Урок по окружающему миру "В сосновом лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Студеникина Ольга Вячеславовна

Конспект урока по предмету _Окружающий мир_ для 2 класса на тему _В сосновом лесу_

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

Тема: «В сосновом лесу».

Цель урока:

-познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.

Предметные УУД: - Обучать сравнению сосны и ели;

            - Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Личностные УУД: -Развивать интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение работы в паре;

  • Осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
  • Уметь оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные УУД :  -Развивать умение выделять существенную информацию из учебных и научных текстов;

  • Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • Обосновывать свою позицию, аргументировать;
  • Адекватно оценивать правильность выполнения заданий.

                Ход урока.

I.Организационный момент

 Настрой на работу.

II.Проверка  домашнего задания

Какие растения дети увидели у лесного озера?

Какие животные обитают в озере?

Как эти животные приспособлены к жизни в воде?

Какие рыбы еще встречаются в прудах и озерах?

Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде? Объясните, как вы определили?

Сравните клювы птиц.

Как вы думаете, почему у цапли и журавля длинные клювы?

Кого поймал Петя? Сравните лягушку и жабу?

Если бы у вас был подводный костюм, что бы вы увидели в водоеме?

III.Сообщение цели

Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера.

Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу.

- Итак лес. А что такое лес?

- Как вы его себе представляете? (где много деревьев)

- А какие деревья растут в лесу? (клен, осина, береза, ель, сосна)

1) А как называется лес, где растут разные деревья. (смешанный лес)

2) Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)

3)Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес? (хвойный)

4) А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны? (сосновый бор)

Сегодня мы с вами отправимся в такой лес.

IV.Изучение нового материала

Что же это за дерево?

1. СОСНА

Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает милиарды снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем.

Сосна светолюбивое растение. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой. Вверху кора красная. Хвоинки у сосны держатся на ветках 2-3 года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках.

2. ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей. Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты. Любят посещать еловую столовую дятлы, синицы, глухари, рябчики, тетерева и куропатки.

3. Кто же питается  хвоей?

Хвоей сосны – рябчик, глухарь.

Корой –лось, жук короед, заяц

 А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются?

( Голубика, черника, брусника)

 Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с ними. Вот, например, черника помогает восстановить зрение, а клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток.

У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

Какой гриб растет под сосной? (подосиновик)

V.Сравнение соснового леса с еловым

Почему условия жизни в сосновом лесу отличаются от условий жизни в еловом лесу?

Давайте сравним с вами ветку сосны и ели.

VI.Физминутка «Сосна»

VI. Работа в тетради

VIII. Польза растений

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.

Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

IX. Экология

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».

Мне елку купили!

 Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили

 А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

 Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

 Блестящей и пышной,

Задень - И она зазвенит еле слышно

А елка лесная осталась живая,

 Стоит на опушке,

 Макушкой кивая.

Кому? Никому! Просто — ветру, метели,

Такой же красивой Неспиленной ели!

- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем:

Берете книгу и тетрадь

Садитесь вы за стол

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел

Недаром пахнет он сосной

Пришел он из глуши лесной

Вот этот стол – сосновый стол

К нам из лесу пришел.

1) Откуда стол пришел?

2) Из какого дерева он? (из сосны)

- А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу? Правильно, стол за которым мы сидим, кровать на которой мы спим, тетрадки на которых мы пишем, карандаши, которыми мы рисуем и т.д.

- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.

X. Правила поведения в лесу.

Вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

Пословицы

Много леса – не губи

Мало леса – береги

Нет леса – посади

ХI. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового вы узнали о лесах? Чем отличается сосновый лес от елового? Как мы с вами должны относиться к лесу?

Оценивание. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру: "Голоса леса"

Конспект открытого урока по окружающему миру: "Голоса леса" предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по программе УМК "Начальная школа 21 века" с целью знакомства учащихся...

урок по окружающему мирув 1 классе "Здоровая пища"

данный урок проводится без ИКТ,но с использованием различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми.Усвоение материала идёт с опорой на свойственые первоклассникам возрастные осо...

Урок по окружающему миру _Зоны лесов_ 4 класс

Урок разработан с применением Коуч -техник....

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Кустарники леса"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру ....

Конспект урока по окружающему миру "Кустарники леса"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру....