Урок "Закаливание"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Нуретдинова Альбина Дамировна

Раздел "Мы и наше здоровье", тема "Закаливание" для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЗАКАЛИВАНИЕ

Цель. Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Организационный момент.

Активизация познавательной деятельности.

-Давайте вспомним, в каком разделе учебника мы с вами сейчас работаем?

- На какую тему вы говорили на прошлом уроке?

Дыхательная система.

-Сейчас мы с вами постараемся восстановить наши знания по теме прошлого урока

-Вспомните ключевое слово темы прошлого урока ДЫХАНИЕ. Давайте восстановим все знания и соберем их в один гроздь.

СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

РОЛЬ ДЫХАНИЯ

+ и – ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

 Работаем в группах

1 группа – вы восстанавливаете  знания по теме роль дыхания (легкие, газообмен, углекислый газ, кислород)

2 группа – строение дыхательной системы

3 группа + и –факторы  влияющие  на органы дыхания (+ дыхание через нос, здоровый образ жизни, пребывание на свежем воздухе;

- дыхание через рот, курение, пребывание в  )

Вот вы и расположили в определенном порядке ваши знания по теме.

ЗАЩИТА

Для нормальной работы организма  кровь регулярно должен поступать кислород, а углекислый газ постоянно её покидать.

Итак:

- Что не устаешь всю жизнь делать? Ответ: Дышать.

- Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. Ответ: Вдох

А сейчас, давайте оценим свою работу на этом этапе урока.

  • Если вы работали активно, думали правильно, дали правильные ответы рисуем себе Звездочку.
  • Если вы работали активно, думали, но были в ответах небольшие исправления рисуем себе елочку.
  • Если вам не удалось правильно ответить на вопросы, были затруднения рисуем себе снежинку.

3. Изучение нового материала        

1). Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

-Продолжаем изучение раздела  «Мы и наше здоровье».

-Чтобы угадать тему нашего урока, предлагаю вам принять участие в небольшом опросе. Если вы согласны с утверждением, поднимаете ручку. Ответ на вопрос –это ваша поднятая ручка.

- У меня часто болит голова.

- У меня часто бывает насморк.

- У  меня часто  болит горло.

- Каждый год я болею гриппом.

Итак, делаем итог, кто поднял ручку от 1 до 4 раз? Есть необходимость подумать об укреплении здоровья!

-А кто ни разу не поднял руку? Поздравляю! Вы самые здоровые ученики в нашем классе.

- Сегодня мы поговорим об одном из условий, необходимом для укрепления здоровья. Интересно, как быстро вы догадаетесь о теме нашего урока?

Дети: Тема нашего урока. «Закаливание организма. Профилактика заболеваний.»

-Исходя из названия темы, давайте мы сформулируем план нашего урока.

(Учитель закрепляет на доске табличку ЗАКАЛИВАНИЕ )

УЗНАЕМ…

- Что такое закаливание?

Обсудим: Как уберечься от ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

и проявления АЛЛЕРГИИ?

БУДЕМ УЧИТЬСЯ…

Правилам закаливания организма.

Предупреждать болезни.

Кто может сказать по этой теме

Я ЗНАЮ МНОГ… (учитель считает количество и записывает)

Я ЗНАЮ МНОГО, НО ХОЧУ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ…

Я ЗНАЮ МАЛО…

-Кто уже сейчас может рассказать по теме?

-Именно о закаливании мы сегодня и будем говорить. Дело в том, что кожа человека от природы чувствительнее к холоду, чем к теплу, так как специальных клеток в ней, ощущающих холод, в 6-7 раз больше, чем чувствующих тепло. Поэтому, чтобы сквозняк не привел к насморку, чиханию, необходима тренировка тела к холоду.

-Ребята, есть люди, которых уважительно, а иногда и с завистью называют «моржами»? Это каких людей так называют?

«Моржами» называют людей закаленных, которые купаются в холодной воде и ходят босиком по снегу.

-А какое здоровье у таких людей?

-Здоровье у них очень хорошее, крепкое, и они редко болеют.

-Кто нибудь может сказать, кто на этом фото?

