МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья по окружающему миру

Наталия Вадимовна Танцурова

Статья "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Танцурова Н.В., Ахмадеева Э.Н.

МБОУ СОШ № 4

муниципального района Бирский район РБ

                                           tantsurova.nata@bk.ru

Межпредметные связи имеют огромное значение при обучении любому предмету. Знаменитый педагог и автор учебника «Урок в современной школе» В.А. Онищук говорит: «Межпредметные связи представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений…».

Многими педагогами и психологами доказан тот факт, что естественнонаучные знания у младших школьников формируются гораздо качественней, когда присутствует межпредметная интеграция. В современном мире человек должен существовать не сам по себе, а являться органической частью окружающего мира. Интеграция ставит перед собой задачу – дать обучающимся целостное представление об окружающем мире, поэтому необходимо изучать школьные дисциплины комплексно, раскрывать между ними связи. Что же говорят об этом наши великие педагоги? Я.А.Каменский утверждал, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. К.Д.Ушинский предлагал изучать русский язык в тесной взаимосвязи с литературой. Исходя из сказанного, мы считаем, что комплексный и всесторонний взгляд школьников на проблемы и вопросы, зарождающиеся в процессе их обучения, создает основу для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реального мира. 

В Федеральной Образовательной Программе выделяются межпредметные связи, ориентированные на интеграцию предметов, предотвращение предметной разобщенности, на формирование у учащихся комплексного и взаимосвязанного представления об окружающем мире. Стандарты «третьего поколения», как новый методологический подход, устанавливают требования к результатам метапредметного обучения и формированию универсальных учебных действий, которые обеспечиваются при овладении всеми учебными предметами и их циклами .

Интегрированные уроки позволяют систематизировать и обобщить знания обучающихся по смежным учебным предметам, целью которых является активизация внимания обучающихся, разнообразие познавательной и учебной деятельности. Всё это делается для  поддержания мотивации, интереса, активности и желания учиться, творческого мышления и инициативы. Интегрированные уроки очень нравятся детям, они вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового и полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Однако такие уроки требует от учителя особой подготовительной работы, важным критерием которой выступает активный поиск эффективных методов его проведения. Интегрированный урок  базируется на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью; информационной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Приведём примеры из личной практики.

На уроках русского языка, проводя работу по развитию речи, объясняется значение пословиц: «Лес и вода – брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади», «Много снега – много хлеба». Составляется рассказ по картинке или на заданную тему, пишется сочинение. Темы могут быть различные: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Путешествие скворца» и другие. На уроке  даётся описание какого-либо животного, цветка, дерева или отдельного уголка природы.  Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать  свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Изучая на уроке окружающего мира тему «Отечественная война 1812 года», чтобы дать полную картину Бородинского сражения, сыгравшего главную роль в войне, мы должны эмоционально подготовить ребенка к восприятию новой темы. Для этого начинаем урок с прослушивания русской народной песни «Радуйся росско земле». Ранее эта песня была разучена на уроке музыки. Что способствует погружению в эпоху того времени. Дальше учащиеся пробуют при помощи полученных ранее знаний, поставить цель и задачи урока. Можно ли представить, насколько у обучающихся сформированы чувство ответственности и долга перед Родиной? Но каждый ребенок, проникнув и прочувствовав произведение русской народной песни и произведение Бородино, будет помнить героизм и подвиг своего народа.

В заключение хочется отметить, что осуществление межпредметных связей необходимо тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления, с их помощью становится возможным развитие таких качеств как осознанность, глубина, системность, а также метапредметных и личностных УУД.

Список литературы:

1.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

2. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах

ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах...

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Моделирование на уроках окружающего мира в начальных классах

Предмет, стоящий перед глазами ученика или созданный им самим, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна и дополняет, если она неполна....

Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна

Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...

Обобщающий урок окружающего мира в начальных классах по теме "Природные зоны"

На данном уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся о природных зонах, учащимися формируется вывод о влияние деятельности человека на экологические проблемы природных зон. Использованы разл...