История родного края Дзержинский район. Музей-диорама «Великое Стояние на Угре».
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)

Задворнова Елена

В данной презентации Вы узнаете о истории Дзержинского района и о музее-диораме "Великое Стояне на Угре"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Кондровская средняя общеобразовательная школа №1» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: История родного края Дзержинский район. Музей-диорама «Великое Стояние на Угре». Подготовил : 4 «В » класс Классный руководитель: Задворнова Е.Е. г.Кондрово 2021г.

Слайд 2

Цель проекта: Расширять представление о том, что родной край славен своей историей. Провести экскурсию в Музей-диораму «Великое Стояние на Угре ». Задачи: Посетить музей-диораму «Великое Стояние на Угре». Собрать материалы о культурно-историческом памятнике архитектуры . Оформить собранный материал в презентацию. Гипотеза: история создания диорамы напрямую связана с историей нашей страны и с развитием нашего района.

Слайд 3

Уже четвертый год наш дружный класс продолжает знакомиться с историей родного края - Дзержинского района. В этот раз мы посвятили свой проект становлению Руси. А именно тому периоду, который непосредственно связан с нашим районом – «Великое стояние на реке Угре». С этой целью наш класс посетил первый в России музейный комплекс - Музей-диораму "Великое Стояние на реке Угре ", посвященный военной компании 1480 года. Территория , входящая в современный Дзержинский район имеет богатую интересную историю. Эти земли были заселены славянскими племенами более тысячи лет назад, и благодаря своему территориальному расположению постоянно находились в гуще исторических событий. Именно здесь в 1480 году произошло известное «Стояние на реке Угре», которое фактически положило конец монголо-татарскому игу.

Слайд 4

О , Русь, овеянная славой! Свой взор направим сквозь века В тот год, как стала ты державой* Пред мощью страшного врага: Безжалостных ордынских ханов, Восстав из пепла, в тяжких ранах. О, Богородицы десница! Не будет прах земной клубиться, Вздыматься пепел к небесам! Не кровь, не иго - православным, Не кости – хлеб Руси полям! О дате вспоминаем главной: Гудит набат в тревожный год И конница Ахмата бьет Копытом русские равнины В набеге варварском зверином. Две армии дошли до грани: Меж ними – нитью серебра Кристально чистая Угра Струится, стопы омывая Противников, что с двух сторон Сошлись вершить судьбу времен. Заступница Руси** восставшей, Твой пояс*** - лента этих вод. Земле калужской стал черед Познавать в сближенье предстоящем Чьей славе Богом суждено Воспрянуть птицей в высь простора, Иль потускнеть в тени позора. Падёт ли рабское ярмо? Беги, Ахмат, - здесь правят русы. Не будет здесь твоей земли. Литва и Польша не пришли. Не быть Руси твоим улусом!

Слайд 5

В период татаро-монгольского нашествия угорские земли оказались в составе Черниговского княжества. В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат двинул свои войска на Москву. Около двух месяцев шла битва за переправы на Угре. Не дождавшись помощи литовского короля Казимира, татары вынуждены были отступить. На месте «Великого стояния на Угре» установлен памятник русским воинам, стойко сражавшимся с полчищами Золотой Орды.

