ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный сити-фермер»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Степанищева Екатерина Сергеевна

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 03.11.21.programma_yunyy_siti-fermer_1.docx80.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Жердевская школа-интернат»

Принята на заседании методического (педагогического) совета от «    »                  Протокол №

Утверждаю

Директор ТОГБОУ

О.С. Паршина                              «   »__________________2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный сити-фермер»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель (разработчик):

Степанищева Екатерина Сергеевна,

учитель начальных классов

                                                  г. Жердевка

2021 год

Информационная карта

1. Учреждение

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская школа-интернат»

2. Полное название программы

«Юный сити-фермер»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф. И. О., должность

Степанищева Екатерина Сергеевна,

учитель начальных классов

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».        

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разно уровневые программы (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Устав ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат»

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Естественнонаучная

4.4. Тип программы

Экспериментальная

4.5. Вид программы

Образовательная

4.6. Возраст учащихся
по программе

9-11 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Заключение методического совета

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный сити-фермер» естественнонаучной направленности, ознакомительного уровня разработана для детей младшего школьного возраста (9-11 лет).

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Быстрый рост населения Земли создал большие проблемы с обеспечением его продовольствием. Хотя «зелёная революция» позволила в 2-3 раза увеличить урожайность основных культур, а генетически модифицированные растения – облегчить борьбу с болезнями, вредителями и неблагоприятными условиями, основные проблемы – ухудшение плодородия почв из-за неправильной обработки и зависимость урожаев от погодных и климатических условий не решены. Из-за изменения климата и из-за неправильной обработки почв площади плодородных земель постоянно сокращаются. При этом значительное увеличение городского населения приводит к тому, что традиционное сельское хозяйство уже с трудом справляется с задачей обеспечения городов продовольствием и нуждается в дополнении. Таким дополнением должны стать новые технологии, которые позволяют в городских условиях без использования земли, экономя ресурсы, выращивать растения и получать урожаи. Последние десятилетия получили развитие технологии внегрунтового растениеводства – гидропоника, аквапоника и аэропоника. Они позволяют в несколько раз увеличить урожайность, сократить до десяти раз потребление воды и до четырех раз – удобрений, лучше защитить растения от болезней, не зависеть от погодных и климатических условий и получать продукцию круглогодично. Эти технологии называют сити-фермерством (городским фермерством).

По прогнозам экспертов, профессия сити-фермера в скором времени станет крайне востребованной, поэтому уже сейчас ей уделяется большое внимание.

Актуальность

Дети младшего школьного возраста по своей природе – исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Актуальность программы определяется постоянно меняющимися условиями и уровнем жизни, потребностью готовить детей, способных к самореализации во взрослой жизни. На российском рынке «Профессий будущего» появляются и активно внедряются новые профессии в современном сельском хозяйстве, такие как «Сити-фермер».

Программа «Сити-фермер» предназначена для ознакомления с основами ведения фермерского хозяйства и подготовки будущих Сити-фермеров, а также воспитания культуры труда, приобщения учащихся к совместной деятельности и профессионально ориентирована на отрасль сельского хозяйства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия способствуют развитию познавательной и творческой активности обучающихся, направлены на интеллектуальное и эмоциональное развитие, формируют умения и навыки практической и исследовательской деятельности, помогают в профессиональном самоопределении и привлечении к современному фермерскому хозяйству.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она является мощным образовательным инструментом, сочетающим в себе возможность получения обучающимися теоретических знаний и освоения практических навыков в области ведения фермерского хозяйства.

Данная программа разработана на основе программы «Агробиология» (разработчик Ертикеева Н.С., педагог дополнительного образования ГБОУ ДО МДЮЦ ЭКТ, г. Москва, 2018г.).

Программа носит практико-ориентированной характер, полученные знания могут применяться в дальнейшей жизни, что способствует социальной адаптации обучающихся.

Организационные условия реализации программы

Адресат программы

Программа предназначена для детей в возрасте 9-11 лет, которых характеризуют повышенная активность, стремление к деятельности. 

Условия набора обучающихся: для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Формы обучения: программа рассчитана на очную форму обучения и направлена на дополнение и углубление знаний в области биологии, с опорой на практическую деятельность.

Объем и срок освоения программы: программа реализуется один год. Всего – 144 часа.

Состав группы: норма наполнения групп – 12-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (45 минут).

1.2. Цель и задачи

Цель программы – научить учащихся основам ведения фермерского хозяйства в городских условиях.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.

Задачи программы

Обучающие:

сформировать начальные знания по основам грамотного ведения современного сити-фермерского хозяйства;

обучить применять на практике теоретические знания по основам ведения сити-фермерского хозяйства;

сформировать представление о растениеводстве как о науке и об овощных культурах, их происхождении, способах выращивания;

сформировать навыки и умения по уходу за культурными растениями;

обучить применению методов гидропоники и аэропоники в выращивании культурных растений;

обучить работать с химическим и биологическим оборудованием;

сформировать навыки поиска информации, работы со специальной литературой.

Развивающие:

развить умения и навыки самостоятельного планирования деятельности, работы на результат;

развить коммуникативные навыки обучающихся;

развить творческие способности обучающихся, их потребность в самореализации;

развить интеллектуальные и практические умения, самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.

