Урок по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива". Тема: "Люди-творцы культуры"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Александра Александровна Доброва

В данном учебном материале предоставленно: технологическая карта урока;конспект урока;раздаточный материал;смайлики для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.lyudi-tvortsy_kultury.docx27.82 КБ
Файл refleksiya.docx257.25 КБ
Файл razdatochnyy_material_1.docx13.92 КБ
Файл konspekt_uroka.docx936.77 КБ
Файл zadachi.docx11.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Люди-творцы культуры

Класс:

Цель урока (содержательная и деятельностная): формирование представления у обучающихся о том, что труд на общую пользу приносит радость и первичное закрепление учебного действия о том, какие добрые дела делают люди для природы и друг для друга.

Задачи урока:

Дидактические:

  • актуализировать знания о том, что такое человеческий труд;
  •  сформировать понятие «правда», «доброта», «красота»;
  •  охарактеризовать профессии по фотографиям и рисункам, расположенным в учебнике;
  • объяснять смысл пословиц.

Развивающие:

способствовать развитию:

  • интереса к предмету «Окружающий мир» по теме «Люди-творцы культуры»;
  • самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы при изучении темы «Люди-творцы культуры»;
  •  умения планирования и самоконтроля при изучении темы «Люди творцы культуры»;

содействовать развитию:

  • мыслительных операций (умение выделять главное; выявление причинно-следственных связей между тем, что отличает человека от других живых существ.)

• развитию речи в области «окружающего мира» (оперирование терминами «красота», «доброта», «правда»);

  • психических процессов (мышления, внимания, памяти при выполнении упражнений по парам);

Воспитательные: содействовать:

  • формированию мировоззренческих понятий при изучении темы «Люди-творцы культуры»;
  • воспитанию личностных качеств (чувства ответственности, уважения, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений) при работе в парах по изучению темы «Люди-творцы культуры»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

Сформированность представлений о том, что такое человеческий труд и его красота.

Давать определение понятию «красота», «право», «доброта»

Охарактеризовать профессии по фотографиям и рисункам, расположенным в учебнике;

Объяснять смысл пословиц.

П:

1) базовые логические действия:

  • сравнение человека и других живых существ, нахождение сходств и различий;
  • определение существенного признака для классификации профессий;
  • выявление недостатка информации для решения учебной задачи по теме «Люди-творцы культуры»

2) базовые исследовательские действия:

  • формулирование цели с помощью учителя;
  • формулирование выводов о человеке и его вкладе в культурное наследие;

3) работа с информацией:

  • согласно заданному алгоритму нахождение в предложенном источнике представленной в явном виде информации по теме «Люди-творцы культуры»;

Готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению по теме «Люди-творцы культуры»;

Сформированность ценностных установок и социально значимых качеств личности (самосознание, ответственность.) при изучении темы «Люди-творцы культуры»

Р:

1) самоорганизация:

  • выстраивание последовательности выбранных действий при изучении темы «Люди-творцы культуры»;

2) самоконтроль:

  • определение причин успеха/неудач учебной деятельности при изучении темы «Люди-творцы культуры»;

К:

1) общение:

  • формулировка суждений по теме «Люди-творцы культуры»;
  • проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдение правил ведения диалога при работе в паре, в процессе изучении темы «Люди-творцы культуры»;
  • корректное и аргументированное высказывание своего мнение в процессе изучения темы «Люди-творцы культуры»;

2) совместная деятельность:

  • умение формулировать цели на основе предложенного формата планирования при изучении темы «Люди-творцы культуры»,
  • проявление ответственности при выполнении своей части работы в паре, группе при изучении темы «Люди-творцы культуры».

Тип урока: открытия нового знания:

Характеристика этапов урока:

Этапы

урока

Ме

то

ды и прие

мы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающегося

Форма организации УД (Ф-фронталь

ная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая

Дидактичес

кие средства, интерактив

ноеоборудова

ние

Формы контроля и взаимоконт

роля

Организационный момент

Словесный, наглядный.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Напоминает правила посадки.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Ф

Интерактивная доска, презентация

Фронтальный, устный

Мотивация к учебной деятельности

Словесный, наглядный.

Рифмованное начало.

Настраивает на учебную деятельность.

Читает стихотворение.

Напоминание как правильно сидеть.

Слушают учителя.

Ф

Интерактивная доска, слайд презентации.

Фронтальный, устный

Актуализация и пробное действие

Словесный, наглядный.

Слова-помощники

Учитель задает вопросы, по прошлому занятию (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Дает решить небольшой тест по прошлой теме с взаимопроверкой по эталону.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Выполняют просьбу учителя.

Выполняют тест и проверяют друг друга по эталону.

Ф,И

Интерактивная доска, слайд презентации.

Раздаточный материал.

Фронтальный, устный

Выявление места и причин затруднения

Словесный, наглядный.

