Экскурсия. "По осенним тропам". 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Аралбаева Зинаида Аркадьевна

Экскурсия. "По осенним тропам." . В период адаптации  первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Экскурсия «По осенним тропам». (Адаптация первоклассников)

Цель: наблюдение за осенними изменениями природы.
Задачи: 
- провести наблюдения за признаками наступления осени в природе;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
- повышать уровень экологической культуры учащихся.

- воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Планируемы результаты:

 личностные УУД - общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества; организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса; способствовать формированию интереса к экскурсии; формировать умение ценить и принимать базовые ценности природы; создать условия для воспитания любви и уважительного отношения к окружающей среде.

Метапредметные задачи - способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных - принимать и сохранять поставленную задачу; адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителями, товарищами, другими лицами; выполнять заданные действия в экскурсии; соблюдать технику безопасности.

б) познавательных - развивать познавательный интерес к природному комплексу (лес): разнообразию растений и животных леса, некоторых признаков их приспосабливания к условиям жизни и взаимосвязи.

в) коммуникативных - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование урока:  памятка «Правила поведения в лесу».

Ход экскурсии.

1. Психологический настрой.

-Ребята, сегодня у нас необычный день. Друзья гномы пригласили нас к себе домой - в лес, который они очень любят. Разве можно не любить то место, где ты родился, где прошло твое детство.

- Дети, путь наш не совсем близкий, потому вы должны посмотреть, удобна ли вам обувь и тепло ли вы одеты.

Мы идем в гости, где жители живут по своим лесным законам. Поэтому мы своим присутствием не должны нарушить их привычную жизнь. Сейчас повторим правила поведения в лесу.

1) Не ломай в лесу деревья и кустарники.

2) Не разоряй муравейник.

3) Не рви большие букеты цветов.

4) Не разжигай костры.

5) Не оставляй мусор в лесу.

2. Организационный момент.

– Ребята, я сейчас опишу время года, а вы попробуйте догадаться, что это за сезон.

Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

– Определите, какое это время года.

– Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью.

3. Основная часть.

Первая остановка «На опушке».

Лес.

-Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин.

-Ребята, кто нас сейчас встретит? (Деревья, травы, кустарники и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето.)

- Остановитесь и полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хотя, и короткого периода-листопада.

- При встрече со знакомыми, друзьями мы всегда здороваемся. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Улыбнитесь им, и вы почувствуйте, как они улыбаются в ответ.

Игра «Здравствуйте»

Дети приветствуют друг друга, встают в круг и вытягивают обе руки вперед перед собой крест-накрест, после чего берутся за руки и замыкают круг. И в этом положении все участники громко говорят слово "здравствуйте".

Дети читают четверостишие (хором).

Есть у меня зеленый друг,

Хороший друг, веселый

Он к нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

– Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса?

– Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему?

Остановка «Улыбка».

-Дети, давайте послушаем тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес?

- Как вы себя чувствуете, какое настроение?

- Рад вам лес и два гнома, которые живут в лесу. Подарите свои улыбки друг другу. - Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир - большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите; если увидите всю красоту окружающей природы и улыбнетесь ей. Помните слова детской песенки – от улыбки станет мир светлей! А дружба начинается с чего? С улыбки.

(Дети негромко поют песенку Шаинского «Дружба».)

Остановка «Дышим ровно, глубоко!»

- Ребята, а так ли тихо в лесу?

-Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Отличаются ли ароматы осеннего леса от летнего и весеннего?

- Давайте глубоко вдохнем лесной аромат. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Которые вырабатывают все растения, губительно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и глубоко подышим.

(Дети становятся в круг и выполняют физические упражнения.)

Гномики предлагает сделать еще одну остановку

Остановка «Художница Осень».

Это наша Осень – добрая волшебница!

Ярко желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба темный месяц

Чуду удивляется.

Все кругом искрится,

Все переливается.

-Давайте полюбуемся осенними красками расписного шатра.

- Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? На всех ли деревьях листья одного цвета? (Листья разных деревьев отличаются по цвету.)

- На березе– листья желтые, на клене, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А вот гномы решили выявить среди нас самых наблюдательных. Они задают нам вопрос: на каких деревьях или кустарниках листья остаются зелеными до самых морозов?

Остановка «Листопад».

Почему осенью с растений облетают листья?

Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

- Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи

Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?

Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

Остановка «Хвойная».

(Дети подходят к хвойным деревьям.)

Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

Как выглядят в эту пору ель и сосна?

Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.

Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на звание?

Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы встанете парами девочка с девочкой, мальчик с мальчиком, а если лиственного – то мальчик с девочкой.

Остановка «Загадочная».

Отгадайте загадки.

-На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (Муравейник.)

- Мы лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Дети подходят к муравейнику. Рассматривают его.

Муравьи живут дружно большими семьями в специально построенных ими домах-муравейниках. Они все делают коллективно: добывают пищу, строят жилище, выкармливают личинок.

-А кто хочет, чтобы наш класс был такой же дружный, как муравьишки?

Целый день муравьи бегают по протоптанным ими тропам в поисках пищи или строительных материалов, которые затем несут в муравейник. Ночью все входы и выходы в муравейник закрываются.

4. Итог экскурсии.

- Что нового вы узнали на экскурсии?

- Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?

Я благодарю вас всех за хорошее поведение в лесу. Гномы провожают вас. Они уверены, что, уходя из леса, вы много хорошего взяли с собой, и предлагает на всю жизнь запомнить и никогда не забывать, что:

«Природа – дом, украшенный трудом.

В любой мороз и зной устроен и приветлив.

Храните этот дом, в котором мы живем. Другого дома нет на целом свете»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия По экологической тропе

Урок-экскурсия " По экологической тропе"Цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках лета с...

Виртуальная экскурсия по экологической тропе "В гостях у Берендея"

Знакомит с растениями и животными Владимирского края, учит охранять природу, обогощает личный опыт учащихся....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экскурсия по экологической тропе"

Цели: 1.      Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать п...

Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».

Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке»....

Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...

Экскурсия «Эколого – краеведческая тропа острова Чухонки»

  Экскурсия относится по содержанию к тематическим природоведческим и историческим учебным экскурсиям. Данная экскурсия  для учащихся 2 класса расчитана на 2 часа....