Воспитательные:

содействовать воспитанию устойчивого интереса к изучению естественных наук;

содействовать воспитанию экологической культуры;

формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению;

содействовать воспитанию интереса к профессиям, связанным с сити- фермерством.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Названия раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации и

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

1

-

Наблюдение

Входная диагностика

1

 Земледелие и сити-фермерство

8

4

4

1.1

Экологические проблемы земли и пути их решения

2

1

1

Презентация.

Практическое задание.

1.2

Городские и сельские

жители: друзья или соперники

2

1

1

Презентация. Фронтальный опрос.

1.3

Сити-фермер – профессия будущего

2

1

1

Тест.

1.4

Сити-фермерство

2

1

1

Просмотр фильма.

Практическое задание.

2.

Растения и условия их

выращивания

31

13

18

2.1

Растения и их роль в жизни человека

4

2

2

Фронтальный опрос

2.2

Общие вопросы растениеводства

4

2

2

Практическое задание.

2.3

Растения и почва. Гидропоника

4

2

2

Опрос.

2.4

Строение декоративных, овощных, древесных растений

4

2

2

Практическое задание.

2.5

Экология растений

2

1

1

Практическое задание.

2.6

Области применения сити-

фермерства

2

1

1

Текущий

контроль. Практикум

2.7

Критерии отбора растений для сити-фермерства

3

1

2

Текущий

контроль. Практикум

2.8

Подготовка семян к посеву

4

1

3

Текущий контроль.

Опрос

2.9

Выращивание рассады

4

1

3

Текущий контроль.

Тест

3.

Гидропоника: виды, субстраты, условия

17

8

9

3.1

Виды гидропоники

4

3

1

Текущий

контроль. Практикум

3.2

Системы гидропоники и

гидропонные установки

4

2

2

Текущий

контроль. Практикум

3.3

Системы освещения и аэрации

4

1

3

Текущий

контроль. Практикум

3.4

Гидропонные субстраты

5

2

3

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

4.

Питательные растворы для растений

22

7

15

4.1

Как и чем питаются растения

3

2

1

Фильм

4.2

Приготовление

питательных растворов

4

1

3

Практическое задание

4.3

Качественное обнаружение питательных элементов

3

1

2

Практическое задание

4.4

Дефицит или переизбыток элементов питания и рост растений

4

1

3

Промежуточный контроль.

Самостоятельная работа

4.5

Питательные растворы для выращивания растений без почвы

4

1

3

Промежуточный контроль.

Самостоятельная работа

4.6

Параметры питательного раствора и их мониторинг

4

1

3

Текущий

контроль. Практикум

5.

Технология выращивания агрокультур в гидропонных установках

53

11

42

5.1

Микрозелень – новое веяние здорового образа жизни

2

2

-

Фронтальный опрос

5.2

Морфология микрозелени

2

1

1

Текущий

контроль. Практикум

5.3

Выращивание томатов

13

2

11

Текущий контроль.

Самостоятельная работа.

5.4

Клубника на гидропонике

12

2

10

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

5.5

Огурцы на гидропонике

12

2

10

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

5.6

Зеленые культуры

12

2

10

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

6

Думай, решай, размышляй

9

3

6

6.1

Интеллектуальная игра «Думай, решай, размышляй»

2

1

1

Викторина

6.2

Индивидуальные и групповые проекты в области сити-фермерства

5

2

3

Проекты

6.3

Турнир эрудитов

2

-

2

Викторина

7

Итоговое занятие

3

-

3

Итоговая аттестация.

Соревнование

ИТОГО

144

47

97

Содержание программы

Вводное занятие.

Теория.  Инструктаж по технике безопасности. Профессия будущего – сити-фермер. Краткое знакомство с целью и задачами на учебный год, с планом работы. Входная диагностика, организация рабочего места.

Раздел 1. Земледелие и сити-фермерство

Тема 1.1. Экологические проблемы Земли и пути их решения

Теория. Экологические проблемы Земли и пути их решения: что такое наша планета с точки зрения экологии. Экологические проблемы природные (естественные) и искусственные. Почему экологические проблемы возникли только сейчас. Какие виды деятельности человека больше всего опасны для экологии.

Практика. Просмотр учебного фильма «Глобальные проблемы Земли».

Тема 1.2. Городские и сельские жители: друзья или соперники

Теория. Почва и человек. Плодородие почвы. Рост населения Земли и проблемы продовольствия. Закон затухающего плодородия – правда и вымысел. Причины проблем с продовольствием: рост городского населения, затрат на производство продуктов, цен при перепродажах, развитие технологий и борьба против загрязнения окружающей среды.

Практика. Проведение беседы-диспута «Как прокормить население Земли».

Тема 1.3. Сити-фермер – профессия будущего

Теория. Причины возникновения профессии, её актуальность: современное состояние земледелия (борьба за плодородие почвы, защита растений, разрушение почвенного покрова) и экология. Преимущества сити-фермерства: стерильность выращивания; экономия площади; отказ от использования почвы; снижение затрат на единицу продукции. Недостатки: ограниченное количество культур; снижение качества продукции; высокие начальные затраты.

Практика. Просмотр учебного фильма «Сити-фермер». Тест «Что нужно знать, чтобы стать сити-фермером».

Тема 1.4. Сити-фермерство

Теория. Цели профессии сити-фермер и необходимые навыки. Знания и умения. Чемпионат и условия его проведения. Критерии оценки знаний. Модули выполнения заданий.

Практика. Работа над групповым проектом «Сити-фермер».

