Богатство Земли – полезные ископаемые внеурочное занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Татьяна1006

внеурочное занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx513.58 КБ

Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, меня зовут Татьяна Юрьевна и внеурочное занятие сегодня проведу я.

- Мне пришло приглашение от Незнайки побывать вместе с ним сегодня исследователями, но, а что мы будем исследовать вы узнаете, отгадав загадки:

-Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, оставляет белый след. (МЕЛ)

-Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

-Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу. (ГЛИНА)

- Верно. В какую группу мы можем объединить мел, песок и глину? (ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ)

- Верно, тема внеурочного занятия «Богатство Земли – полезные ископаемые»

- Цель внеурочного занятия: расширить знания о полезных ископаемых

- Чтобы добиться цели будем следовать плану:

- что нам нужно узнать? Чему нужно научиться?

План:

  1. Узнать, что такое полезные ископаемые, где они применяются
  2. Научиться их сравнивать

(ОТКРЫВАЮ ГИПОТЕЗУ)

- Предположим, что полезные ископаемые имеют свойства, которые человек использует в хозяйстве

Сегодня нам нужно будет определить так ли это.

- Недра Земли и её поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Эти богатства называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф). С некоторыми из горных пород мы сталкиваемся почти каждый день.

- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.

- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

- Полезные ископаемые имеют разные свойства, которые человек может использовать в хозяйстве. Познакомимся с некоторыми из них.

- Обратите внимание, у вас на столе памятка, которую по ходу выполнения заданий мы будем заполнять.

- Первая наша станция «Лаборатория». Незнайка приготовил для нас опыты.

- Вспомним правила работы при проведении опытов. Какие вы знаете? (слайд)

- Отлично. Приступим к первому опыту.

Опыт 1 «Песок и его свойства»

Цель опыта: выявить свойства песка

Оборудование и ресурсы: чаша, песок, перчатки

Ученики берут песок и пытаются что-то слепить из него.

Вывод: сухой песок рыхлый, сыпучий.

- Где это свойство использует человек? ( в жилищном и дорожном строительстве, в медицине, при гололеде на дорогах, при производстве стекла, в сельском хозяйстве для улучшения структуры почвы и повышения ее плодородия. )

( Вспомнить о том, что песок используется в строительстве, например, для производства стекла)

Опыт 2 «Песок и его свойства»

Цель опыта: выявить свойства песка, формочки

Оборудование и ресурсы: чаша, песок, вода

Ученики по чуть-чуть наливают воду в песок и смотрят, что изменилось. Пробуют что-то слепить из него.

Вывод: Песок может впитывать влагу и менять свои свойства (становиться более пластичным, удерживать форму).

У вас на столе есть свойства песка приклейте их сюда – (ПОКАЗЫВАЮ)

Опыт 3 «Исчезающий мелок». Посмотрим видео.

Цель опыта: убедиться в том, что мел – это известняк

Оборудование и ресурсы: вода, уксус, мел

НУЖНО опустить мел в чашу с уксусом и понаблюдать, что получится. Мел начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет

Можем сделать вывод, что: мел – это горная порода, разновидность известняка. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Показываю известняк (2 вида). Известняк бывает разного цвета. Вы знаете, где его используют? (Известняк используют в строительстве для создания стен, потолков и полов. Он также используется для изготовления цемента и бетона.)

- У вас на столе есть информация про мел и известняк. Приклейте её в памятку (показываю куда)

- Молодцы, вы справились со всеми опытами.

Чтобы перейти к следующему заданию предлагаю размяться. Встаем. Потянулись, наклонились, руки на пояс, повернулись вправо, влево. Наклонились назад вперед. Садимся.

Следующая станция «Где используются полезные ископаемые?»

- Знаете ли вы, где и какие используют полезные ископаемые? (спрашиваю 2-3 человека)

- Хорошо. У вас на столе лист с заданием: нужно соединить природное ископаемое и то, где оно применяется. На это задание у вас 2 минуты. Время пошло.

- Время вышло. Проверяем (беру чью-то работу и с помощью документ камеры проверяю)

- Итак. Где применяется .. (название, имя)? Верно.

- Где применяется ….(название, имя)? Правильно.

- Вы все справились с этим заданием. Молодцы.

- Обратимся к теме нашего внеурочного занятия. Как она звучала? (Богатство Земли – полезные ископаемые)

- Как ты думаешь, … (имя) почему полезные ископаемые называют богатством Земли?

- Всё верно, молодец.

- Обратимся к плану. Что нам нужно было сделать на занятии? (узнать.., научиться..)

- Мы узнали и научились? (Да)

- Что нам помогло это сделать? (проведение опытов, выполнение заданий)

- Обратимся к гипотезе. «Предположим, что полезные ископаемые имеют свойства, которые человек использует в хозяйстве» Подтвердим мы это или опровергнем и почему, … (имя)?

- Всё верно. Полезные ископаемые имеют свойства, которые человек использует в хозяйстве. Незнайка благодарит вас, что вы помогли ему узнать, что такое полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и как используют их человек.

- Если сегодняшнее внеурочное занятие было для вас интересным и вы узнали новое, то поднимите зеленый флажок, если же вы ничего нового не узнали, то поднимите красный флажок.

- Я очень рада, что занятие для всех было интересным и познавательным. Памятка, которую мы с вами сделали, поможет вам лучше запомнить информацию о полезных ископаемых и их свойствах.

- На этом наше внеурочное занятие подходит к концу. Спасибо за вашу активную работу. До свидания.

Видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

"Путешествие в кладовые земли.Полезные ископаемые."

Конспект урока с использованием ИКТ....

Полезные ископаемые: Кладовые земли , 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Полезные ископаемые: Кладовые земли"....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Полезные ископаемые: кладовые земли

Полезные икопаемые: кладовые земли УМК Гармония 4 класс...

«Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»

Цели урока:Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.Задачи урокаКоммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, ...