Сравнение, анализ иллюстрации.

Вместе с учащимися формулируют тему урока и цели.

Цели:

1.Узнать, что такое труд на общую пользу.

2.Научиться отличать добрые дела плохих.

Задачи:

1.Вспомнить что такое «труд человека»

2.Рассмотреть какие добрые дела люди делают для природы и друг для друга.

Вместе с учителем формулируют тему урока и цели.

Ф

Интерактивная доска, слайд презентации.

Фронтальный ,устный

Построение проекта и решение проблемы

Словесный, наглядный, практический.

Нужно вспомнить, что такое труд и решить 1-ю задачу

Посмотрите на интерактивную доску на ней показано несколько картинок на которых люди отдыхают и трудятся

Задает проблемный вопрос.

 Ребята, а знаете ли вы что труд преображает все вокруг нас?

Предлагает разрешить проблемную ситуацию.

Задает наводящие вопросы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Просит рассмотреть иллюстрации и предположить, что на них изображено.

Обсуждает с учащимися, что своим трудом мы преображаем мир во круг.

Проводит динамическую паузу

Смотрят иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают с учителем.

Повторяют упражнения.

П

Раздаточный материал, интерактивная доска(презентация)

Фронтальный устный

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Практический, упражнение,

Предлагает выполнить работу в парах (составить пословицы из половинок)

Почему человек занимает особое место в природе?

Человек-существо разумное. Он способен размышлять, что-то изобретать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Контролирует выполнение задания.

Осуществляет выборочный контроль.

Повторяют правила работы в парах.

Выполняют работу в парах.

П

Рабочая тетрадь

фронтальный ,письменный

Самостоятельная работа с самоконтролем

Практический, упражнение

Предлагает выполнить задания на закрепление в рабочих тетрадях.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Контролирует выполнение задания).

Выполняют работу в рабочих тетрадях.

И

Индивидуальный, письменный

Включение в систему знаний и повторений

Практический, упражнение

Сделать выводы о том, что своим трудом мы преображаем мир вокруг.  Так мы делаем жизнь краше ,а самих себя – лучше,добрее,умнее.

Делают вывод вместе с учителем.

Фронтальный ,устный

Рефлексия учебной деятельности

Словесный

Возвращается к затруднению.

Задаёт вопросы, подводя итоги урока.

Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью готовых смайликов .

Прощается с обучающимися.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

И,Ф

Интерактивная доска, раздаточный материал.

Франтальный,индивидуальный

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ребята, что вы изучили на прошлом уроке?

Какие картины вы видели?

Каких русских художников вы узнали или уже знали?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(Каждый ученик получает карточку с тестом.)

– Соедини стрелочкой правильные ответы.

Глаза                                     Орган слуха
Уши                                       Орган зрения
Нос                                        Орган вкуса
Язык                                     Орган осязания       
Кожа                                    Орган обоняния

(Взаимопроверка. Проверка по шаблону.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ребята, как вы думаете какие добрые дела люди делают для природы или друг для друга?

Давайте рассмотрим иллюстрации в учебнике и объясним каждую для чего нам нужна та или иная профессия.

Чем занимается художник-ювелир и для чего нам нужна эта профессия, чем красив его труд?

Давайте обратим внимание на вторую картинку врачи-хирурги, чем они занимаются и чем их труд красив по-своему?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1) Будешь трудиться – будешь кормиться;
2) Дело мастера боится;
3) Каков мастер – такова и работа;
4) Труд кормит, а лень портит;
5) Без труда человек не познаёт счастья;
6) Труд – радость жизни.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния
        

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

Глаза                             Орган слуха
Уши                              Орган зрения
Нос                               Орган вкуса
Язык                             Орган осязания       
Кожа                             Орган обоняния

1) Будешь трудиться …

2) Дело мастера …
3) Каков мастер …

4) Труд кормит …
5) Без труда человек …
6) Труд …

…боится;

…такова и работа;

…не познаёт счастья;

…радость жизни.

…будешь кормиться;

…а лень портит;

1) Будешь трудиться …

2) Дело мастера …
3) Каков мастер …

4) Труд кормит …
5) Без труда человек …
6) Труд …

…боится;

…такова и работа;

…не познаёт счастья;

…радость жизни.

…будешь кормиться;

…а лень портит.

1) Будешь трудиться …

2) Дело мастера …
3) Каков мастер …

4) Труд кормит …
5) Без труда человек …
6) Труд …

…боится;

…такова и работа;

…не познаёт счастья;

…радость жизни.

…будешь кормиться;

…а лень портит;

1) Будешь трудиться …

2) Дело мастера …
3) Каков мастер …

4) Труд кормит …
5) Без труда человек …
6) Труд …


…боится;

…такова и работа;

…не познаёт счастья;

…радость жизни.