Раздел 2. Растения и условия их выращивания

Тема 2.1. Растения и их роль в жизни человека

Теория. Значение растений в жизни человека. Культурные растения (агрокультуры) и их классификация. История возделывания культурных растений. Основные овощные культуры и их особенности.

Практика. Тест «Классификация культурных растений».

Тема 2.2. Общие вопросы растениеводства

Теория. Изучение видового состава и особенностей выращивания. Культурные растения (агрокультуры) и их классификация. История возделывания культурных растений. Основные овощные культуры и их особенности.

Практика. Технология посева, высадки рассады, полива. Особенности выращивания рассады в условиях комнатного овощеводства.

Тема 2.3. Растения и почва. Гидропоника

Теория. Содружество растения и почвы. Откуда в почве берутся питательные вещества: история вопроса, роль микроорганизмов в накоплении питательных веществ. Виды почв. Как растения приспособлены к росту в почве: особенности строения корневой системы в разных почвенных условиях и их влияние на развитие растения. Растения без почвы: как обеспечить необходимые условия для жизнедеятельности. История возникновения гидропоники как направления практической биологии. Отчего гидропоникой стали заниматься только в XXI веке. Сити-фермерство и космос.

Практика. Изучение строения корневой системы по гербарным образцам и готовым микропрепаратам с помощью микроскопа.

Тема 2.4. Строение декоративных, овощных, древесных растений

Теория. Особенности строения вегетативных органов растений. Строение и функции корня, стебля и листа. Видоизменения побегов: луковица, корневище, клубень и др. Цветок – видоизмененный побег.

Практика. Изучение внешнего строения растений по гербариям, муляжам, натуральным объектам (комнатные растения) и зарисовка их в альбом.

Тема 2.5. Экология растений

Теория. Факторы окружающей среды – воздух, вода, свет – и их роль в жизни растений. Растения в дикой природе, саду и теплице: особенности. Жизненное пространство: влияние на жизнедеятельность, здоровье и питание растений. Искусственные (контролируемые) условия жизни растений и оборудование для их создания: для чего необходимы.

Практика. Практикум. Знакомство с устройством измерительных приборов. Измерение уровня освещённости, рН и влажности субстрата и воздуха.

Тема 2.6. Области применения сити-фермерства

Теория. Овощеводство (микрозелень, зеленые листовые культуры, корнеплоды). Овощные (томаты, огурцы). Ягодоводство. Декоративное цветоводство, дизайн помещений. Особенности выращивания культур в зависимости от планируемого результата (зелень на срез, плоды, цветы, озеленение помещений): продолжительность, условия выращивания, особенности ухода.

Практика. Практикум «Подбор культур в зависимости от условий выращивания, особенностей ухода и планируемого результата».

Тема 2.7. Критерии отбора растений для сити-фермерства

Теория. Семена как основа жизни растений и начало отсчета в циклической работе сити-фермера. Плодовые и овощные культуры (томат, огурец, баклажаны, перцы, земляника, цитрусовые). Пряно-листовые зеленые (петрушка, укроп, салат, базилик, кресс-салат). Декоративно-лиственные (папоротники, аспидистры, драцены, кордилины, колеусы, фикусы). Цветочно-декоративные (пеларгония, нарциссы, тюльпаны, крокусы, розы).

Критерии отбора растений. По направлению: продовольственное, рассада, внутреннее озеленение. По продолжительности выращивания. По отношению к условиям выращивания: освещённость, высота растения, устойчивость к повышенной влажности. Правила хранения семян.

Практика. Практикум «Выбор семян растений для выращивания в соответствии с критериями». Составление каталога.

Тема 2.8. Подготовка семян к посеву

Теория. Определение всхожести семян. Отбор семян – обнаружение и отбраковка нежизнеспособных семян с помощью солевого раствора. Сортировка и калибровка семян. Дезинфекция семян. Гидротермическая обработка. Режим прогревания семян для различных овощных культур. Химическое протравливание. Режим обеззараживания семян для различных овощных культур раствором перманганата калия. Замачивание в растворе, содержащем биологически активные вещества (эпин, гумат, циркон, сок алоэ). Состав раствора. Режим замачивания. Барботирование – обогащение раствора кислородом. Оптимальная продолжительность барботирования семян тех или иных культур. Проращивание и яровизация семян. Закаливание семян. Два способа: выдержка при переменной температуре или кратковременное промораживание. Дражирование семян – покрытие специальной смесью из клеящего компонента и питательных веществ. Пескование.

Практика. Качество посевного материала и правила выбора сорта. Зависимость урожая от сорта растения и сроков посева. Выбор сорта с учетом продолжительности роста и сроков созревания для того или иного вида использования (в свежем виде, для консервирования и т. п.).

Тема 2.9. Выращивание рассады

Теория. Технология выращивания рассады. Отбор правильной рассады, приёмы пикировки и пересадки в грунт. Принципы ухода: полив, удобрение. Оптимальная площадь, виды контейнеров, сроки и приёмы посадки. Закалка рассады. Сроки и приёмы ухода за растениями: рыхление почвы, окучивание, прореживание всходов, полив.

Практика. Тест «Первичный уход. Сроки и приёмы ухода за растениями». Посевные качества семян, характеризующие их пригодность к посеву. Энергия прорастания семян. Всхожесть семян. Влажность, необходимая для прорастания семян. Расчет чистоты всхожести семян. Предпосевная обработка семян: замачивание, скарификация (механическая, химическая, термическая), барботирование. Гранулирование (дражирование) семян салата. Посадка семян.

