллюстрацией и своими знаниями.

                                            Физкульминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Птички устали Сели на ветку
Крылья сложили назад.

                                  План изучения лесного сообщества.

п/п

Вопросы

Информация

1

Название сообщества.

2

Какие организмы составляют сообщества?

3

Экологические связи в сообществе.

4

Значение сообщества для человека.

5

Влияние человека на сообщество.

6

Охрана сообщества

п/п

Вопросы

Информация

1

Название сообщества.

Лес

2

Какие организмы составляют сообщества?

Растения: деревья , кустарники,травы мхи, лишайники

Животные, птицы.

Бактерии, черви

3

Экологические связи в сообществе. Работа в группах (Цепи питания)

Это пищевые связи - кто-то кем-то питается.

4

Значение сообщества для человека.

Лес- «лёгкие» нашей планеты. Лес- аптека. Лес-источник древесины. Лес-столовая.

5

Влияние человека на сообщество. Ситуация. Пример вырубки леса.

Вырубают леса. Браконьерство. Исчезают многие виды животных и растений.

6

Охрана сообщества

Создаются лесничества, заповедники. Создана Красная книга.

  • Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? Почему? (Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща).
  • Как называются эти связи?  (эта связь – лесное или природное сообщество.)
  • Сейчас мы займёмся моделированием. Работа в группах.

сосна (шишка) https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpgбелка https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpgласкаhttps://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpg волк;

ель https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpgжукhttps://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpg дятелhttps://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpg ястреб;

Дуб https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpg жуки https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpgкороеды  https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpgкукушки https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpg орлы.

D:\Загрузки\word-image-33.jpeg

D:\Загрузки\1655197709_1-gas-kvas-com-p-volk-foto-zhivotnogo-1.jpg

D:\Загрузки\26-14.jpg

D:\Загрузки\9K6cVXM1R7IV9xI2MQeqlYXsm7zxA0.jpg

D:\Загрузки\Christmas_Fir_460930.jpgD:\Загрузки\dce6e479f5689ee6f310fc61b28de93a.jpgD:\Загрузки\ryzhaya-dostoprimechatelnost-gorodskix-parkov.jpg

D:\Загрузки\1607589963_4.jpg

Проблемная ситуация. Работа в парах.

г) Найдите ошибку в цепи питания.

Мышь ----- дуб ----- лиса

Осина ----- лиса ----- заяц

5.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес и все взаимосвязи) Мы её достигли?

Рефлексия «Древо успеха.»

Я молодец,  я всё понял.

У меня не всё получилось, но я очень  старался!

Мне было трудно! Мне надо быть внимательнее.

Оценивание.

Дом. задание стр.123-127 Проверь себя

Процветанию лесного сообщества препятствует интенсивная распашка земель, строительство городов и дорог. Бесконтрольное использование биологических ресурсов ведет к истощению леса. Пагубное влияние оказывают систематические пожары и незаконная вырубка. Многие виды животных оказались на грани исчезновения в результате браконьерской деятельности человека.

Охрана сообщества леса

Защита лесов

Наиболее эффективной мерой по сохранению зеленых лесных массивов является создание национальных парков и заповедников. На этих территориях запрещена любая деятельность человека, и лесное сообщество может существовать по своим законам. Однако тотальная вырубка ведет к тому, что в охране нуждаются все леса, иначе они исчезнут с лица Земли в скором будущем. Каждый человек должен проявлять заботу к этой хрупкой экосистеме. Нельзя провоцировать пожары, наносить вред животным, заниматься бесконтрольным собирательством.

 Какие организмы составляют сообщество. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.

В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.

В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Презентация "Жизнь леса" к межрегиональному конкурсу "Это мои горы"

Виды уголков природы Республики Адыгея и Краснодарского края. Застывшие мгновения жизни леса подсмотренные автором презентации....

Жизнь леса. Лес — природное сообщество

Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать по...

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...