Разработка урока окружающего мира "Полезные ископаемые - богатство земных недр"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Щербакова Анжелика Станиславовна

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

При разработки урока  использованы загадки, карточки для работы в группах, коллекции природных материалов, медиапроектор...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt41.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Изобильненского муниципального округа Ставропольского края

открытый урок окружающего мира

« Полезные ископаемые — богатство земных недр»

3 класс

Провела и подготовила:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МКОУ «СОШ № 21» ИМОСК

Щербакова А.С.

2024-2025 уч.г.

« Полезные ископаемые — богатство земных недр»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  коллекция ископаемых, чашки Петри.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, карточки, мешочки с полезными ископаемыми (мел, каменный уголь, песок,поваренная соль), сундучок.

Ход урока

1. Орг. Момент

Что у меня в руках? (Сундучок)

А что  обычно  хранят в сундучках? (Ответы детей)

Да, это богатства. А какие именно, вы узнаете отгадав загадки.

1. Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь.)

2. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет след в руке. (Мел.)

4. В воде родится, да воды боится (ответ: соль)

2. Введение в тему урока

 Как вы понимаете значение слов «копать», «польза»?

Копать - разрыхлять; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать;

Польза - выгода, хорошие последствия.

Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на   уроке? (Ответы детей: О полезных ископаемых) (Слайд 1)

И сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. (Слайд 2) Чем занимаются в таких лабораториях? (Ответы детей).

Мы с вами – научные сотрудники.

Давайте проведем небольшое исследование.

Исследование 1. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд 3).

- Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.От какого слово произошло слово «ископаемые»?

-Сделаем промежуточный вывод: Значит, основной способ их добычи – выкопать, достать из земли.

Сегодня на уроке нам предстоит найти научные ответы на вопросы «Что такое полезные ископаемые?». (Вопросы распечатываются и крепятся на доску)

«Откуда берутся полезные ископаемые?» «Из чего они состоят?» «Много ли их на Земле?» «Есть ли полезные ископаемые в нашей местности?» «Где применяются полезные ископаемые « Нужны ли нам полезные ископаемые?» и др.

3. Основная часть.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Наша страна является самой богатой по добыче и использовании природных ископаемых (Карта- слайд 4)

 Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Большинство из них твердые. Это гранит, алмаз, каменный уголь, железная руда. (Слайд 5) Есть и жидкие  полезные ископаемые — это нефть и минеральная вода (Слайд 6). Даже газообразные природные ископаемые — это газ. (слайд 7 )

 Постановка проблемы на уроке:

— Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?» (Слайд 8)

Предметы исследования: полезные ископаемые.

Одни используются в строительстве такие как: песок, гранит, глина (Слайд 9). Другие, в качестве топлива :нефть, каменный уголь, торф, газ (Слайд 10). Из третьих, рудосодержащих, выплавляют металл.(Слайд 11)

Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения - геологи. (Слайд 12)

Согласно толковому словарю, Геологи– люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые. (Слайд 13)

Не редко, геологи проводят по несколько месяцев в тайге, в горах, в пустыне. У них есть разнообразная аппаратура, вездеходы и вертолеты. (Слайд 14) На службе у геологов состоят даже спутники, которые фотографируют  из космоса и передают на землю труднопроходимые и предполагаемые  места залежей полезных ископаемых.

4. Физминутка по геологов. (Слайд 15)

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой). 

5. Продолжение работы по теме урока

«Из чего они состоят?» (практическая работа) Карточки  (Слайд 16)

 Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать полезные ископаемые.

Каждой научной группе раздается образец (нужно раздать ископаемое и план изучения) Вам нужно внешне изучить и результаты исследования записать. (показать план, объяснить).

Торф

Слюда

Гранит

 Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 17)

Кластер- карточка

1.Полезные ископаемые добывают пр разному. Одни в открытых котлованах и карьерах (Слайд 18), Другие в шахтах  - глубоких колодцах (Слайд 19) А для того, чтобы извлечь из земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки. На территории нашего края находится самое богатейшее месторождение газа. Наш газ поставляется в пределах нашей страны и экспортируется за рубеж. РК (Слайд 20)

2.Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (рассказать о соли и природном газе)

3.Сообщение учащихся

6. Закрепление изученного материала

1.На основе предложенного текста заполнить таблицу « Использование полезных ископаемых».