Раздел 3. Гидропоника: виды, субстраты, условия

Тема 3.1. Виды гидропоники

Теория. Виды, особенности, области применения, перспективы. Агрегатопоника –выращивание растений на гранулированных твердых субстратах с небольшой влагоемкостью и периодическим смачиванием субстрата и корней растений питательным раствором. Хемопоника – метод, базирующийся на использовании в качестве субстрата следующих видов органических материалов: верховой торф со степенью разложения 30%, сфагновый мох, древесная кора, опилки, рисовая шелуха, отходы хлопчатника и др. Ионитопоника – выращивание растений на ионообменных материалах. Аэро- гидропоника (аэропоника) – метод, базирующийся на оксигенации воды путем прохождения ее через воздух. Для этого применяются воздушные или водяные насосы. Гидрокультура (водная культура) – метод, при котором растения укореняются в толстом слое субстрата, а обеспечение растений питательным раствором производится обычным поливом сверху. Хайпоника – метод, базирующийся на применении современного оборудования, позволяющего создать наиболее благоприятные условия для роста и максимальной реализации генетического потенциала растения.

Практика. Экскурсия в центр «Сириус» для знакомства с системами гидропоники.  (Виртуальный тур по университету «Сириус»).

Тема 3.2. Системы гидропоники и гидропонные установки

Теория. Системы гидропоники: пассивные, периодического затопления, капельного орошения плавающей платформы/глубоководная культура (DWC). Техника питательного слоя (NFT), Техника глубинного потока (DFT). Вертикальное выращивание. Метод голландского ведра. Магазинные и самодельные установки. Установки: «CubePot»; «Аэросад»; «Домашняя микрозелень»; «AquaPot»; «Биопоник 3»; «HydroComplex 24». Особенности. Назначение. Самодельные гидропонные установки. Необходимый материал: пластиковые бутылки/ пластиковые трубы; приборы (термометры, аэраторы, освещение). Приёмы и средства для обработки и обеззараживание гидропонных ячеек.

Практика. Практикум. «Знакомство с устройством и принципами работы гидропонных установок «Биопоник 3», «HydroComplex 24» и «Домашний сад». Работа над групповым проектом «Моя гидропонная установка».

Тема 3.3. Системы освещения и аэрации

Теория. Свет. Влияние света на развитие растений: яркость (светолюбивые, тенелюбивые), продолжительность освещения (длиннодневные, короткодневные). Особенности роста и развития при различной длине дня. Спектры света (длина волны) и их влияние на растения в разных фазах развития. Фотосинтетическая активная радиация (далее –ФАР). Интенсивность освещения. Разновидности ламп. Аэрация питательного раствора. Значение. Простые системы аэрации. Аэрация на принципе эффекта Вентури.

Практика. Самостоятельная работа. Создание системы освещения гидропонной установки из светодиодных гирлянд. Определение минимально необходимой освещённости.

Тема 3.4. Гидропонные субстраты

Теория. Субстрат – заменитель почвы. Деление гидропонных субстратов. Неорганические гидропонные субстраты: минеральная вата, лавовые породы, пемза, перлит, вермикулит, гравий, гранитный щебень, песок, керамзит, цеолиты, гидрогель. Особенности и преимущества. Органические гидропонные субстраты: опилки, кокосовая койра, торфяной мох. Особенности и преимущества. Беспочвенные смеси. Вода. Особенности и преимущества.

Практика. Свойства разных видов субстратов для гидропоники: товарный вид, происхождение, объемная масса, механические свойства; поглотительная способность; влагоемкость, горючесть/негорючесть; гнилостойкость; стойкость против вредителей; способность сохранять структуру и др. Преимущества и недостатки разных видов субстратов.

Оценка качества субстратов для агрегатопоники: галька, гравий, керамзит, вермикулит, перлит или агроперлит; термозит (доменный шлак), гранитный щебень, песок и др.

Оценка качества субстратов для хемопоники: кокосовое волокно, гидрогель, мох, торф, опилки, древесная стружка и др.

Оценка качества субстратов для ионитопоники: минеральная вата, полипропилен, нейлон, капрон и др.

Раздел 4. Питательные растворы для растений

Тема 4.1. Как и чем питаются растения

Теория. Условия, необходимые для роста и развития растений. Способы питания живых организмов: автотрофы и гетеротрофы. Листья и корни, их строение и функции. Раздельное питание. Воздушное питание растений: углерод и кислород (листья). Минеральное питание растений: макро- и микроэлементы (корни). Макроэлементы: азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера. Микроэлементы: железо, бор, марганец, медь, цинк. Их роль в жизни растений. Источники микро- и макроэлементов для питания растений. Вынос питательных веществ из почвы разными культурными растениями и способы их пополнения.

«Повара» для растений (микробы, грибы, черви). Почему растения «едят» только растворимые вещества; ионы химических веществ. Признаки недостаточного питания растений отдельными микро- и макроэлементами.

Практика. Просмотр учебного фильма «Питание растений». Закладка опытов «Минеральное питание», «Корневое давление», «Фотосинтез». Решение познавательных задач по теме «Питание растений».

