Технологическая карта по окружающему миру 2 класс на тему "Нагревание и охлаждение"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о процессе нагревания и охлаждения, поведение веществ при нагревании и охлаждении.

Задачи:

Дидактические:

 1. Сформировать представление о нагревании и охлаждении;

 2. Подвести учащихся к пониманию о важности этих процессов.

Развивающие:

1. Узнать какие способы нагревания и охлаждения существуют;

2. Развить умения анализировать и обобщать.

Воспитательные:

 1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2. Воспитать организованность, доброжелательность по отношению друг к другу, бережное отношение к окружающей среде.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_2_klass.docx624.83 КБ
Файл rabochiy_list.docx1015.11 КБ
Файл okr_mir.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата:

Школа: МАОУ СОШ № 148

Класс: 2 Б

Урок: 1

Время: 13:00-13:40 Кабинет: 221

Студент: Недоспелова Т.А.

Группа: 31

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Нагревание и охлаждение».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о процессе нагревания и охлаждения, поведение веществ при нагревании и охлаждении.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать представление о нагревании и охлаждении;

2. Подвести учащихся к пониманию о важности этих процессов.

Предметные:

1. Знать, как ведут себя частицы вещества при нагревании и охлаждении;

2. Знать какие способы нагревания и охлаждения существуют.

Развивающие:

1. Узнать какие способы нагревания и охлаждения существуют;

2. Развить умения анализировать и обобщать.

Личностные:

#1055;роявлять учебно-познавательный интерес;

#1055;роявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;

3. Осознать значение этих процессов в нашей жизни;

4. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2. Воспитать организованность, доброжелательность по отношению друг к другу, бережное отношение к окружающей среде.

УМК: Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварѐва «Окружающий мир» 2 класс 1 часть, (УМК Д.Б. Эльконина- В.В Давыдова), учебная

презентация, раздаточный материал, видеоролики.

ЭТАПЫ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к

деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Таисья Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира!

- Занимайте свои места.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Для того, чтобы начать нашу работу, мы повернёмся к соседу и сделаем комплемент, сказав какие-нибудь приятные слова.

- Ну теперь вы точно готовы работать.

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

Слайд№1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание

потребности к построению

нового способа действий

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Практический: выполнение задания.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Актуализирует знания детей по пройденному материалу.

- Какая была тема прошлого урока?

- Правильно, и сейчас мы проверим как вы запомнили. Для этого мы поиграем в игру под названием «Правда ли это?».

- На экране мы будем видеть утверждения и вам нужно определить правда это или ложь. Если это правда, то вы показываете плюсы, если нет, то минусы.

1. Правда ли, что мы можем увидеть воздух?

2. Правда ли, что собаки способны улавливать слабые запахи на расстоянии до 100 метров?

3. Правда ли, что, смочив палец слюной можно определить направление ветра?

4. Правда ли, что всё живое на Земле может жить без воздуха?

-Итак, давайте посмотрим на экран и проверим.

- Здорово, мы справились с этим заданием.

1. Актуализируют знания по пройденному материалу.

-Ложь

-Правда

-Правда

-Ложь

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Коммуникативные: принимать цель деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация

Слайд №2

Слайд №3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины

затруднения, постановка

цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: изображение предметов.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

-Что изображено на экране?

- Как вы думаете, может ли вода стать твёрдой, а металл жидким?

- А что нужно сделать, чтоб это произошло?

- Правильно, сегодня мы об этом поговорим поподробнее.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Что мы можем узнать об этом?

- Давайте посмотрим на экран и попробуем сформировать цель.

-Всё верно, теперь предлагаю вам составить план урока, на экране вы увидите опорные слова.

Узнать…

Выполнить…

Сделать…

- Вы правильно составили наш план. Предлагаю приступить к работе.

1. Ставят перед собой цель.

- Вода и металл

- Да

- Воду надо заморозить, а металл расплавить.

- Нагревание и охлаждение.

- Как происходит этот процесс, при какой температуре; чем нагревание отличается от охлаждения; при какой температуре происходит нагревание.

-Цель: узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения.

Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения; Выполнить самостоятельную работу; Сделать выводы.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Учебная презентация Слайд№4

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа

действий и формирование

способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение задания на карточках.

Наглядный: видеоролик.

1. Открывает с детьми новое знание.

- Как звучит первый пункт нашего плана?

-Верно, но для начала предлагаю вам вспомнить какие бывают вещества?

-Правильно, теперь мы посмотрим видеоролик. Смотрим внимательно!

1. Открывают новое знание

- Узнать, как происходит процесс нагревание и охлаждение.