…будешь кормиться;

…а лень портит;

1) Будешь трудиться …

2) Дело мастера …
3) Каков мастер …

4) Труд кормит …
5) Без труда человек …
6) Труд …

…боится;

…такова и работа;

…не познаёт счастья;

…радость жизни.

…будешь кормиться;

…а лень портит;

1) Будешь трудиться …

2) Дело мастера …
3) Каков мастер …

4) Труд кормит …
5) Без труда человек …
6) Труд …

…боится;

…такова и работа;

…не познаёт счастья;

…радость жизни.

…будешь кормиться;

…а лень портит;



Предварительный просмотр:

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающегося

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Напоминает правила посадки.

Здравствуйте, ребята, меня зовут        и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я.

Давайте посмотрим на слайд и вспомним как правильно сидеть.

Кто мне расскажет эти правила?

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Вспоминают как правильно сидеть, рассказывают эти правила.

Мотивация к учебной деятельности

Настраивает на учебную деятельность.

Читает стихотворение.

Внимательно послушайте и расскажите о чем это стихотворение?

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

О чем это стихотворение?

 Слушают учителя.

О дружбе, о том что мы  должны помогать друг другу и природе.

Актуализация и пробное действие

Учитель задает вопросы, по прошлому занятию (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ребята, что вы изучили на прошлом уроке?

Какие картины вы видели?

Каких русских художников вы узнали или уже знали?

Речь на прошлом уроке шла о том ,что смотря на картины вы думали как видят ,как слышат и как чувствуют герои на картине

Дает решить небольшой тест по прошлой теме с взаимопроверкой по эталону.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Сейчас я вам предлагаю сделать небольшую работу по прошлой теме каждый работает самостоятельно, после чего каждый меняется с соседом листочками и проверит друг друга.

(Каждый ученик получает карточку с тестом.)

– Соедини стрелочкой правильные ответы.

Глаза                                     Орган слуха
Уши                                       Орган зрения
Нос                                        Орган вкуса
Язык                                     Орган осязания       
Кожа                                    Орган обоняния

(Взаимопроверка. Проверка по шаблону.)

Выполняют просьбу учителя.

Тема: Как мы общаемся с миром

Картины:Родник,Праздник на крылечке,Дети на рыбалке,Летом,Прощание А.С Пушкина с морем

Художники:А.А.Пластов,Н.П. Богданов-Бельский,И.М. Прянишников,А.И.Лактинов,И.К.Айвазовский и И.Е. Репин.

Выполняют тест и проверяют друг друга по эталону.

Меняются с соседом листочками и проверяют друг друга.

Глаза                                     Орган зрения
Уши                                       Орган слуха
Нос                                        Орган обоняния
Язык                                     Орган  осязания    
Кожа                                    Орган осязания

Выявление места и причин затруднения

Вместе с учащимися формулируют тему урока и цели.

Ребята, давайте вместе решим, чем мы с вами сегодня будем заниматься.

Попробуем Поставить Цели нашего урока

Давайте на странице 22 учебника прочитаем тему нашего урока и под темой, то что должны будем с вами сегодня сделать

Что нужно изучить?

Чему мы должны научиться?

Посмотрите на интерактивную доску, давайте прочитаем цели нашего урока

Цели:

1.Узнать, что такое труд на общую пользу.

2.Научиться отличать добрые дела плохих.

Теперь посмотрите на доску на ней висят задачи урока, которые мы с вами должны решить

Задачи:

1.Вспомнить что такое «труд человека»

2.Рассмотреть какие добрые дела люди делают для природы и друг для друга.

Вместе с учителем формулируют тему урока и цели.

Построение проекта и решение проблемы

Создает проблемную вопрос.

Что бы решить 1 задачу, давайте вспомним, что такое труд посмотрите на интерактивную доску на ней показано несколько картинок на которых люди трудятся и теперь посмотрите на картинки, на которых люди отдыхают.

Ребята, а расскажите по картинке на экране какие добры дела люди делают друг для друга и для природы

Ребята, а знаете ли вы что труд преображает все вокруг нас?

Почему человек занимает особое место в природе?

Я предлагаю разобраться в этом на уроке

Предлагает разрешить проблемную ситуацию.

Задает наводящие вопросы

Задает наводящие вопросы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Просит рассмотреть иллюстрации на странице 22-23 и предположить, что на них изображено.

2) Работа с учебником

– Прочитайте и объясните пословицы на с. 23. (Объяснения детей.)
– Почему человек занимает особое место в природе? (Высказывания детей.)
– Человек – существо разумное. Он способен размышлять, чему-то учиться, что-то изобретать.

1) Работа по учебнику

– Рассмотрите фотографии на с.23. Что их объединяет? (Люди помогают друг другу, обучают друг друга, вместе работают, вместе веселятся.)

Давайте рассмотрим иллюстрации в учебнике и объясним каждую для чего нам нужна та или иная профессия.

Да,ребята вы правы.И я хочу вам немного рассказать
Общение друг с другом доставляет радость. Своим трудом мы преображаем мир вокруг. Так мы делаем жизнь краше, а самих себя – лучше, добрее, умнее.
Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От  добра – добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому – вы богатый человек.
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдёт поддержку в радости и утешении других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, оно вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

        ФИЗМИНУТКА

Обсуждает с учащимися ,что своим трудом мы преображаем мир во круг.

Смотрят иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают с учителем.

1Всякий родится, да не всякий в люди годится.
Я понимаю пословицу так, что каждый человек рождается, но не каждый становится хорошим человеком. Просто родиться мало, чтобы называться человеком. Чтобы им стать нужно работать, помогать другим людям и заботиться о природе.
2Люди не грибки − в день не вырастут.
Человеку требуется для развития много времени и труда, а гриб вырастает за сутки.
3Не одним хлебом люди живы.
Люди живут не только ради того, чтобы кушать. Люди живут для того, чтобы что−то создавать и помогать другим.
Вывод: Человек занимает особое место в природе, потому что человек влияет на природу. Своим трудом человек может помогать природе.

Художник-ювелир делает красивые ювелирные украшения для людей украшает маленькими драгоценными металлами или камнями, маленькие рисунки, кропотливая(маленькая) работа этим и красив труд ювелира.

Врачи-хирурги — это особенные люди они спасают людей, которые попали в трудную жизненную. Хирурги делают трудные операции по несколько часов, шьют маленькие швы и делают это кропотливо, осторожно и т.д.

Мастерица за ткацким станком плетет пряжу, из которой в будущем будут делаться вещи или красивые скатерти.

Строители дома строят дома кирпичик за кирпичиком, в котором в будущем будут жить и строить семью люди.

Веселая пляска на радость себе и людям, люди, которые занимаются песнями, танцами и выступают для публики тоже занимаются важным, красивым и интересным делом.

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Предлагает выполнить работу в парах (составить пословицы из половинок)

Сейчас мы с вами сделаем работу в парах, посмотрите на доску и вспомните правила работы в парах.После чего проверим это задание устно.

1) Будешь трудиться         будешь кормиться;
2) Дело                                  а лень портит;
3) Каков мастер                  такова и работа;
4) Труд кормит,                     мастера боится;
5) Без труда человек              не познаёт счастья;
6) Труд                                    радость жизни.

Контролирует выполнение задания.

Осуществляет выборочный контроль.

Проводит динамическую паузу.

Повторяют правила работы в парах.

Выполняют работу в парах.

1) Будешь трудиться – будешь кормиться;
2) Дело мастера боится;
3) Каков мастер – такова и работа;
4) Труд кормит, а лень портит;
5) Без труда человек не познаёт счастья;
6) Труд – радость жизни.

Самостоятельная работа с самоконтролем

Предлагает выполнить задания на закрепление в рабочих тетрадях. (Страница 18-19, №1, №2 )

Давайте откроем рабочие тетради на странице 18-19 и сделаем задания в них 1 и 2 .

Перед их выполнением посмотрим с вами небольшой мультик .

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Контролирует выполнение задания).

Выполняют работу в рабочих тетрадях.

Включение в систему знаний и повторений

Сделать выводы о том, что своим трудом мы преображаем мир вокруг.  Так мы делаем жизнь краше ,а самих себя – лучше,добрее,умнее.

И так ребята давайте с вами сделаем вывод нашего урока

Почему труд преображает все вокруг нас?

Почему человек занимает особое место в природе?

Человек-существо разумное. Он способен размышлять, что-то изобретать.

Делают вывод вместе с учителем.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята вам понравился урок ?

Что нового вы узнали ?

Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью готовых смайликов.

Прощается с обучающимися

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Вспомнить что такое «труд человека»

Рассмотреть какие добрые дела люди делают для природы и друг для друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс по теме «План местности».

Конспект урока по окружающему миру "План местности" 4 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему "Лён--кормилец"

Данная презентация ознакомит детей о том, как выращивали лен наши предки в старину  в сельской местности, их пользе. Ознакомит детей с историей быта и культурой чувашского народа. Раскрывает знач...

Путешествие Колобка. Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс по теме "Взаимосвязь профессий"

В  презентации  для урока по окружающему миру в  1 класс по учебнику А.А. Вахрушева показана взаимосвязь профессий для изготовления хлеба.Дети прослеживают путь Колобка от зернышка до к...

Урок по окружающему миру (1 класс) на тему: Скоро лето!

На уроке я использовала презентацию, учебник и рабочую тетрадь. Мы отгадывали загадки,беседовали, путешествовали, играли и рисовали.На моем сайте посмотрите презентацию к этому уроку, может вы использ...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)

Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)

Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...