Тема 4.2. Приготовление питательных растворов

Теория. Питательные растворы: маточные растворы, рабочие растворы. Правила и техника безопасности работы с химическими веществами. Способы растворения химических веществ. Раздельное растворение. Хранение маточных и рабочих растворов. Приготовление рабочего раствора: последовательность растворения макроэлементов (сернокислый магний – селитра – натрий хлорид – аммоний фосфорнокислый) и микроэлементов.

Практика. Практикум. Приготовление рабочего раствора с дефицитом одного из питательных элементов (азот, фосфор, калий). Высадка рассады в гидропонные ячейки с этими растворами для изучения особенностей роста.

Тема 4.3. Качественное обнаружение питательных элементов

Теория. Качественное обнаружение питательных элементов карбонатов кальция и магния в золе. Состав золы растений. Качественное обнаружение карбоната калия в золе. Качественное обнаружение фосфатов в золе. Качественное определение азота. Встречающиеся в быту материалы, из которых могут быть получены соли азотной кислоты. Встречающиеся в быту материалы, из которых могут быть получены калийные соли. Встречающиеся в быту материалы, из которых могут быть получены кальциевые соли. Питательные растворы из домашних химикатов.

Практика. Практикум. Составление питательной смеси Кнопа и Чеснокова для рассады овощных культур.

Тема 4.4. Дефицит или переизбыток элементов питания и рост растений

Теория. Дефицит элементов питания и рост растений. Бочка Либиха. Как влияет недостаток питательных элементов на растение и урожай. Признаки дефицита. Проявления признаков дефицита на разных органах растения. Болезни растений. Переизбыток элементов питания. Проявления признаков переизбытка на разных органах растения.

Практика. Практикум. Сравнение роста растений на полной питательной среде и с дефицитом одного из питательных элементов (азот, фосфор, калий, кальций). Составление таблицы проявления признаков дефицита на разных органах растения.

Тема 4.5. Питательные растворы для выращивания растений без почвы

Теория. Виды питательных растворов для гидропоники. Контроль раствора для гидропоники. Готовые растворы. Приготовление раствора своими руками. Питательные растворы для различных культур. Растворы для растений, требующих рН больше или меньше 6,5. Правила подбора питательных растворов. Раствор Кнопа, Хогланда. Содержание макроэлементов питания растений в питательных растворах.

Практика. Самостоятельная работа. Расчёт питательных смесей для выращиваемых растений.

Тема 4.6. Параметры питательного раствора и их мониторинг

Теория. Минеральное питание растений. Роль азота, фосфора, калия, магния, железа, серы, марганца и др. Требования, предъявляемые к питательным растворам для гидропоники; роль концентрации и рН раствора. Разнообразие питательных растворов для гидропоники: состав (макро- и микроэлементы), влияние на растения, особенности применения на разных этапах вегетации, особенности хранения и др.

Практика. Приготовление раствора для гидропоники из готовых растворов.

Раздел 5. Технология выращивания агрокультур в гидропонных установках

Тема 5.1. Микрозелень – новое веяние здорового образа жизни

Теория. Понятие микрозелень. Актуальность выращивания микрозелени. Виды микрозелени, польза, вред, правильное употребление в пищу.

 

Тема 5.2. Морфология микрозелени

Теория. Изучение морфологических особенностей растения. Особенности внешнего строения растений и зависимость их жизненных форм от изменяющихся условий окружающей среды.

Практика. Выбор растения согласно заданию. Составление таблицы «Растение – его свойства».

Тема 5.3. Выращивание томатов

Теория. Подбор сортов для выращивания: детерминантные, полудетерминантные и индетерминантные сорта. Способы получения рассады. Выращивание в разных субстратах: минеральная вата, вермикулит, перлит, гречишные отходы. Питательные растворы. Уход за растениями. Болезни томатов и меры борьбы с ними.

Практика. Подготовка и укладка семян томатов («Дружок F1», «Новичок», «Аляска», «Гаврош») в специальные пробочные брикеты. Перекладка брикетов с саженцами на бок. Наполнение горшков гидропонной системы «HydroComplex 24» субстратом. Подготовка питательного раствора. Пересадка ростков в горшки с субстратом. Уход за рассадой (контроль уровня концентрации питательных веществ, температурный режим, освещенность). Подвязка. Опыление. Контроль здоровья томатов. Получение урожая. Цикл 100 дней.

Тема 5.4. Клубника на гидропонике

Теория. Выбор сортов. Отбор рассады для посадки: правила выбора рожков (розеток). Семенное размножение рассады на гидропонике. Выбор способа выращивания: питательный раствор, капельный полив в субстрате, водная культура. Особенности ухода. Подготовка к сбору урожая: удаление первых цветков, удаление усов, ограничение плодоношения.

Практика. Высадка рассады клубники («Фреска F 1», «Желтое чудо») в ячейки, наполненные субстратом гидропонной системы «Биопоник 3». Наблюдение за рассадой. Подача питательного раствора. Уход за рассадой (контроль уровня концентрации питательных веществ, температурный режим, освещенность, влажность). Опыление. Получение урожая. Цикл 60 дней.

Тема 5.5. Огурцы на гидропонике

Теория. Подбор сортов для выращивания: раннеспелые и среднеспелые сорта, сорта для выращивания в теплицах. Способы получения рассады. Выращивание в разных субстратах: минеральная вата, вермикулит, водная культура. Получение рассады: питательные смеси. Культивирование огурцов: питательные смеси, опоры для растений. Уход за растениями: прищипка, подвязка плетей, регулирование цветения. Болезни огурцов и меры борьбы с ними.

