Урок окружающего мира в 4 классе "Петр 1"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Болдаева Татьяна Сергеевна

Урок посвящен последнему русскому царю и первому императору Петру 1. Обучающиеся знакомятся с жизнью Петра 1 и его великих реформах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Петр 1 – последний русский царь и первый император»

Болдаева Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Узуновская СОШ» с. Узуново

г.о. Серебряные Пруды Московской области

Цель урока: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.

Задачи урока:

  1. Формировать образное представление о России начала XVIII века.
  2. Сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.
  3. Формировать у учащихся умения работать с информацией, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
  4. Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: групповая технология, ИКТ, игровая, технология проблемного обучения, информационно – коммуникационные, проектные

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, распечатанный материал для групп, мультимедийная презентация, дидактическая игра.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Постановка темы и цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель читает стихотворение:

Познание – великая страна

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит            (Б.Искаков)

2. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня мы продолжаем историческое путешествие по «реке времени».

- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головы выше любой толпы, среди которой ему приходилось стоять. (Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 метра – побольше 71 см). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке, в этом же XVIII веке он принял титул императора, а Россия стала империей.

- Как вы думаете, о ком идет речь? (О царе Петре I)

3. Постановка темы и цели урока.

-Назовите тему нашего урока: «Петр 1 – последний русский царь и первый император» 

Открывается портрет Петра Великого

Появляется Петр I, проводит занятие для дворянских детей.
Петр I: 

Юные отроки, вам зачитаю
Сей документ, о котором все знают.
Дети дворянские, вы для меня –
Сила, опора и это не зря.
Вами Россия гордиться должна!
Ум почитался во все времена.
Коли нагрянут заморские гости,
Тут же дела вы свои позабросьте.
Встретить положено их по уму
И показать научились чему.

Царь читает «Юности честное зерцало»:
1. В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать.

2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.
3. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно, как в часах маятник.
4. Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свиния, и не дуй, чтоб везде брызгало. Не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай перстов.

- Как вы думаете, к кому обращается Петр 1?

- Все верно, он обращается к дворянским детям.

- Почему Петру I пришлось вынуждать дворянских сыновей к учебе? (Потому что он считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый. Поэтому он издал указ, чтобы дворяне, бояре выучились, а потом женились. Это одна из его  реформ)

- Какую цель поставим? (ответы детей)

- Нам предстоит охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.

- Путешествовать по «реке времени» мы будем командами, чтобы узнать как можно больше информации. А в конце урока мы соберем небольшой альбом о Петре 1.

- Пётр I Алексеевич – последний царь всея Руси и первый император Всероссийский, один из самых выдающихся правителей Российской империи. Он был настоящим патриотом своего государства и делал все возможное для его процветания. Мы, как патриоты своей страны должны знать ее историю и великих людей.

4.Изучение нового материала

- Каждая группа должна будет подготовить свою страницу для альбома. Я сейчас раздам вам материал для подготовки и оформления страниц. В каждой группе один из вас будет готовиться к выступлению по своей странице, остальные участники группы оформляют страницу фотографиями. После того как все группы завершат работу, представитель каждой группы знакомит остальных участников нашего путешествия с информацией, которую вы подготовили.

1 группа – «Детство и юность Петра 1»      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2 группа – «Начало самостоятельного правления» ПРИЛОЖЕНИЕ 2

3 группа – «Основание российского флота»  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

4 группа – «Внутренние реформы»  ПРИЛОЖЕНИЕ 4

5 группа – «Санкт – Петербург – новая столица России»  ПРИЛОЖЕНИЕ 5

6 группа – «Последний год правления Петра 1 и память о Петре»   ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Учитель выдает материал

РАБОТА ГРУПП

УЧИТЕЛЬ ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ ПО ХОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ГРУПП

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП

(при выступлении 6 группы учитель показывает выставку книг о Петре 1 из школьной библиотеки)

- Молодцы! Выступали очень хорошо!

- Я тоже внесла свою лепту в создание альбома, подготовила титульный лист и еще 2 дополнительные страницы – интересные факты о Петре 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) и цитаты Петра 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 8). С этими страницами вы сможете познакомиться после урока. А сейчас мы соберем альбом.

УЧИТЕЛЬ СОБИРАЕТ АЛЬБОМ

(во время сборки альбома учитель задает вопросы)

- Что вы можете сказать об услышанном? Интересными были выступления ваших товарищей? Много нового узнали для себя?

- Петр Первый был предан России. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате этой многогранной деятельности Петра Первого превратилась в великую державу. В 1721 году Петр Первый получил титул императора. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

5. Закрепление изученного (дидактическая игра)

- А сейчас мы поиграем в игру. На доске портрет Петра 1 и знаки «+» и «-». На столе лежат карточки с картинками. Карточки лежат картинкой вниз, вы не увидите что нах изображено. Ваша задача – взять карточку, назвать, что на ней изображено и объяснить, относится это как – то к Петру 1 или нет. Если относится, крепите ее под знак «+», если нет, то под знак «-».

Учащиеся выполняют задание

6. Рефлексия.

- Ребята, а что самое известное привез Петр 1 из Европы? (картофель)

- Сначала ели его зеленые ягоды, цветы, листья. Затем люди поняли, что нужно есть клубни, которые находятся в земле. Сначала они ели их сырыми. Люди не принимали этот овощ. Но потом научились его готовить, и мы употребляем его в пищу до сих пор.

- Перед вами картофельная грядка, на ней вы видите еще растущий картофель. Вам необходимо разместить на нем цветы, ягоды и клубни, сам картофель.

- То, что вы хотите поместить на грядку зависит от вашего понимания материала на уроке.

- Посмотрите, какой богатый урожай знаний мы собрали!

- За работу на уроке все получают положительные оценки, все хорошо поработали, каждый старался в меру своих сил!

- Справедливо ли Петра 1 называют Великим? Почему?

- Пусть в вашей памяти Пётр Первый останется как величайший правитель России.

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...