Урок окружающего мира "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Межевых Светлана Анатольевна

Урок окружающего мира для 1 класса попрограмме "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Какие бывают животные (урок – открытия новых знаний)

Предметные умения:

· Узнавать и называть животных на рисунках учебника.

· Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.

· Приводить, примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

· Классифицировать животных по изученным признакам.

· Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

· Формировать представление об охране животных

Оборудование: проектор, учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс, раздаточный материал для самостоятельной работы, толковый словарь

Ход урока:

Организационный момент.

Прошла перемена, услышан звонок

Пора поскорее начать нам урок.

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, подарите им свои улыбки. И подумайте, как хорошо , что мы все вместе. Мы все здоровы и счастливы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Актуализация знаний.

-Начнём нашу работу с повторения знаний.

- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Назовите признаки живой природы

- Что относится к живой природе?

Целеполагание.

Сегодня я предлагаю вам отгадать загадки и узнать тему урока

- Чёрен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт. (жук)

- Эта рыжая плутовка.

Ловит мышек в поле ловко.

Хоть похожа на собаку,

Никогда не лезет в драку. ( лиса)

Городская птичка,

Птичка - невеличка!

На рассвете \"чик-чирик\"

Принесет и свет, и крик!

Поклюёт с твоей ладошки.

Приготовленные крошки –

Малый, серый, всех смелей - Это кто же? (воробей)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (сом)

Носик лопаткой, Красные лапки,

Плавает, ныряет, Крякать обожает! (Утка)

Серый, толстый, южный зверь…

Лишний хвостик? Ты не верь!

Он ушами мух гоняет,

Носом воду набирает. (слон)

Живёт в норке, грызёт корки,

Короткие ножки, боится кошки. ( мышь)

С цветка на цветок порхает,

Сладкий нектар собирает,

В улей его принесёт,

В сотах появится мед… (пчела)

- Прочитайте ключевое слово (ЖИВОТНЫЕ)

Может кто- то догадался о чём или о ком мы будем сегодня говорить?

Все ли животные, которых мы назвали, похожи друг на друга?

Постановка учебной задачи.

Говоря о животных, мы представляем себе своего верного четвероногого друга-собаку, белочку или красавца оленя. А может быть это пёстрые бабочки или мохнатые шмели, летающие над лугом. Вы спросите: разве бабочки и шмели тоже животные? Да, конечно! Бабочки, шмели и все другие насекомые- это настоящие животные. И птицы, и рыбы, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и черви-всё это животные.

- Чему будем учиться на уроке?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Правильно, нам предстоит узнать, чем же животные отличаются друг от друга.

Итак, тема урока «Какие бывают животные».

- Посмотрите на экран. На какие группы можно разделить этих животных?

Выявление причины и места затруднения.

- Что объединяет животных в каждой группе? Можете назвать отличительные признаки животных в каждой группе?

Построение проекта выхода из затруднения.

- Чтобы рассмотреть отличительные признаки каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей.

- А кто это такие исследователи? (СЛОВАРЬ)

- На доске есть план, по которому будем выходить из затруднения.

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ

КОЛИЧЕСТВО КОНЕЧНОСТЕЙ

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО

Реализация проекта

- Приступаем к исследованию 1 группы. (насекомые)

Как она называется? Назовите представителей группы.

- Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

- А теперь нам нужно найти отличительные признаки этих животных согласно плану.

- Какое количество ног у насекомых? (6 ног)

- Что заметили у них на брюшке? (Поперечные полоски, словно насечки)

- Поэтому и название этой группы насекомые.

На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые

2. Количество конечностей. 6 ног

3. Чем покрыто тело? насечки

Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы.

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

Посмотрите на экран и скажите, к какой группе относятся эти животные?

- Следующим пунктом нашего плана будет группа рыб.

Карточка с названием группы помещается на доску

- Где живут эти животные? Чем отличаются от других?

После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй.

На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы

2. Количество конечностей. 6 ног нет

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя

- Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам ,широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

- Ребята, а как вы думаете, рыбы умеют летать? (видео)

- А что умеют животные следующей группы?

Карточка с названием группы птиц помещается на доску

(Слайд №3 с изображением птиц появляется на экране)

- Можно сказать, что это их отличительная особенность?

- А все ли представители этой группы могут летать?

(Нет, страус, казуар, пингвин летать не могут.

А летать умеют и насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы).

- Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

- Давайте подумаем, что есть только у этих животных, и нет у других.

- Проанализируйте, сколько конечностей (ног) у птиц.

На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы

2. Количество конечностей. 6 нет 2ноги

плавники

2 крыла

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья

Тело птицы хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.

-Ребята, для птиц наступает тяжёлое время-зима. Мы должны помочь тем птичкам, которые не улетели в тёплые края, подкормить их.

- И последняя группа нашего исследования – звери.

Учитель выставляет карточку с надписью на доску.

- Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие.

- Рассмотрите, сколько конечностей у зверей? (4 )

- Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть) На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы Звери

2. Количество конечностей. 6 нет 2 4

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья шерсть

- К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, жирафы и слоны.

Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

Мир животных разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности.

На ваших столах есть карточки. Вам надо поработать в паре. Назвать группу животных и найти лишнее животное .

- Что помогло найти лишнее животное?

Самостоятельная работа с самопроверкой

Тетрадь стр.32 № 2

-Кто справился без ошибок?

На доске у меня есть картина, вам предстоит расселить животных в свою среду обитания.

- Ребята, послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте, к чему призывает нас автор:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашки на лугу

И белочку в тайге, и цаплю на болоте.

- Мы должны бережно относиться ко всем животным, охранять и защищать их. Нам доставляет радость общение с ними, даже если это маленький хомячок или аквариумная рыбка.

Рефлексия учебной деятельности.

- Какая была тема урока?

-С какими группами животных мы познакомились на уроке?

- Какое задание было самым интересным на уроке?

- Если вы на уроке узнали что-то новое, всё было понятно, то поместите на доске смайлик с улыбкой, если что-то не совсем понятно, выберите задумчивого смайлика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Урок окружающего мира "Охрана животных"

Проблемно - диалоговый урок из раздела "О царствах живой природы" для 3 класса....

Электронная презентация к уроку окружающий мир "Домашние животные"

Электронную презентацию "Цап-царапки" можно использовать на уроках окружающий мир пр изучении домашних животных, на внеклассных занятиях, во внеурочной деятельности....

презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"

Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....

урок окружающего мира "Домашние животные"

Урок окружающего мира с использованием элементов исследовательской деятельности . Тема "Домашние животные"...

Урок окружающего мира "Как животные исследуют мир". 1 класс

Развивающий урок с электронным приложением  может быть проведён по любому УМК, т.к. используются различные педагогические технологии....

Урок окружающего мира "Охрана животных"

   Данный урок проводится в 3 классе в первом полугодии. Это урок закрепления и осмысления уже изученного материала. Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, большее...