Практика. Подготовка и укладка семян огурцов(«Лилипут») специальные пробочные брикеты. Наполнение горшков гидропонной системы «HydroComplex 24» субстратом (торф и минеральная вата). Подготовка питательного раствора. Пересадка ростков в горшки с субстратом. Уход за рассадой (контроль уровня концентрации питательных веществ, температурный режим, освещенность). Подвязка. Опыление. Контроль здоровья огурцов. Получение урожая. Цикл 40 дней.

Тема 5.6. Зеленые культуры

Теория. Особенности гидропонных установок для зеленых культур: устройство. Подготовка рассады. Приёмы высадки рассады в гидропонную установку. Условия выращивания: температура, освещение, питательные растворы.

Практика. Подготовка ячеек гидропонной установки «Домашний сад». Заполнение ячеек субстратом (смесь торфа и перлита). Посев семян салата («Старфайтер», «Мурай»), укропа («Кибрай») и шпината («Матодор»). Полив. Маркировка. Проращивание. Контроль температуры и освещенности. Полив и подкормка. Подготовка питательного раствора. Выращивание. Уход за рассадой (контроль уровня концентрации питательных веществ, температурный режим, освещенность). Получение урожая. Цикл 30 дней.

Раздел 6. Думай, решай, размышляй

Тема 6.1. Интеллектуальная игра «Думай, решай, размышляй»

Теория. Подготовку к участию в различных викторинах, олимпиадах и конкурсах.

Практика. Проведение интеллектуальных игр.

Тема 6.2. Индивидуальные и групповые проекты в области сити-фермерства

Теория. Прорабатывание перспективных индивидуальных и групповых проектов. Требования к оформлению проектов.

Практика. Защита проектов с использованием компьютерной презентации.

Тема 6.3. Турнир эрудитов

Практика. Деловая игра «Основы предпринимательской деятельности».

Раздел 7. Итоговая аттестация.

Практика. Защита индивидуальных и групповых проектов.

Планируемые результаты освоения Программы

По итогам обучения обучающиеся будут знать:

технику безопасности и требования, предъявляемые к организации рабочего места;

о профессии будущего сити-фермер и ее современных направлениях;

об основах ведения современного фермерского хозяйства в городских условиях;

основные термины, применяемые в современной агробиологии;

основы новейших технологий по выращиванию культурных растений методами гидропоники;

основные экологические закономерности в живой природе;

биологические особенности основных овощных культур;

приемы ухода за основными овощными культурами;

основные удобрения и их свойства;

основные типы заболевания овощных культур, мероприятия по защите овощей от болезней;

измерительные приборы;

составы питательных растворов и субстраты.

По итогам обучения обучающиеся будут уметь:

выращивать экологически чистые растения методами гидропоники и аэропоники с использованием современных субстратов;

определять состав питательного раствора с помощью универсального индикатора и приборов;

уметь пользоваться измерительными приборами;

подготовить семена к посеву;

выращивать культурные растения гидропонным способом;

определять основные типы заболевания овощных культур;

проводить мероприятия по защите овощей от болезней;

находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы, а также в сети Интернет.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36.

Начало занятий – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. (Приложение 1).

2.2. Условия реализации программы

Программа предназначена для детей в возрасте 7 - 9 лет и рассчитана на один год обучения в количестве 144 часов.

Режим занятий: 4 часа в неделю.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая

Форма обучения – очная.

Материально-технические условия

Для реализации программы имеется учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами. Кабинет оснащен:

необходимой мебелью (столы и стулья для педагога и учащихся, лабораторный стол, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы наглядных пособий, шкаф для приборов, лабораторный, шкаф вытяжной химический);

техническими средствами обучения (аудио-, видеопроигрыватель, компьютер, многофункциональное устройство, лазерная указка, звуковые колонки, интерактивная панель (доска), мультимедийные образовательные ресурсы: презентации, видеофильмы);  

учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием (микроскоп, лупы, настольные весы, измерительная лента, субстраты: кокос, торф, перлит, вермикулит, керамзит,  гидропонная установка «Домашний сад», аэропонное оборудование, светодиодная гирлянда, фито-модуль «Вертикальное озеленение», мини-парни, цифровой USB-микроскоп, лупы, часовые стекла, пинцет анатомический, пипетки, бумага фильтровальная, покровные стекла, набор химической посуды, весы аналитические электронные, измерительная лента, микроскоп световой, секатор, опрыскиватель ручной, 1 л., лейка, 2,5 л., ведро пластиковое 5л., сито лабораторное с поддоном, средство защиты (рабочие перчатки, халат), комплект лабораторного оборудования "Растения и их среда обитания", коллекция семян культурных растений, коллекция минеральных удобрений, коллекция вредителей сельскохозяйственных культур, набор для выращивания биологических культур, набор химических реактивов и красителей, Нитратометр, спиртовка лабораторная, чашка Петри, пробирки пластиковые, лупа лабораторная, препаровальная игла,  муляжи плодово-ягодных культур, учебные таблицы химии в технологи  с/х, гербарии основных с/х культур,  муляжи корнеплодов и грибов, контейнер для рассады).

аптечка первой помощи.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в кабинете. Используется следующее оборудование:

Компьютер с монитором  - 1 шт.

Лабораторный стол - 1 шт.

Кресло для преподавателя -1 шт.

Стол учительский - 1шт.

Шкаф для приборов, лабораторный - 1шт.

