Конспект предметного урока «Лиственные и хвойные растения зимой».
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс)

Исламова Алина Ильнуровна

План- конспект предметного урока

Тема урока: «Лиственные и хвойные растения зимой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_praktich.predmet.docx349.58 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект предметного урока

Тема урока: «Лиственные и хвойные растения зимой».
Тип урока:
практический предметный урок.
Цель урока: 
изучение нового материала учащимися самостоятельно в процессе выполнения практической работы с предметами природы.
Задачи урока:
- обучающие: продолжать формирование умения работать с гербарием; познакомить учащихся с особенностями лиственных и хвойных растений зимой.
- развивающие: формировать умение сравнивать лиственные и хвойные растения по внешнему виду; развивать мышление, наблюдательность; формировать умения анализировать и обобщать.
- воспитательные: формировать бережное отношение к живой природе; воспитывать этику общения и группового взаимодействия.
Оборудование:
инструкция, гербарий хвойных и лиственных растений, почки растений, шишки.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация класса.

Метод: вступительное слово учителя
-
 Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На места все тихо сели,

На меня все посмотрели.
Метод: беседа
-А как вы думаете кто такой учёный?

- Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.
- А как вы думаете, сможем ли мы с вами стать маленькими учёными?
- Где работают учёные?
- А чем сегодня мы с вами займемся?
- Верно! Вот и наш класс сегодня превратится в небольшую лабораторию, а мы с вами в маленьких учёных.
 


Приветствуют учителя.




- Ученый — это тот человек, который делает новые открытия.


- Попробуем

- В лаборатории.
- Мы будем что-то исследовать.

  1. Вводное объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе

Природоведческая минутка:
- А какая у нас сегодня погода?

- Давайте запишем информацию о погоде на доске.

Метод: беседа

- Как изменились деревья с наступлением зимы?

- А какие деревья не сбросили свои листья?
- Как вы думаете, что такое хвойные растения? Лиственные растения?



- Как звучит тема нашего урока?
- Верно! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим, как хвойные и лиственные растения выглядят зимой. Для того, чтобы провести вам наблюдение над хвойными и лиственными растениями, вы будете пользоваться инструкцией. Давайте с вами её разберем.
В инструкции 6 пунктов:
1. Раздели ветки растений на 2 группы. По какому признаку разделили?
2. Сравни ветки лиственных и хвойных растений. Что их различает и что общего?
3. Рассмотри строение почки, зарисуй её.
4. Сравни хвойные растения по иголкам и по шишкам. Здесь вам необходимо описать иголки хвойных растений по длине, окраске, количеству иголок в пучке и по форме. Разложить шишки к побегам и сравнить их по цвету, размеру, форме.
5. Зарисуй основные признаки в таблицу.
6. Назови лиственные растения, согласно нумерации, выдели признаки.


- Ясно, +6 градусов, юго-восточный ветер(слабый), туман, роса.
Ученик вышел к доске, чтобы записать данные о погоде.

- Большинство деревьев сбросили свои листья.
-
Ель.
-
Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму иголок. Лиственными называют деревья, у которых есть листья, которые желтеют осенью. Такие деревья на зиму сбрасывают свою листву.
- Лиственные и хвойные растения.
Слушают учителя.


















  1. Изучение нового материала в процессе выполнения практической работы

- Прежде, чем мы приступим к выполнению задания, разделимся на группы.
Учитель раздает каждой группе гербарии растений, шишки и почки.
Метод: распознавание, наблюдение. Прием: работа в группах.
- Обратите внимание на вашей парте лежат гербарии растений, шишки и почки. Как думаете, что мы будем с ними делать?
- Верно! Приступим.


- По какому признаку вы разделили ветки растений?
- Какие растения вы отнесли к хвойным? Лиственным?


- А почему лиственницу вы отнесли к хвойным?

- Как вы думаете с чем это связано?
- В далекие времена лиственница была вечнозеленой. Но, попав в отличающиеся суровым климатом районы крайнего севера, была вынуждена желтеть, чтобы таким способом приспособиться к новым условиям. Лиственница сбрасывает хвою на зиму для того, чтобы сократить испарение воды в холодный период.
- Теперь сравните ветки лиственных и хвойных растений. Что их различает? Что есть общего?

- Рассмотрите почки растений. Давайте с вами зарисуем строение почки.
- Как называются части почки? Подпишите их.


- Как выглядят иголки у хвойных растений?






- Разложите шишки к побегам.
Учитель проходит по классу и смотрит как группы справились с заданием.
- Как вы описали шишки хвойных растений?

