Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Как живут животные?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Колесник Илья Александрович

План-конспект, а также технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе, по теме "Как живут животные?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента: Колесник Илья Александрович 

Тема: «Как живут животные?»

Класс:

Учебник: «Окружающий мир», 1 класс, Плешаков А.А.., издательство «Просвещение», УМК «Школа России», 2011 г., 1 часть

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: расширение представлений обучающихся о жизни животных

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с жизнью животных: питанием, строением тела, условиями обитания и т.д.

-формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, карточками, точно выполнять инструкции учителя

Развивающие:

-развивать умение выражать мысли в устной форме, давать полные и правильные ответы; развивать память, логическое мышление

-развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира

Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения с опорой на социальный опыт

-способствовать воспитанию бережного отношения к природе, животным и растениям
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, флешка, проектор, раздаточный материал (паззлы, выводы, кроссворд, и т.д.), магниты, компьютер, мягкие магниты, презентация, карандаши

УУД:

Познавательные:

- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки

- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания

- произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме

- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий

Коммуникативные:

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их

- задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Орг. этап

Настроить учащихся на познавательную активность. Создать благоприятную психологическую атмосферу.

Словесный (беседа)

Учитель приветствует обучающихся (проводит оргмомент), концентрирует внимание, подготавливает презентацию к демонстрации и проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, учувствуют в оргмоменте

Фронтальная

-

-

-

Комуникативные:  

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные: -положительный эмоциональный настрой на работу

- установка на правильное поведение

Актуализация знаний

Применить полученные ранее знания и умения в знакомой ситуации

Словесный (беседа),

Наглядный (карточки с условиями, необходимыми для жизни растения)

Учитель проводит устный опрос, обобщает знания учеников по прошлой теме («Как живут растения?»), вывешивая соответствующие карточки с ответами детей на доску

Повторяют ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Презентация, карточки с условиями, необходимыми для жизни растений

Устный опрос

-различать предметы и выделять их признаки

-называть условия, необходимые для жизни растений

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных

Познавательные: 

- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания

-иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях

Комунникативные: 

-умение взаимодействовать с учителем

Регулятивные: 

-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

Постановка цели и задач урока

Активизировать познавательный интерес к теме.

Словесный (беседа),

Практический (кроссворд), наглядный (видеоролик, плакат с темой урока)

 Учитель подводит обучающихся к самостоятельному определению темы, цели и задач урока, подготавливает учащихся к восприятию нового материала посредством разгадывая кроссворда (учитель выборочно просит учеников приклеить ответы на поле для ответов) и формулировки выводов

При помощи учителя подходят к самостоятельному определению темы, цели и задач урока. Выполняют задание учителя, подводящее к определению темы у доски и фронтально (кроссворд), помогая однокласснику у доски, формулируют выводы

Фронтальная, индивидуальная

Кроссворд и буквы для вклеивания в поле ответов, видеоролик

Практическая работа, фронтальный устный опрос

- приводить примеры диких и домашних животных

- различать объекты, субъекты и выделять их признаки

Познавательные: 

- осуществлять синтез как составление целого из частей

Комунникативные: 

- задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их

Регулятивные: 

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Усвоение новых знаний

Изучить новые понятия.

Словесный (беседа, рассказ)

Практический (задания в презентации – «установи соответствие», с использованием раздаточного материала -паззл)

Наглядный (проверка задания с паззлом и на установление соответствия, при помощи видеоролика, )

Учитель проводит динамическую паузу, подводит учеников к освоению новых знаний с опорой на социальный опыт. Подводит учащихся к самостоятельному формулированию выводов в результате выполнения заданий с использованием учебника, раздаточных материалов и интерактивной доски, просмотра видеороликов. Проводит зрительную гимнастику

 

При помощи учителя усваивают новый материал, выполняя задания учебника, задания учителя с помощью раздаточных материалов, интерактивной доски. Формулируют выводы (в т.ч. при помощи учебника), вывешивая их на доску. Участвуют в зрительной гимнастике

Фронтальная, индивидуальная, парная (ученик-ученик)

Учебник, презентация, раздаточный материал (паззлы, карточки для установления соответствия), видеоролики

Практическая работа, фронтальный устный опрос

- приводить примеры диких и домашних животных

- различать объекты, субъекты и выделять их признаки

-называть условия, необходимые для жизни растений и животных

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных

Познавательные: 

- проводить сравнение объектов с целью выделения их существенные хи несущественных признаков

-осуществлять синтез как составление целого из частей

-находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.)