Многофункциональное устройство - 1 шт.

Фотоаппарат зеркальный + объектив - 1 шт.

Лазерная указка - 1шт.

Шкаф для коллекции и дидактических материалов - 1 шт.

Пинцет анатомический - 8 шт.

Пипетки - 15 шт.

Бумага фильтровальная - 5 шт.

Звуковые колонки - 1 шт.

Покровные стекла - 15 шт.

Шкаф вытяжной химический - 1 шт.

Интерактивная панель (доска) - 1 шт.

Микроскоп световой - 8 шт.

Опрыскиватель ручной, 1 л. - 8 шт.

Лейка, 2,5 л. - 7 шт.

Контейнер для рассады - 8 шт.

Мерная лента, 20 м - 5 шт.

Ведро пластиковое, 5л. - 8 шт.

Аптечка первой помощи - 1 шт.

Средство защиты (рабочие перчатки, халат) - 15 шт.

Сито лабораторное с поддоном - 2 шт.

Цифровой измеритель гигрометр почвы 5в1 – 2 шт.

Учебные таблицы химии в технологи с/х  - 1шт.

Коллекция семян культурных растений – 1шт.

Коллекция минеральных удобрений - 1шт.

Гидропонная установка:

- «Домашний сад» - 1 шт.

- «Биопоник 3» - 1 шт.

- «HydroComplex 24» - 1 шт.

Муляжи плодово-ягодных культур - 1 шт.

Гербарии основных с/х культур – 1 шт.

Цифровой USB-микроскоп – 2 шт.

Также для успешной реализации программы имеется методическое и дидактическое обеспечение:

конспекты:

дидактическое обеспечение муляжи овощей и фруктов муляжи плодово-ягодных культур;

тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, викторины, лото, кроссворды.

Наличие расходного материала для учащихся на занятиях обеспечивается родителями в зависимости от рассматриваемых тем (бумага А-4 и А-3, ватман, шариковая ручка, простой карандаш, акварельные краски, гуашь, тушь, линейка, кисточки, стаканчик-непроливайка, клей канцелярский).  

Методическое обеспечение

комплект учебно-наглядных пособий по созданию аэро/гидропонных установок;

комплект учебно-методической документации;

наглядные и иллюстративные пособия и схемы;

таблицы-памятки;

раздаточный материал и информационный материал;

дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков.

Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации биологического направления, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

2.3. Формы аттестации

На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний: беседа в форме «вопрос - ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. (развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания); игра (позволяет повысить интерес учащихся и обеспечить дух соревнования); тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам); конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их родители); открытое занятие; защита своей работы; участие в городских, окружных, всероссийских выставках и конкурсах (повышение уровня мотивации, активизация познавательной, творческой активности учащихся, развитие и реализация индивидуальных способностей каждого ребенка).

По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:

- Начальный или входной контроль (начало учебного года), для определения уровня развития детей, их творческих способностей проходит в виде беседы и теста.

- Текущий контроль (в течение учебного года), для определения степени усвоения учащимися учебного материала и готовности к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Контроль проходит в виде наблюдения, опроса, итоговых занятий, самостоятельной работы.

- Промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела), для определения степени усвоения учащимися учебного материала, проводится в форме творческой работы, конкурса, теста.

- Итоговый контроль (в конце учебного года), для определения результатов обучения, ориентирование учащихся на дальнейшее обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Проводится в форме тестового задания, творческой работы, игры-испытания.

По итогам аттестации заполняются таблицы диагностики и мониторинга в начале, середине и конце учебного года.

2.4. Оценочные материалы

Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. В течение всего срока реализации программы в неё включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения.

Во время реализации программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей:

методика диагностики уровня воспитанности;

методика «Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка» (разработана Григорьевым Д., Кулешовой И., Степановым П.);

определение ведущих свойств специальных возможностей по Е. А. Климову;

определение интересов и склонностей по Е. А. Климову;

показатели способности к эмпирическому мышлению «Методика Равенна» (шкала прогрессивных матриц).

С целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям, уровня развития знаний, умений и навыков разработан диагностический инструментарий: тестовые задания, карточки, алгоритмы заданий, игр, диагностические карты.

Формы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль. Приемы контроля: тест, игра, творческая работа, презентации, практические работы защита проекта.

2.5. Методические материалы

Названия раздела/темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Земледелие и сити-фермерство

1.

Вводное занятие

теоретическое

Методы индивидуального обучения, репродуктивный, проблемный, поисковый

Таблицы, иллюстрации, карточки

Анкетирвоание

2-3

Экологические проблемы Земли и пути их решения

теоретические, практические

рассказ, объяснение, беседа, показ наглядных пособий

Компьютерная презентация, компьютер

Презентация.

4-5

Городские и сельские жители: друзья или соперники

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа, показ наглядных пособий

Компьютерная презентация, компьютер

Тестирование, лабораторная работа

6-7

Сити-фермер – профессия будущего

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа, показ наглядных пособий

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Текущий контроль.

Тест

8-9

Сити-фермерство

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа, показ наглядных пособий

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Тестирование, лабораторная работа

Растения и условия их выращивания

10- 13

Растения и их роль в жизни человека

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы

Текущий контроль.

Тест

14-17

Общие вопросы растениеводства

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий.

