Урок по окружающему миру 1 класс "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по окружающему миру  в 1 классе.

Учитель: Зотова Надежда Юрьевна

Тема: «Когда наступит лето?»

Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам.

Оборудование: у учащихся – клей для работы с тетрадью, цветные фишки.

Предварительная работа:

1) Во время прогулки понаблюдать с детьми за зимними явлениями в природе.

 2) Нарисовать совместно с родителями рисунок любимого времени года на альбомном    листе.

 3) Составить мини-рассказ по рисунку времени года по плану:

      -Какое время года тебе нравится?

      -Чем тебе нравится это время года?

      -Чем любишь заниматься в это время года?

 4)Выучить стихи о временах года?

Ход урока:

Орг. момент.

Проверка домашнего задания:

Учитель: Давайте вспомним,

           -О чём мы говорили на прошлом уроке?

           - Что узнали о времени?

           - Сколько дней в неделю?

             -Назовите все дни по порядку?

            - Назовите третий день недели?  Почему он так называется?

             -Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся?

            - А какое сейчас время года?

Изучение новой темы: Слайд Муравьишки.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка.

 Нетерпеливый Муравьишка хочет узнать, когда наступит лето. Кто ему ответит?                                  (Предполагаемые ответы детей).

Учитель:   Ребята, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?

А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие – в путешествие по временам года.     Вы любите путешествовать?

Слайд воздушного шара.

А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. А с собой возьмём учебники, где нарисован большой круг. Он будет для нас как карта, как компас, чтобы не заблудиться, не улететь в другую сторону, знать куда мы отправляемся и как мы будем двигаться.

Откройте учебники на с. 10, положите перед собой и приготовьтесь к оправлению.

Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку. (Звучит музыка на её фоне звучит стихотворение и загадка).

загадка

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.    Когда это бывает?        (Зимой). Слайды зимы.

- А как вы догадались, что это зима?

- По каким признакам?

- Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы, снеговик…).

- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Зима.

(Звучит музыка. Выходит девочкав костюме  Зимы)

Зима

Я на тройке прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
Я в санях сижу царицей,
Белокосой, белолицей
Как махну я рукавом,

Всё покрою серебром.
(Зима) 

- Скажите, ребята, какие зимние месяцы вы знаете?

(Декабрь, январь, февраль).  Слайд.

- Какой месяц  вступил в свои права сегодня?   (февраль)

-- Кто знает почему он так называется?

     Название месяца «февраль»латинского происхождения. В древнем Риме февраль заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и такое название –февраль. Древнерусское название февраля- «лютый»,т.к. в феврале выпадает много снега и стоят лютые морозы.

Зима: Приглашаю вас играться,

С гор высоких покататься,

По сверкать на льду коньками,

Позабавиться снежками!

Всем желаю наиграться!

Силы и ума набраться!

А теперь уж мне пора!

Жду вас в гости, детвора!

Учитель:

- Ребята, посмотрите на нашу так называемую карту, найдите зимние месяцы.

-  Сколько их? Давайте их хором произнесём. (Декабрь, январь, февраль).

- А каким цветом они обозначены на круге?  (синим)

- Вам понравилось у Зимы?

- Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

Учитель: Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с вами дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?    (Весной). Слайды весны.

Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны.

Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора.

- А как вы догадались, что это весна?

По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…).

- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Весна

(выхождит девочка в костюме Весны)

Весна:

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

Учитель- Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.

- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).   Слайд –

   - В марте еще лежит снег, но все теплее и ярче светит солнце. Небо в марте голубое .воздух прозрачный.

 - В апреле начинается таяние снегов, бегут ручьи, прилетают долгожданные весенние гости-птицы.

- В мае много хлопот у людей живущих в селе- начинаются посевные работы.(картинка)

Весна:

Я – Весна! Я – мать природы!

Обращаюсь к вам, народы,

И к надежде нашей, детям:

Берегите всё на свете! –

И моря, и океаны,

И берёзы, и вулканы,

И пшеницы зрелой колос,

И небесной птицы голос.

Берегите это, дети,        

Мы за всё, за всё в ответе

Учитель:

- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту.

