Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

Сидорова Светлана Владимировна

Программа А.А.Плешакова «Окружающий мир»  в 3 классе рассчитана на 68 учебных часов по 2 часа в неделю.  В соответствии   учебным  планом МБОУ «Погорельская  ОШ»  на 2022/2023учебный год  на учебный предмет «Окружающий мир» отводит 2 часа в неделю/68 часов в год. Рабочая программа составлена без изменений. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру в 3 классе.

Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочей программы  «Окружающий мир»,

составленной     учителем начальных классов  Cидоровой С.В., по учебнику «Мир вокруг нас» 3 класс

автор   А.А.Плешаков.

      Количество часов в неделю -2ч.

      Количество часов за год – 68ч.

Экскурсии – 3.

Практическая работа – 15.

Опыт – 5

Проекты – 6.

Тесты – 2.        

        

№ п/п

Тема урока

Планируемый результат

Универсальные учебные действия

Дата проведения

Примечание

Как устроен мир (6ч.)

1

Природа.

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей.

Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.

Личностные:

формирование личного отношения к окружающему миру

Регулятивные:

выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные

взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные

способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

2

Человек.

Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

Учащиеся должны знать/ понимать

 чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память,

мышление,

воображение.

3

Проект «Богатства отданные людям»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, Интернете,

-подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

4

Общество.

Человек как член общества. Человечество. Семья  как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.

Учащиеся должны уметь  различать понятия государство,

территория. Знать герб, флаг России.

5

Что такое экология.

Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

6

Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий  голубь - примеры исчезнувших животных  по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу»

Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Эта удивительная природа (18 ч)

7

Тела, вещества, частицы.

Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.

Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

Личностные:

формирование образа  Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

8

Разнообразие веществ.

Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль , сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. Соль, сахар, крахмал, кислота

Практическое занятие №3: умение определять наличие крахмала в продуктах.

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

9

Воздух и его охрана.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. Опыт «Расширение воздуха»

Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха.

10

Вода.

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Практическая работа № 4 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

Учащиеся должны

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

11

Превращения и круговорот воды.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды.

Учащиеся должны

знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение,

круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.  

12

Берегите воду!

Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду.

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

13

Как разрушаются камни.

Процесс разрушения горных пород, причины, последствия

Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел.

Учащиеся должны

уметь определять причины разрушения твёрдых тел.

14

Что такое почва.

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Опыт: «Состав почвы

Учащиеся должны

знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве

15

Разнообразие растений.

Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. Практическая работа №5 «Рассматривание живых и гербарных растений»

Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения .

16

Солнце, растения и мы с вами

Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и  человека. Опыт «Испарение воды листьями» Практическая работа №6 Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

17

Размножение и развитие растений

Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. Практическая работа № 7 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

18

Охрана растений.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

Учащиеся должны

уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

19

Разнообразие животных.

Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные.  Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных.

Учащиеся должны

знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей  питания

20

Кто что ест.

Проект: «Разнообразие природы нашего края».

Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов. Практическая работа №8 «Моделирование цепей питания»

Учащиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

21

Размножение  и развитие животных.

Размножение и развитие животных разных групп. Практическая работа № 9 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки»

Учащиеся должны

знать способы размножения животных.

22

Охрана животных.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

Учащиеся должны

уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.

23

В царстве грибов.

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Учащиеся должны

знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

24

Великий круговорот жизни.

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

Учащиеся должны

знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

25

Презентация проекта «Разнообразие природы родного края».

Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч )

26

Организм человека.

Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная.

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

Личностные

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные

характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

Коммуникативные

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

27

 Органы чувств.

Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

Учащиеся должны

знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.

28

Надежная защита организма.

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при  обмораживании, ожогах, ранах, ушибах. Практическая работа № 10 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи»

Учащиеся должны

знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

29

Опора тела и движение.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Роль физической  культуры в поддержании тонуса мышц.

Учащиеся должны

знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

30

Наше питание.  Проект «Школа кулинаров».

Питательные вещества, необходимые организму

( белки, жиры,  углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта.

Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

31

 Дыхание и кровообращение.

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

 Пульс и его частота. Практическая работа № 11 «Подсчет ударов пульса»

Учащиеся должны

знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

32

Умей побеждать болезни.

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания. Практическая работам 12 «Моделирование строения организма человека»

Учащиеся должны

знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

33

Здоровый образ жизни.

Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников

Учащиеся должны

знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

34

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Тест. Презентация проекта

«Школа кулинаров».

Выполнять тесты с выбором ответа. Представление результатов проектной деятельности.

Наша безопасность – 7 ч

35

Огонь, вода и газ.

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Учащиеся должны

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Личностные:

  усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Регулятивные:

умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  ит.д.

Коммуникативные:

уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

36

Чтобы путь был счастливым.

Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте.

Учащиеся должны

уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

37

Дорожные знаки

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Экскурсия. «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».

Учащиеся должны

знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.

38

Проект «Кто нас защищает».

Подготовка к выполнению проекта.

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

39

Опасные места

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д.

Учащиеся должны

знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

40

Природа и наша безопасность

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

Учащиеся должны

знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.

41

Экологическая безопасность.

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Презентация проекта «Кто нас защищает»

Учащиеся должны

знать и выполнять правила личной экологической безопасности. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся

Чему учит экономика ( 12 ч)

42

Для чего нужна экономика

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Личностные:

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные:

  умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики.

44

Полезные ископаемые.

Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. Практическая работа 13: «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых»

Учащиеся должны

знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

45

 Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.

Учащиеся должны

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.

46

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание  и разведение сельскохозяйственных животных.

Учащиеся должны

знать особенности разведения и содержания домашних животных.

47

Какая бывает промышленность Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности.

Учащиеся должны

знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

48

Проект «Экономика родного края».

Подготовка к выполнению проекта.

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

49

Что такое деньги.

Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков.

Учащиеся должны

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.

50

Государственный бюджет.

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов.

Практическая работа 14: «Знакомство с современными российскими монетами»

Учащиеся должны

уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

51

Семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи.

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.

52

Экономика и экология.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую  среду.

Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.

53

Экономика и экология.

Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Презентация проекта «Экономика родного края»

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся

Путешествия по городам и странам (15 ч)

54

 Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности.

Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте

Учащиеся должны знать:
– название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– показывать на карте границы России,

некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);
– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные:

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

55

Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома   и их достопримечательности.

56

Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир  и их достопримечательности.

57

Проект «Музей путешествий»

Подготовка к выполнению проекта.

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

58

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы.

Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

59

На севере Европы

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д.

Учащиеся должны  знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.

60

Что такое Бенилюкс?.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

61

В центре Европы.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Учащиеся должны  знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

62

Путешествие по Франции

Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Учащиеся должны

уметь: 

– показывать на карте изученные страны мира;

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

63

Путешествие по Великобритании.

 Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

64

На юге Европы.

Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

65

По знаменитым местам Мира.

Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). Презентация проекта «Музей путешествий»

 Учащиеся должны  соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся,

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Тест. Практическая работа 15: «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов»

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

67

Экскурсия

«Достопримечательности  города Велижа»

Знать памятники архитектуры   города Велижа.

68

Промежуточная аттестация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" (3 класс, 8 вид).

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно -тематическое планирование, Основные требования к знаниям и умениям, критерии и нормы оценки знаний, а также учебно - методи...

Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программаУчебного предмета «Окружающий мир» 4 класс...

Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир», 2 класс, умк ПНШ

Рабочая программа составлена на  основе Федерального Государственного образовательного стандарта, начального общего образования  программы «Окружающий  мир» автор: О.Н.Федотова, Г...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс

Календарно-тематическое планировании предметной линии " Окружающий мир" 3 класс Плешаков, " Школа России" по ФГОС С УУД...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс

Календарно-тематическое планировании предметной линии " Окружающий мир" 3 класс Плешаков, " Школа России" по ФГОС С УУД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе  Федерального Государственного  Образовательного Стандарта  НОО 2009г, примерной программы начального общего образов...