-Ребята, постарайтесь запомнить его. На фото, россиянин Вячеслав Тихонов- рекордсмен планеты по зимнему плаванию. Он 12 раз становился чемпионом мира. Вячеслав Тихонов в свои 76 лет выигрывает соревнования и помогает растит чемпионов.

Имена наших чемпионов мы конечно должны знать, ведь именно  благодаря таким людям наша Россия сильная и непобедимая.

- Ребята, а закаливающим свойством обладает только вода? Еще что?

Вам знакома поговорка: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»?

Да, знакома. Она говорит о том, что закаливающими свойствами обладают солнце, воздух и вода.

Из нашей беседы вы, конечно, поняли, насколько важно быть закаленными. Врачи придают большое значение этому компоненту здорового образа жизни.

Итак, что такое закаливание?

ЗАКАЛИВАНИЕ –это приучение организма к температурным колебаниям.

-Но закаливание может быть успешным при соблюдении определенных правил. А каких правил?

Просмотр мультфильма «Лунтик», серия 213, «Закаливание»

- Дети: Лунтик и Кузя без подготовки организма резко начали закаливание и поэтому заболели.

Учитель: Дети, а вы знаете главный принцип закаливания? (постепенность и систематичность)

  • систематичность
  • постепенность

- А как на уроке мы можем укрепить организм?

ФИЗМИНУТКА

РАБОТА В ГРУППЕ

Ребята, я предлагаю вам поработать в группе. У нас будет 3 группы.

Задача ваша: оформить памятку для себя и своих товарищей по закаливанию организма. подготовиться и представить ее классу.

Правила работы в группе все знают?

(Один говорит, другой слушает. Свои высказывания высказываем вежливо)

Время - 2 мин. Время пошло.

 (дети наклеивают свои лучики, облака, капельки, на которых заранее были напечатаны правила закаливания, на общий ватман. Выбирают руководителя группы и презентуют свою работу по очереди перед другими учащимися.)

Учитель: Итак, сейчас мы услышим сообщения о том, как помогают солнце, воздух и вода человеку быть здоровым?

Давайте заслушивание начнем с 1 группа ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Ведь воздушные ванны полезны всем, даже младенцам.

- Ребята, все согласны с памяткой?

2 группа ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ  

-Солнечные ванны нужно принимать очень осторожно. Обожженные клетки  кожи отмирают и выделяют ядовитые вещества - человек заболевает.

- Есть ли у вас дополнения?

3 группа ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

- Можно ли сказать, что какой-либо друг является самым важным?

- Чтобы не болеть, нам нужны все друзья – солнце, воздух и вода!

Сформулируйте общие правила закаливания

Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни дня. Если же ты заболел, то начинать придется все сначала.

Другое правило - постепенность.

Важен психологический настрой. Человек должен получать удовольствие от закаливающих мероприятий - иначе пользы не будет.

-Когда вы так много узнали о закаливании, скажите, легко ли стать «моржом»?

Нет, это сложно, так как нужно быть настойчивым, терпеливым и упорным.

Учитель. Все верно, ребята. Закаливание - это упорный и ежедневный груд, как и в целом забота о своем здоровье. Я надеюсь, что вы запомните те правила, о которых мы сегодня говорили, и будете их выполнять на благо вашего же здоровья.

Ребята, давайте оценим свою работу на этом этапе.

Если вы работали активно, думали правильно, дали правильные ответы рисуем себе Звездочку.

Если вы работали активно, думали, но были в ответах небольшие исправления рисуем себе елочку.

Если вам не удалось правильно ответить на вопросы, были затруднения рисуем себе снежинку.

-А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь о каком «сюрпризе» идет речь.

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе «сюрприз» принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.

- Что за «сюрприз» принесла Катя из школы? (болезнь)

- Признаки какого заболевания были у Кати? (признаки гриппа)

6. Работа с учебником.

-Грипп –это инфекционная болезнь. Слово «Инфекция» в переводе с латинского означает «заражать». Инфекции передаются от больных людей к здоровым.

 

- Существует очень много различных инфекционных болезней. Я назову вам лишь несколько инфекционных заболеваний: ангина, ветрянка, грипп, коронавирус, менингит, конъюнктивит.