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий,

Текущий

Контроль

18- 21

Растения и почва. Гидропоника

теоретические,

практические

инструктаж по технике безопасности, работа с микроскопом

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы

Текущий

контроль. Опрос

22-25

Строение декоративных, овощных, древесных растений

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий.

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы

Текущий

контроль. Самостоятельная работа

26-27

Экология растений

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Тестирование, лабораторная работа

28-29

Области применения сити- фермерства

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Тестирование, лабораторная работа

20-32

Критерии отбора растений для сити-фермерства

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

микроскопы, ручные лупы

Текущий

контроль. Практикум

33-36

Подготовка семян к посеву

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, практические: дидактические  задания,  

микроскопы, ручные лупы

Текущий контроль.

Опрос

37-40

Выращивание рассады

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

ручные лупы

Текущий контроль.

Тест

Гидропоника: виды, субстраты, условия

41-44

Виды гидропоники

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Тестирование, лабораторная работа

45-48

Системы гидропоники и гидропонные установки

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Тестирование, лабораторная работа

49-52

Системы освещения и аэрации

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

53-57

Гидропонные субстраты

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Текущий

контроль. Практикум

Питательные растворы для растений

58-60

Как и чем питаются растения

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Тестирование, лабораторная работа

61-64

Приготовление питательных растворов

теоретические, практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

микроскопы, ручные лупы

Тестирование, лабораторная работа

65-67

Качественное обнаружение питательных элементов

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

микроскопы, ручные лупы

Тестирование, лабораторная работа

68-71

Дефицит или переизбыток элементов питания и рост растений

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

микроскопы, ручные лупы

Тестирование, лабораторная работа

72-75

Питательные растворы для выращивания растений без почвы

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска

Промежуточный контроль.

Самостоятельная работа

76-79

Параметры питательного раствора и их мониторинг

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

микроскопы, ручные лупы

Текущий

контроль. Практикум

Технология выращивания агрокультур в гидропонных установках

80-81

Микрозелень - новое веяние здорового образа жизни

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

82-83

Морфология микрозелени  

теоретические,

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

84-96

Выращивание томатов

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

97-108

Клубника на гидропонике

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы

Текущий контроль.

Самостоятельная

работа

109-120

Огурцы на гидропонике

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы, инструктивные карточки

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

121-132

Зеленые культуры

практические

рассказ, объяснение, беседа,  показ наглядных пособий, дидактические  задания  

микроскопы, ручные лупы

Текущий контроль.

Самостоятельная работа

Думай, решай, размышляй

133-134

Интеллектуальная игра «Думай, решай, размышляй»

практические

рассказ, объяснение, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Самостоятельная работа

135-139

Индивидуальные и групповые проекты в области сити-фе

практические

рассказ, объяснение, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Самостоятельная работа

140-141

Турнир эрудитов

практические

рассказ, объяснение, дидактические  задания  

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Самостоятельная работа

142-144

Итоговое занятие

практические

объяснение

Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Итоговая аттестация.

Соревнование

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Интеллектуальная литература, 2020.

2. Бобылева О. Н. Цветочно-декоративные растения защищенного грунта: Зальцер Эрнст. Гидропоника для любителей. – М.: Колос. 1965.

3. Гатаулина Г. Г., Бугаев П.Д., Долгодворов В.Е. Растениеводство: учебник. / Под ред. Г. Г. Гатаулиной. – Москва: ИНФРА-М, 2018.

4. Герасько Т. В. Новейшее природного земледелия. Практическое руководство для фермеров и дачников. – Москва: Диля, 2014.

5. Доронина Н. В. Микрозелень. От выгонки лука до микрозелени. – М.: Ridero, 2020.

6. Дукаревич Б. И. Самая полная энциклопедия умного огородника. – Москва: АСТ – Санкт-Петербург: Сова, 2007.

7. Котов В. П., Овощеводство. – М.: Лань, 2018.

8. Таланов И. П. Растениеводство. Практикум: учебное пособие для СПО/ учеб. Пособие для нач. проф.образования/О. Н. Бобылева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Для обучающихся:

1. Долгачева В.С. Растениеводство: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Жданов Г., Жданова Т. Проростки, ростки и микрозелень. Вкус жизни. Технологии целебного питания. – М.: Издательство «Интернет-издание», 2015.

3. Лежнева Т.Н. Биодизайн интерьера: учеб. пособие/Т.Н.Лежнева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

4. Растениеводство: учебник / Г.Г. Гатаулина, П.Д. Бугаев, В.Е. Долгодворов; под ред. Г.Г. Гатаулиной. – М.: ИНФРА-М, 2018.

5. Руденко М.С. Чудесная гидропоника. Все секреты урожая в гидрогеле, торфе, сене, мхе. – Москва: Виват, 2017.

6. Федоренко А. Как получить чудо-урожай с подоконника круглый год. – Москва: АСТ, 2003.

7. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М.: ЭКСМО. Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»

Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный цветовод» с элементами гидропоники

Рабочая программа по дополнительному образованию «Юный цветовод» естественнонаучной направленности ориентирована­­ на учащихся 3-4 классов и разработана в соответствии с Федеральны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные инспекторы движения"

Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией  В.А. Горского М....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания младшего школьника через о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные журналисты"

Мной разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные журналисты». Практическим выходом реализации программы является из...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог-исследователь"

Программа «Юный эколог-исследователь» содействует расширению, углублению и обобщению школьных знаний, привитию исследовательских и природоохранных навыков (наблюдательность, научный подход...