Разнообразие растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Быковская Мария Александровна

Разгообразие растений. Окружающий мир 3 класс. Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Разнообразие растений

Учитель: Быковская Мария Александровна

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Научиться различать группы и виды растений

Учебные задачи

   Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование эстетических чувств, впечатления через восприятие природы и её многообразие;
  2. Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

   Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Планировать свои действия в течение урока;
  2. Понимать учебную задачу сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  3. Классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  4. Сравнивать объекты по их различным признакам;
  5. Формулировать ответы на вопросы;
  6. Слушать партнёра по деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

   Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  2. Использовать тексты и иллюстрации учебника для ответов на вопросы;
  3. Осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 3 класс, тетрадь на печатной основе, круги для самооценки,таблицы.

Материалы для учителя: УМК «Школа России», учебник окружающего мира А.А. Плешаков 3 класс, тетрадь на печатной основе, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(Формируемые на данном этапе урока)

  1. Мотивация к учебной деятельности

( организационный момент)

Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.

-Здравствуйте ребята, мы очень рады нашей встрече.

Желаю-        соприкасание большими пальцами

Успеха        -указательными пальцами

Большого-        средними пальцами

Во всем        безымянными пальцами.

Удачи тебе на уроке        переплетение рук

Перед вами яблоня. Яблоня наших достижений. А на ваших партах конверты с символическими фруктами. После выполнения каждого задания вы себя оцените при помощи этих кружков. Посмотрим ,каких кружков в конце урока будут больше.

Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.

Здравствуйте!

Внимательно слушают, выполняют соответствующие движения

Слушают учителя, разбирают конверты.

Личностные(широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы)

 2.  Актуализация опорных знаний

Учитель организует проверку домашнего задания

Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему?

-Одинакового ли цвета почва в разных местах?

      - Докажите, что в почве есть воздух.

      -Какие живые существа есть в почве?

- Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

Отвечают на вопросы учителя.

Нет ,в разных местах почва разная.

Если бросить ком почвы в стакан с водой,то можно увидеть ,что на поверхность поднимаются пузыри .Это означает ,что в составе почвы есть воздух.

 

Черви, жуки,муравьи.

Когда в почву вносится удобрения и при соблюдении севооборота.

Регулятивные (Планирование деятельности)

Познавательные (Логические действия)

3. Организация познавательной деятельности

Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.

Подводит учащихся к определению темы.

Предлагаю вам, ребятки
Отгадать мои загадки.

В летний солнечный денек

      золотой расцвел цветок, 
На высокой тонкой ножке

все дремал он у дорожки, 
А проснулся — улыбнулся:

— Вот пушистый я какой, 
Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой! 

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

Только тронь -

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.

Какие вы молодцы, все загадки отгадали!

- Как одним словом можно назвать эти отгадки?

 Назовите ещё представителей царства растений. 

- Почему растения относятся к живым существам? 

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

Правильно! Тема нашего урока «Разнообразие растений».

- А как называется наука, изучающая растения.

Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете?

И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

Отвечают на вопросы учителя

- Одуванчик

Берёза

Василёк

Крапива

Растения.

Учащиеся называют примеры растений.

- Питаются, дышат, растут, размножаются.

- Разнообразие растений?

Ботаника.

 

Высказывают свое мнение.

Регулятивные (Планирование своей деятельности)

3.1 Целеполагание

Подводит учащихся к определению  целей урока.

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

Определяют  цель урока.

Мы узнаем:

Мы вспомним:

Мы научимся:

Регулятивные(Целеполагание)

Познавательные(Понимать учебную задачу урока и стремится её  выполнить)

  1. Открытие нового знания

  1. Осмысление

Работа с текстом учебника. Прием «Инсерт»

Физкультминутка

1.Организует работу над слайдом о частях растений.

2. Отгадайте о какой части растения идет речь.

Находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Он состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри него есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

Оцените себя

Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на странице 71, я вам предлагаю в парах заполнить кластер.(Приложение 1)

Имеющиеся у нас знания помогли нам заполнить лишь часть схемы. Как заполнить остальные гроздья кластера? Где же взять недостающую информацию? 

Предлагаю вам открыть учебник на странице 70. Прочитайте предложенный вам текст, делая пометки.