Комунникативные: 

-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их

-принимать участие в работе в паре, вести индивидуальную работу

Регулятивные: 

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-  умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося;

Закрепление

Проверить ход усвоения новых знаний, повторение ранее изученных

Словесный (беседа)

Практический (выполнение заданийрабочей тетради)

Наглядный

(просмотр обучающего видеоролика)

Учитель проверяет уровень понимания нового материала посредством совместного с обучающимися выполнения упражнений рабочей тетради, по ходу выполнения задания предлагает просмотреть обучающий видеоролик «Отличия домашних и диких животных». Подводит итог, совместно с обучающимися формулирует вывод и проводит динамическую паузу

Ученики выполняют задания в рабочей тетради, при необходимости обращаясь за помощью к учителю, который оценивает ребенка по ходу выполнения задания. Участвуют в динамической паузе, выполняют задания на страницах 50-51, совместно с учителем формулируют вывод и участвуют в физминутке (динамической паузе)

Фронтальная, индивидуальная

Рабочая тетрадь, учебник, видеоролик

Письменная работа, фронтальный устный опрос

-уметь определять место обитания животного

-различать диких и домашних животных

- приводить примеры диких и домашних животных

Познавательные: 

-осуществление поиска необходимой информации;

-моделирование, построение схематических рисунков

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы;

-использование речи для регуляции своего действия;

Регулятивные: 

- осуществление пошагового контроля по результату;

- умение признавать собственные ошибки;

- оценивать собственные успехи

Рефлексия

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке. Учить адекватно оценивать свою учебную деятельность.

Практический (работа с мягкими магнитами)

Словесный (беседа)

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока и просит оценить учеников свою деятельность, выборочно задавая вопросы, а затем предлагая оценить себя с использованием мягких магнитов

Совместно с учителем подводят итоги урока, оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы, оценивают себя с использованием мягких магнитов

Фронтальная

Мягкие магниты

Устный фронтальный опрос

-

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме 

Регулятивные:

-Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира

ФИО студента: Колесник Илья Александрович 

Тема: «Как живут животные?»

Класс:

Учебник: «Окружающий мир», 1 класс, Плешаков А.А.., издательство «Просвещение», УМК «Школа России», 2011 г., 1 часть

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: расширение представлений обучающихся о жизни животных

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с жизнью животных: питанием, строением тела, условиями обитания и т.д.

-формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, карточками, точно выполнять инструкции учителя

Развивающие:

-развивать умение выражать мысли в устной форме, давать полные и правильные ответы; развивать память, логическое мышление

-развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира

Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения с опорой на социальный опыт

-способствовать воспитанию бережного отношения к природе, животным и растениям
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, флешка, проектор, раздаточный материал (паззлы, выводы, кроссворд, и т.д.), магниты, компьютер, мягкие магниты, презентация, карандаши

УУД:

Познавательные:

- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки

- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания

- произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме

- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий

Коммуникативные:

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их

- задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя

  1. Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся (оргмомент), концентрирует внимание, подготавливает презентацию к демонстрации и проверяет готовность обучающихся к уроку

-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

-Здравствуйте ребята! Напоминаю, что меня зовут Илья Александрович, и сегодняшний урок окружающего мира для вас проведу я.

  1. Актуализация знаний

Учитель проводит устный опрос, обобщает знания учеников по прошлой теме («Как живут растения?»)

-Ребята, перед тем как мы приступим к изучению новой темы – давайте взглянем на доску! Смотрите, это же муравьишка-вопросик так спешит на наш урок, что совсем забыл, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира! (на экране анимация бегущего муравьишки, растоптавшего цветы). Как звучала тема нашего прошлого занятия? («Как живут растения?»). Верно, друзья! Тема прошлого урока – «Как живут растения?» (учитель вешает тему на доску)

 О чем же забыл наш Муравьишка? Что он сделал не так? (он забыл о том, что цветы – это живые организмы). (анимация удивляющегося муравьишки) Ребята, давайте же вспомним, что необходимо растениям для жизни? (Свет, вода, тепло, питательные вещества, воздух. По мере ответов, учитель вывешивает соответствующие карточки на доску). А как нужно ухаживать за комнатными растениями, чего нельзя делать с уличными растениями? (вовремя поливать, протирать листья, убирать сорняки. Уличные растения нельзя рвать, топтать, особенно цветы и растения, занесенные в красную книгу)

  1. Постановка цели и задач урока

Учитель подводит обучающихся к самостоятельному определению темы, цели и задач урока, подготавливает учащихся к восприятию нового материала:

-Ребята, а сейчас мы переходим к теме нашего урока. Оказывается, Муравьишка истоптал все цветы потому, что очень спешил к своим друзьям, и совсем забыл о том, что мы изучали на прошлом уроке. Давайте познакомимся с его друзьями, и назовем их! А для этого разгадаем небольшой кроссворд! (вывешивается на доску, учитель выборочно просит учеников приклеить ответы)

6

1

е

ж

и

2

4

л

и

с

а

3

в

о

л

к

с

о

б

а

к

а

5

к

о

т

с

л

о

н

7

8

м

ы

ш

ь

б

е

л

к

а

  1. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят. (ёж) (Повторить правописание жи-ши)
  2. В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. (лиса)
  3. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож.                                            

Он бежит, разинув пасть.                                                  

 На овцу готов напасть. (волк)

  1. С хозяином дружит, дом сторожит,                          

 Живет под крылечком, и хвостик колечком. (собака)

  1. Без расчески расчесался,                                              

И умылся без воды.                                                          

В кресло мягкое забрался,                                                    

И запел на все лады. (кот)

  1. Серый толстый великан                                              

 Нос как будто длинный кран.                                        

 На спине прокатит он                                                      

Озорной ушастый ….. (слон)

  1. Если в доме заведется,                                                      

До продуктов доберется.                                        

Сахар, сыр и корку -                                                          

Все утащит в норку. (мышь)

-А как мы можем назвать их одним словом? (Животные)

-Молодцы, совершенно верно! Возможно у вас уже есть мысли, о чем на сегодняшнем уроке пойдет речь? (о животных). Действительно, ребята, тема сегодняшнего урока – «Как живут животные?» (учитель вывешивает тему на доску). А чем мы будем заниматься на уроке? (узнаем, как живут животные, чем питаются, как размножаются и т.д.). Но перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы – давайте посмотрим небольшой видеоролик, и узнаем, чем растения отличаются от животных (https://www.youtube.com/watch?v=bLeSOCANfLQ)

Учитель обобщает ответы детей и сообщает, что на прошлом уроке мы убедились, что растпния – живые организмы, а на сегодняшнем уроке, как и на прошлом, потребуется убедиться, что животные – живые существа

  1. Усвоение новых знаний

Учитель подводит учеников к освоению новых знаний, по мере выполнения заданий формулируя выводы (каждый вывод по ходу урока вывешивается на доске) для подведения итога. Перед этим проводит динамическую паузу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

(Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно?

(Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

(Потягивания - руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

(Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

(Бег на месте.)

Вот голодная лиса

(Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса.

(Потягивания - руки вверх.)

Тяжело вздыхает,

(Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает.

(Дети содятся за парты.)

-Ребята, давайте перейдем к теме урока, и откроем учебник на странице 72. Муравьишка-помощник совсем забыл, кто из его друзей чем питается. Давайте ему в этом поможем! (работа с учебником, №1, и с интерактивной презентацией – слайд «Кто что ест?»).

-Для начала, давайте назовем всех животных. Изображенных в верхнем ряду (белка, лягушка, синица, заяц, лиса). Что ест белка? (Белка-орехи, лягушка- комара, синица – гусениц, заяц – траву, лиса - мышь.). Давайте проверим! Совершенно верно, молодцы, а что ест… и т.д.). Давайте сделаем вывод: Все животные …. (питаются). Однако, дорогие друзья, для роста животным нужна не только пища – но и вода!

-А что должны делать животные, чтобы добывать себе пищу? (передвигаться, охотиться). Верно! Животным, в отличие от растений, пищу необходимо добывать! А с помощью чего животные передвигаются? (с помощью ног лап). Действительно, животные передвигаются с помощью частей тела!

-Дети, растеряша-муравьишка хотел нарисовать своих друзей, но совсем забыл, каким животным какие части тела принадлежат, и для чего они служат!

Учитель раздает обучающимся паззлы с изображением животных с недостающими частями тела (птица, лягушка, бабочка, кошка, рыба) (1 на парту), элементы частей тела, а также элементы с названием частей тела (задание №2, страница 72, затем проверка – учитель включает видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=oIjQ7_VeaJQ)

https://www.youtube.com/watch?v=dJE0AAyUTbU

-Ребята, перед вами – паззл, на котором изображено какое-либо животное. Ваша цель – собрать паззл, назвать животные, верно подобрать часть тела, принадлежащую данному животному, а также соотнести названия с частями тел на получившемся изображении! Кто выполнит – поднимаем руки!