Слайд 6

В 1472 году московский князь Иван III перестал платить дань золотоордынскому хану Ахмату. Разгневанный дерзостью и непокорством «русского улуса», Ахмат собрал огромное войско и в 1480 году подступил к границам Московского княжества. Иван III при духовной поддержке Митрополита Московского и Всея Руси Геронтия и архиепископа Ростовского Вассиана решил противостать Большой Орде. Началась военная кампания, вошедшая в историю под названием « Угорщина » или «Великое Стояние на Угре». Согласно летописным источникам генеральное сражение между русскими и монголо-татарскими войсками началось в час дня 8 октября 1480 года и бес- прерывно продолжалось до 11 октября. Ожесточенные бои проходили на берегах Угры в районе Залидовых лугов, недалеко от Свято-Тихоновой пусты- ни , где имелись три водных брода. Татарская армия пыталась преодолеть водный рубеж в трех направлениях . Однако русская артиллерия не давала ордынской коннице перейти реку . В оборонительных боях русские воеводы впервые использовали новейшие для той эпохи вооружения: пищали (ручницы) и тюфяки ( короткоствольные пушки с коническим стволом и большой поражающей способностью). Применение огнестрельного оружия сыграло решающую роль во время сражения и создало значительное превосходство над противником. С 20 октября 1480 г. начались сильнейшие морозы. Угра покрылась твердым льдом. 28 октября русские полки начали поспешно отходить к Боровску на новое место дислокации для защиты дороги на Москву. Великий князь и его окружение полагали, что враг по замёрзшей реке свободно переправится на другой берег и новое сражение неизбежно. И здесь случилось событие, объяснить которое можно толь- ко Божественным вмешательством. Ахмат расценил отход рус- ских войск как очередную тактическую хитрость и в начале ноября дал приказ отступить на зимние базы. Ордынское воинство «страхом гонимое» бежало «безвозвратным путем» и навсегда покинула Русь. По возвращении в Орду Ахмат был убит в своей кочевой ставке. С его гибелью завершилось мон - голо-татарское иго на Руси. Российское государство получило внешнеполитическую независимость.

Слайд 7

Многие важные переломные события в жизни Российского государства происходили под покровом Пресвятой Богородицы. На протяжении всего времени «Великого Стояния» в Успенском соборе, построенном за год до событий на Угре, непрестанно совершались молебны. Русский народ со слезами, сердечным умилением, с глубоким религиозным воодушевлением просил Пресвятую Богородицу спасти Москву и Отечество. Спустя пять веков новая братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь, названного в честь своего основателя Тихона Калужского, в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за спасение Отечества в 1480 году основала скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская». В апреле 2007 года на берегу реки Угры на месте Великого Стояния установлен Поклонный Крест с семью иконами Божией Матери и землей с Куликова поля в основании. К августу 2011 года в скиту был построен и освящен храм с двумя пределами: нижний престол освящен во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний – в честь иконы Божией Матери «Владимирская».

Слайд 8

За два года, с 2012 по 2014, во Владимирском скиту монастырем был выстроен музейный комплекс «Великое Стояние на Угре» с живописной диорамой. Авторы проекта храма и музейного комплекса - ООО "Творческая мастерская архитектора О. Гридасова ". Автор и создатель живописной диорамы – заслуженный художник РФ, уроженец Калуги Павел Викторович Рыженко (1970-2014). Длина холста 23,6 м, высота 6,7 м. На полотне насчитывается более 150 персонажей. На первом плане показан лагерь русского ополчения. Войско готовится к бою. На диораме видны пушки, ядра, раненые, пленные, воины, иконы, свет от лампадок, монахи и дети, слышится цокот копыт, удары молота о наковальню в кузнице, выстрелы, церковные песнопения, показан крестный ход с образом Пресвятой Богородицы «Владимирская». Благословление Преподобного Тихона предопределяет победу русского воинства в этой военной кампании . Музей-диорама «Великое Стояние на Угре» был открыт Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 9 сентября 2014 года. Музейный комплекс «Великое Стояние на Угре» является достопримечательностью Калужского края и местом ратной славы нашего Отечества.

Слайд 9

ИТОГИ ПРОЕКТА : Итак, мы познакомились с новыми интересными местами нашей малой Родины . В результате проведённой работы было установлено , что памятные места имеют огромную ценность, отражая историю нашего родного края и страны в целом. Они являются хранителями памяти о тех событиях, которые происходили в разные времена, о людях, которые творили историю. Необходимо беречь и охранять такие места для истории, чтобы знания о них передавались из поколения в поколение. Многие исторические события не прошли мимо Дзержинского района. Наша задача состоит не только в том, чтобы хранить, содержать в порядке и не подвергать разрушению культурное наследие, доставшееся нам, но и знать историю своего родного края. Ведь нельзя строить будущее, не зная своего прошлого.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".

В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи  в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой  и я прини...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Путешествие по родному краю" (Одинцовский район Московской области)

Рабочая программа по внеурочной деятельности создана на основе программы Нефедовой Л.В. "Одинцовская земля - мой край родной", Одинцово, 2019 г....

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»

Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" - "Безенчукский район"

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" - "Безенчукский район"...

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...