Работа по карточкам. (Слайд 21)

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. Разгадал загадку угля русский ученый М.В,Ломоносов.  Он доказал, что  на самом деле уголь образовался из древних растений. Которые произрастали сотни миллионов лет назад. Самые большие залежи каменного угля находятся около Воркуты, в Донецком каменном бассейне, Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2. Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

«Много ли их на Земле?»

Геологическая справка                 Каменный уголь (Слайд 22)

Тунгусский бассейн. Мировое лидерство по объёму залежей угля, охватывает территории Иркутской области, Якутии и Красноярского края. Запасы — 2,299 трлн тонн. 1

  • Ленский бассейн. Расположен в Якутии и частично в Красноярском крае. Основная часть блока находится в бассейне реки Лены, в районе Центральноякутской низменности. Площадь угольного бассейна — 1,647 трлн тонн. 

Нефть (слайд 23)

  • Самотлорское. Самое крупное месторождение не только в России, но и в мире. Находится в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра.

Алмазы

  • Республика Саха (Якутия). Здесь располагаются две крупные алмазоносные точки — «Удачная» и «Мир»
  • Мурманская область. Поиски алмазов ведутся не только на суше, но и в морском шельфе

Природный газ ( Слайд 24)

1) В начале урока мы сказали, что ископаемые являются для человека полезными. Для чего же добывают полезные ископаемые? (Ответы детей)

- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?(Ответы детей)

- Человек не может обходиться без строительных материалов, а для изготовления кирпича и бетона необходимы глина, песок, известняк. Гранит также используется в строительстве.

- Для обогрева домов и работы предприятий нужно топливо, которое производят из угля, нефти и газа.

- Автомобили работают на бензине, который производят из нефти.

- Из железной руды производят сплавы металлов, без которых мы не представляем свою жизнь.

- Добывают также драгоценные металлы и камни: золото, алмазы и др.

2) Выполняем задание в РТ стр. 26 (выполняем в РТ и на интерактивной доске) (Слайд 25)

 3) Бережное использование.

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли? (Ответы детей)

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Давайте вернемся к началу нашего урока. Какую проблему мы попытались сегодня с вами решить?

Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?» (Ответы детей) (слайд 26)

7 этап. Вывод . (Слайд 27)

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить.

8 этап. Рефлексия.

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

9. Подведение итогов урока.  Слайд 28

Какая из команд набрала большее количество полезных ископаемых?

Выставление оценок.

Карточка 1 Группа 1

Полезные ископаемые____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 1 Группа 2

Полезные ископаемые____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 1 Группа 3

Полезные ископаемые____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2 Группа 1

Название

Свойства

Торф

Карточка 2 Группа 2

Название

Свойства

   Слюда

Карточка 2 Группа 3

Название

Свойства

Гранит

Каменный уголь

Условное обозначение

свойства

Область применения

Нефть

Условное обозначение

свойства

Область применения

Железная руда

Условное обозначение

Свойства

Область применения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс

Конспект урока "Полезные ископаемые" исследовательская работа изучение свойст полезных ископаемых....

Урок окружающего мира "Горы-поднятия земной поверхности"

Урок "открытие нового знания" во 2 классе ("Школа 2100"), соответствует требованиям ФГОС....

Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...

Разработка урока окружающего мира на тему: "Формы земной поверхности. Водоёмы"

Составитель : учитель начальных классов  МОУ СОШ № 67  Сагилян А.В.Предмет:  окружающий мир   Участники : учащиеся  2  классаИспользуемый УМК: «Школа России» , автор...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса УМК "Школа Росии" Тема: Подземные богатства нашего края

Цель: 1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным п...

разработка урока в 6 классе Движения земной коры. Землетрясения.

Урок в рамках ФГОС для 6 класса "Движения земной коры. Землетрясения....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Формы земной поверхности." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цели урока: создание условий для знакомства с видами земной поверхности.Задачи урокаДидактические:уметь определять различные ...