- Итак, все животные передвигаются. Для чего нужны эти части тела? 9 с помощью них животные летают, бегают, прыгают, плавают, ползают.) И какой вывод можем сделать? (Все животные передвигаются, но по-разному). Правильно! Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству! Если у животных есть потомство – значит они? (размножаются). Верно! Все животные размножаются, и у них появляются дети.

-Дети, непослушные малыши убежали от своих родителей, и чтобы их вернуть, нам нужно правильно назвать малышей, и соеденить в пары с их мамами и папами по внешнему сходству!

Учитель предлагает ученикам установить соответствия «мама-малыш» (один ученик на доске, с помощью магнита и раздаточных материалов – предметных картинок, другие – на партах)

Пары:

1. Волк - волчонок

2. Кабан - поросёнок

3. Медведь - медвежонок

4. Белка - бельчонок

5. Ёж - ежонок

6. Лось - лосёнок

7. Заяц - зайчонок

8. Мышь - мышонок

9. Олень – олененок

10. кошка - котенок

-Вы большие молодцы, отлично справились с заданием! Подскажите, а где животные выводят свое потомство? (в своих постройках, домах, жилищах. при необходимости, учитель дает подсказку и предлагает посмотреть на страницу 73 учебника, №3) А как вы думаете, почему животные не выводят свое потомство на открытых пространствах? (в жилище теплее и безопаснее)

-А сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик, и заодно определим, где чьи постройки! (https://www.youtube.com/watch?v=jd6qqU7VhVI)

-Ребята, давайте сделаем вывод – что же еще нужно животным для жизни? (дом, тепло). Что для этого делают животные? (Многие животные строят жилище для себя и своего потомства)

Учитель проводит гимнастику для глаз

Любопытная Варвара

смотрит влево!

смотрит вправо!

А теперь вперед!

Тут немного отдохнет

(глазки не напряжены и расслаблены).

А Варвара смотрит вверх –

выше всех, дальше всех!

А теперь – смотрит вниз

(Глазки наши напряглись).

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И продолжить все готовы!

  1. Закрепление

Учитель проверяет уровень понимания нового материала посредством работы учеников в рабочих тетрадях и учебнике

-Дети, откройте рабочие тетради на странице 50. Давайте посмотрим на доску, и определим, в каком природном доме живет каждое животное (слева направо: совы, раки, кроты)

- А теперь давайте еще раз рассмотрим все иллюстрации, к которым мы сегодня уже обращались, вспомним всех животных о которых говорили и попробуем их разделить на две группы по какому-либо признаку. Какие бывают животные? (дикие и домашние)

- Многие животные живут дома. Это домашние животные. Поднимите руку у кого дома есть животные. Какие предметы нужны для ухода за домашними животными? Нарисуйте их в своих тетрадях на странице 51, а в это время, наш новый помощник кубо-кот расскажет об отличиях домашних и диких животных! (учитель включает видеоролик, пока дети выполняют задание в рабочей тетради - https://www.youtube.com/watch?v=FtT_7zb6Md4), затем – подводят итог

- Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни?

Учитель просит открыть учебник на странице 73 и прочитать вывод в конце странице по цепочке (остальные следят пальчиком)

Животные – живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет.

Учитель проводит динамическую паузу «Капитан краб» с использованием видеоролика-мультфильма - https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs&t=15s

  1. Рефлексия

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока и просит оценить учеников свою деятельность, выборочно задавая вопросы:

- ….., что ты узнал(-а) на сегодняшнем уроке?

- …..,  за что ты похвалил(-а) бы себя?

-……, что ты сумел на сегодняшнем уроке?

Учитель вывешивает на доску мягкие магниты-смайлики

-Ребята – давайте посмотрим, как прошел наш сегодняшний урок, все ли вам понятно? Для этого каждый ряд по очереди подойдет к нашим смайликам и нажмет на зеленый: урок понравился, все понятно, со всем справились; желтый: что-то не получилось, но урок был интересным; или красный магнитик: тему не поняли, урок не понравился, было трудно

Учитель уточняет у учеников, нажавших на желтый и красный магнитик – что вызвало затруднения, для проведения работы над ошибками, прощается с учениками

-Ребята, надеюсь на следующем уроке вы будете такими же активными и любознательными, до свидания! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Урок окружающего мира 1 класс "Школа России" Где живут белые медведи?"

Интегрированный урок окружающего мира и географии  в  1 классеТема: «Где живут белые медведи»Форма урока: урок – путешествиеТип урока: комбинированный....

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Где живут слоны"...