Класс делится на группы.





- Мы будем их рассматривать и сравнивать с помощью инструкции.

Учащиеся приступили к выполнению задания.
Учащиеся разложили растения по группам.
- Первая группа – хвойные, вторая группа – лиственные.
- К хвойным – сосна(кедровая), сосна(обыкновенная), пихта, лиственница.
К лиственным – береза, калина, осина, клен, тополь, карагач.
- Потому что летом у неё есть иголки, а на зиму она их сбрасывает.
Ученики высказывают свои мнения.







- Различия – у хвойных листья, у лиственных их нет.
- Общего – есть почки.

Рисуют строение почки в тетрадь.


- У почки есть – зачаточные листья, зачаточный стебель, чешуйки, зачаточный цветок.

-
 Сосна (кедровая) – самая длинная иголка, колючая, 5 иголок в пучке, зеленого цвета.
Пихта- самая короткая иголка, не острая, 1 иголка в пучке, темно- зеленого цвета.
Сосна(обыкновенная)- иголка колючая, 2 иголки в пучке, зеленого цвета.
Лиственница – зимой нет иголок.
Раскладывают шишки к побегам у хвойных растений.

- Размер: у сосны (кедровая) самая большая шишка, у лиственницы – самая маленькая.
Форма: у пихты – удлиненная, у сосны(обыкновенная) – круглая, у сосны кедровая) - вытянутая , у лиственницы – овальные.
Цвет: у пихты шишка светлая, у сосны ( кедровая) самая темная.

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз. 
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх. 
(Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз. 
(Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась. 
(Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух. 
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. 
(Дети приседают.)

Ученики повторяют движения за учителем.

  1. Закрепление и выводы

Метод: беседа
- Молодцы! Давайте теперь зафиксируем полученную информацию в виде таблицы. (Приложение 1)
- Назовите лиственные растения. Какие признаки вы выделили?






- Молодцы! Теперь запишите эту информацию к себе в тетрадь.


Фиксируют информацию в таблицу.


-
 Береза, калина, осина, клен, тополь, карагач.
Береза- тонкие ветки.
Калина- светлый побег.
Осина- лохматые почки.
Клен- мелкие почки.
Тополь- есть смола.
Карагач- мелкие почки.
Записывают информацию в тетрадь.

  1. Итог урока и домашнее задание

Метод: беседа
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?



- Какие деревья из рассмотренных сегодня вы встречаете на своем пути, когда идете в школу?
- Теперь вы сможете различать растения зимой?
Метод: рефлексия деятельности на уроке
-Посмотрите на доску и продолжите предложение:
Мне понравилось…
У меня получилось…

- До свидания!


- Оказывается, что несмотря на то, что растения зимой без листьев, у них всё равно есть свои отличия. Мы узнали, что шишки у хвойных очень различаются.
Учащиеся называют те деревья, которые они видят, когда идут в школу.
- Да!




Продолжают предложения.


Прощаются с учителем.

Приложение 1

Вид\\Признак

Форма иголок

Количество иголок

Шишка

Пихта

1

Сосна (обыкновенная)

2

Сосна (кедровая)

5

Лиственница

---

---




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Цветковые и хвойные растения».

Подробный конспектор урока с  презентацией на тему: «Цветковые и хвойные растения». Ознакомление с окружающим миром УМК «Перспективная начальная школа»2класс....

Урок по окружающему миру РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ для 3 класса

Урок открытия новых знаний разработан в свете требований новых ФГОС.Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе....

Тест по теме: "Хвойные растения зимой".

Тест по теме: "Хвойные растения зимой" разработан для учеников 4 класса школы VIII вида.Цели и задачи:- проверить усвоение материала, разобрать пробелы в этой теме;- формировать у учащихся знания об х...

Методическая разработка урока по теме «Лиственные и хвойные растения зимой»

«Лиственные и хвойные растения зимой» Тип урока: Урок – исследование.Методы: Самообучения (открытий), словесно-наглядный, практический, взаимообучения.Принципы: Теоретизации, связи с жизнью, нагл...

Тема урока «Цветковые и хвойные растения».

Тема урока: «Цветковые и хвойные растения».УМК системы Л.В.Занкова. Окружающий мир, 2 класс. Учебник 2 часть. Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о хвойных ...

Лиственные и хвойные растения зимой

Презентацию можно использовать  на этапе формирования новых знаний, а тест на этапе закрепления.  Презентация помогает  обеспечить благоприятную психологическую обстановку, в...

Лиственные и хвойные растения зимой

Подробный конспект  поможет провести интересный урок ....