Ребята, у кого во время чтения возникли вопросы?

Оцените себя

А сейчас мы немного отдохнём и проведём физкультминутку.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Дети рассматривают рисунок и называют части растений.

Корень

Стебель

Лист.

Плод с семенами.

Оценивают ,прикрепляя круги к яблоне.

Дети в парах заполняют кластер на предложенных карточках..

Обратиться к тексту учебника, спросить у родителей, найти ответ в энциклопедии,…

  Учащиеся осмысленно читают текст, делают пометки. После чтения возвращаются к кластеру и заполняют его.

Возникшие вопросы разбираются, после этого кластер дублируется на доске.

Оценивают ,прикрепляя круги к яблоне.

Познавательные(вспоминают части растений и их предназначение)

Регулятивные(Прогнозирование)

Личностные (самооценка)

Познавательные(уметь применять имеющую информацию)

Познавательные(умение выделять из прочитанного текста нужную информацию)

Познавательные(логические действия)Заполнение кластера, умение работать с текстом.

Личностные (самооценка)

  1. Первичное закрепление

Работа по образцу

Я подготовила книгу из картона. Посмотрите, она совсем пустая, что же нам нужно сделать?

Правильно!

Я делю вас на три группы. Каждой группе выдам по две дидактические игры, их нужно вырезать и распределить в нужные кармашки.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Ребята, посмотрите, каждый кармашек уже подписан и приклеен, чтобы правильно заполнить его материалом. Прежде, чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила безопасности!

Приступаем к работе.

ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?»

ИГРА «СОБЕРИ ПАЗЛ»

ИГРА – ЛОТО «КУЛЬТУРНЫЕ И ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ»

ЗАДАНИЕ «РАЗЛОЖИ РАСТЕНИЯ НА ДВЕ ГРУППЫ»

   

Повторяют правила работы в группе, выполняют задание в группах.

Дети играют, отвечают на вопросы, выполняют задания.

Дети вспоминают технику безопасности.

Ребята активно вступают в диалог, отвечают на вопросы, выполняют задания учителя

усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (групповая работа). Познавательные(уметь применять, полученную информацию )

 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

  1. Включение в систему нового знания

ЗАДАНИЕ «РАСКРАСЬ КАРТИНКУ»

ИГРА – ЛОТО «РАЗДЕЛИ ЦВЕТЫ НА ДВЕ ГРУППЫ»

Учитель помогает детям выполнять задания, корректирует.

Дети слушаю, проявляют желание играть в дидактические игры, отвечают на вопросы полными предложениями.

Дети работают самостоятельно.

ПУУД: Умение применять новые знания, накапливать жизненный опыт.

  1. Повторение и закрепление

3.6 Синквейн

  Есть ещё игра для вас, я начну её сейчас. Игра называется « Узнай меня»

О ком идёт речь?

Игра «Узнай меня»

1. Мы – самое большое царство растений, нас почти 250 тысяч видов .

2. Цветков, плодов и семян у нас не бывает. Наши листья похожи на перья.

3. Мы растём во влажных местах, нас около 27 тысяч видов .

4. Мы – самое малочисленное царство растений .

Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? 

Оцените себя.

Цветковые

Папоротники

Мхи

Хвойные

Составляют синквейн про растение.

Познавательные(логические действия и операции с изученной информацией)

Познавательные(уметь применять полученную информацию)

Личностные (самооценка)

4.  Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подходит к концу,теперь давайте посмотрим каких яблок на нашей яблоне больше.

Что это означат?

Зеленых

Высказывают свое мнение.

Личностные(Осознание)

Регулятивные( Саморегуляция)

5.Домашнее задание

1.Учебник - стр. 75, вопросы «Проверь себя»

Рабочая тетрадь – стр. 30, №1, №2

2.Рассказ о каждой группе растений.

3. Интересные факты из жизни растений.

Домашнее задание на выбор.

Приложение1.

http://festival.1september.ru/articles/565298/img1.gif

Приложение №2

Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

Водоросли

Мхи

Цветковые


Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

Хвойные

Папоротники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

"Разнообразие растений. Группы растений."

Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Разнообразие растений. Культурные растения.

Самостоятельная работа  по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения"  (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...