- А как называются месяцы у весны, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Март, апрель, май).

- А каким цветом они обозначены на круге?  розовым

- Вам понравилось у Весны?

- Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на ее фоне звучит загадка).

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?   (Летом).   Слайды лета.

А как вы догадались, что это лето?

- По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…).

- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Лето.

(Звучит музыка.  Выходит девочка в костюме Лета,

Лето:

 Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты   Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука, Лист не шелестит,

Только жаворонок    В воздухе звенит.

- Учитель:

- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту

- А как называются месяцы у лета, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Июнь, июль, август).

 -Почему они так называются?   Слайд.

 - Июнь назвали по имени римской богини Юноны. Римляне верили, Юнона дарует людям дождь и урожай. Успех и победу.

- Июль получил свое название в честь выдающегося полководца Юлия Цезаря.

- Август – происходит от древнеримского  слова «аугустус»,что означает «величественный»

- А каким цветом они обозначены на круге?  зеленым

- Вам понравилось у Лета?

- Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью). Слайды осени.

Учитель:  А как вы догадались, что это осень?

- По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ).

- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама  хозяюшка Осень .(выходит девочка в костюме Осени)

Осень.

Здравствуйте, друзья!

Хожу я по равнинам

Тихой, светлой сказкой,

Расписываю рощи

Солнечной краской.

Я на ковре-самолёте летела, ветер северный за погонщика был, птицы за указчика, зори светили да листья дорогу стелили. А пока летала, леса разукрасила, паутинки развесила, землю к празднику прибрала.

 Учитель:Познакомимся со свитой Осени.

 -Какие осенние месяцы вы знаете?  Слайд

 -Сентябрь – месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, поэтому на Руси его называли «руен»,то есть желтый.

 А октябрь на Руси называли «листопадом». Точнее не может и быть.

         Осень:

Прошла  я по лугам, по лесам, по полям.
Припасы я заготовила вам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Скажу вам: «За мною нагрянет зима».

Учитель:

- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту

- А каким цветом осенние месяцы обозначены на круге?  желтым

- Вам понравилось у Осени?

- Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

Учитель: Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка).

Слайды зимы.

Учитель:

- Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.

Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев.

- Вам понравилось путешествие?

- Сколько остановок мы делали?

Как они назывались? Давайте обратимся к помощнику-карте.

Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень).

Слайд всех времён года.

Практическая работа

Чтение вывода в  учебнике стр.11

Рабочая тетрадь      пронумеруй названия месяцев  

Учебник  стр 11

-Какое сейчас время года?   (….) Накройте его синим квадратиком квадратиком.

-Какое время года будет после зимы? (….) Накройте его зеленым квадратиком.

- А что будет после весны? (…)

-как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето?(Лето наступит , когда закончится зима и пройдет весна).

А что будет после лета?(,….)

 И так из года в год пролетают дни, недели, месяцы и времена года. И вы с каждым годом растёте, становитесь старше, взрослеете, умнеете. А месяцы и времена года остаются те же.

Учебник  стр 11

-Ребята, муравей Вопросик тоже нарисовал рисунки всех времён года. Он очень старался, но кое-что перепутал. Надо найти ошибки

Выставка книг о временах года.

Учитель: Ребята, здесь вы видите выставку книг нашей библиотеки, где вы можете прочитать о временах года, о жизни животных, птиц в разные времена года, о приметах и поговорках, об особенностях всех времён года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»

Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...

Урок по окружающему миру 1 класс "Когда наступит лето?"

Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года....

План-конспект урока по окружающему миру "Когда наступит лето" (1 класс)

План-конспект урокапо природоведению в 1 классе.А.А.Плешаков «Окружающий мир». Цель: Сформировать представление о временном годовом цикле- временах года, месяцах,  их последовательности, нау...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?" 1 класс. Материал составлен в соответствии с ФГОС. Включает в себя обучающие игры и наглядный материал....

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме: "Когда наступит лето?"

Данный урок формирует представление о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учит выделять характерные признаки времён года....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

Конспект урока по окружающему миру: «Когда наступит лето?», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируемые результаты: Предметные: знать схему смены времен года и месяцев, научит...