Задание для работы в паре.

 

Как возникают инфекционные болезни?

Как передаются возбудители инфекции?

Почему надо строго выполнять предписания врача?

Прочитайте внимательно в учебнике на с.142   1-ый и 2-ой абзац.

От многих инфекционных заболеваний нас защищают профилактические прививки, поэтому отказываться от них не рекомендуется.

Оцениваем работу на этом этапе

7. Практическая деятельность.

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть в эту аптечку. Здесь находятся разные предметы для индивидуальной защиты от инфекций. Объясните, как они могут уберечь от заражения?

Маска - (помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы)

Мыло- (чем чаще будешь мыть руки, тем лучше. Ведь на поверхностях окружающих предметов может быть инфекция)

Шприц – (вовремя сделанная прививка поможет уберечься от заражения)

Витамины – (укрепляют организм. успешно помогают организму справляться с инфекцией)

Но будьте осторожны, дети, во всем нужно знать меру! Что может случиться, если ребенок съест слишком много витаминов? (он заболеет, это приведет к аллергии)

А знаете ли вы, что такое аллергия? Прочитаем об этом в учебнике на с. 142, 3-ий абзац (читаем вслух текст об аллергии)

Продолжите определение.

Аллергия – это…

Как уберечься от проявления аллергии?

8. Профориентационное задание,

направленное на социализацию учащихся.

- Некоторые заболевания бывают очень тяжелыми, и возникает необходимость вызвать врача. Кто из вас знает, как вызвать «скорую помощь»? (Ответ простой: достаточно набрать цифры 103 и нажать на клавиатуре телефона кнопку вызова)

— К какому врачу вас ведет мама когда вы болеете? (Педиатр.)

Давайте оценим свою работу на этом этапе.

V Итог урока, домашнее задание.

Учитель: Ребята, давайте ответим на главный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупредить болезни? (закалить организм, вовремя делать прививки)

- Как правильно закалять свой организм с помощью воздуха, воды и солнца?

- Какие болезни называются инфекционными?

- Кто знает, что может быть причиной аллергии?

- Приятно человеку болеть?

- Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастдиво?

Здоровье человека во многом зависит от образа жизни.

-Ребята, 2024 год в Росии объявлен годом сохранения семейных ценностей. Пусть в вашей семье предупреждение болезней и занятие здоровым образом жизни будет традицией, которую вы будете осознанно нести к следующим поколениям.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

- Домашнее задание будет на ваш выбор: составить памятку по предупреждению инфекционных болезней или прочитать текст в учебнике на с. 141-142

- Ребята, давайте оценим свою работу на уроке.

Посчитайте количество звездочек, снежинок и елочек. Чего у вас получилось больше? Выходим и закрепляем ваши рисунки на доске.

- Вот какая у нас получилась картина!

- Каму сегодня вы бы хотели сказать спасибо, исключая учителя. Повернить лицом к этому однокласснику и скажите СПАСИБО

- Давайте закончим наш урок известным лозунгом о здоровье. Составьте из отдельных слов фразу.

У детей возле доски в руках карточки со словами «В», «ЗДОРОВЬЕ», «НАШИХ», «НАШЕ», «РУКАХ!»

Дети перестраиваются, получается лозунг «Наше здоровье в наших руках!»

Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу. Я желаю вам всем здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...

урок окружающего мира "Закаливание"

1.  Познакомить учащихся с правилами закаливания организма2. Обобщить знания об организме человека;3. Воспитывать человека,который умеет заботиться о своём здоровье...

Конспект урока природоведения по теме "Закаливание"

Урок природоведения  3 класс II вид ( из шести воспитанников четверо имеют диагноз тугоухость II и III степени, двое имплантированных)Урок совершенствования знаний, умений и навыков по теме «Позд...

Закаливание - одно из средств физического воспитания. Современные методы закаливания.

Для родителей самое главное в жизни - здоровье их детей. Закаливание - прекрасное средство на пути к  успеху!...

Урок в спортивном зале. Закаливание.Урок №23

Урок по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"...

Беседа с родителями: «Закаливание организма. Виды закаливания»

План беседы с родителями представлен в качестве помощи классным руководителям....