- Твёрдые, жидкие и газообразные.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Учебная презентация, видеофрагмент

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

Устный взаимоконтроль

- Итак, мы просмотрели видеоролик, что вы запомнили?

- Верно, как вы думаете, может ли воздух нагреваться или охлаждаться?

- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, как это происходит.

- Давайте сделаем вывод, кто желает ответить?

2. Объясняет задание для выполнения в парах.

- На столе вы можете увидеть карточки, посмотрим на первое задание. Там сказано, что нужно вставить пропущенные слова. Выполнять вы это будете в парах. Можете приступать к работе. На работу у вас есть 1 минута.

- Итак, я думаю, что все заполнили. Давайте же проверим. Кто желает прочитать?

-Верно, на экране вы можете увидеть пропущенные слова, которые нам надо было вставить. Они выделены зелёным цветом.

-Мы с вами выполнили первый пункт нашего плана. Предлагаю идти дальше.

- При нагревании воды частицы начитают двигаться быстрее, из-за чего происходит нагревание. При охлаждении они сжимаются.

- Да

- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сжимается.

2. Выполняют задание в парах.

-Существует три вида веществ: твёрдые, жидкие и газообразные. Когда вещество нагревается, то частицы расширяются. А если вещество охлаждается, то частицы сжимаются.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Слайд№6

Слайд№7

Слайд№8

Слайд№9

Слайд№10

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Словесный:

беседа.

Приёмы: рассматривания, измерения.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Организует работу с упражнениями для первичного закрепления.

Ребята, есть ли у вас предположения, какими способами можно нагревать и охлаждать?

-Сейчас я предлагаю поработать вам так же парах, выполнив задание под номером два.

- В задании вы можете увидеть два столбика. В первом столбике «нагревание», а во втором «охлаждение».

- Ваша задача в паре обсудить и записать какие есть способы нагревания и охлаждения. Приступаем к работе. На выполнение задания у вас есть 1 минута.

Нагревание

Охлаждение

Все уже выполнили задание, предлагаю его проверить. Кто желает, прочитать какие способы нагревания и охлаждения есть?

-Давайте же посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Вы хорошо справляетесь, теперь оценим свою работу, как делали это в первом задании.

- Мы с вами выполнили ещё один пункт нашего плана.

1. Выполняют упражнения для закрепления.

Нагреть можно с помощью огня, а охладить с помощь льда или холодильника.

Нагревание

Охлаждение

Огонь

Солнечные лучи

электроэнергия

Лёд

Темнота

Ветер

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Учебная презентация

Слайд№11

Слайд№12

Динамическая пауза (1 мин)

Танец «Физминутка»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практический: самостоятельная работа в карточках.

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации, измерения.

Взаимоконтроль

1. Организует выполнение самостоятельной работы.

- Какой же пункт нашего следующего плана?

-Верно, самостоятельная работа.

- Для этого уберите в сторону рабочий лист и возьмите перевёрнутую карточку. На ней вы увидите вопросы и варианты ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа. На выполнение самостоятельной работы у вас есть 1 минута.

-Давайте же проверим, обменяемся карточками с соседом по парте. Итак, на экране вы видите правильные ответы. Можете проверять.

Если у вас нет ошибок, ставите оценку 5, если есть одна ошибка, то оценка 4. Если две ошибки, то оценка 3. Если три и более, то оценка 2.

1. Выполняют самостоятельную работу.

1)а

2)в

3)б

4)б

5)в

1)б

2)а

3)б

4)а

5)а

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Приёмы: рассматривания, организация домашней работы.

1. Организует повторение ранее изученного материала

- Предлагаю вам поработать в группах. Но для начала вспомним правила работы в группах.

- После того как вспомнили правила, слушаем задание внимательно.

- Мы поделимся по рядам, и у каждого ряда будет свой вопрос, который вы должны обсудить.

- 1 ряд: как важен процесс нагревания в нашей жизни?

- 2 ряд: как важен процесс охлаждения в нашей жизни?

- 3 ряд: какие предметы можно нагревать, а какие предметы можно только охлаждать?

-На обсуждение у вас есть 2 минута.

-Итак, все группы выполнили задание. Теперь один из группы прочитает ваш ответ. И так каждая группа.

- Вы превосходно справляетесь с заданиями. Мы выполнили ещё один пункт нашего плана.

-Остался самый последний, это какой?

- Правильно!

1. Принимают условия для включения систему знаний.

- Внимательно слушать; говори спокойно ясно, только по делу; помогай товарищам; точно выполняй возложенную на тебя роль.

-Сделать выводы.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проводит эмоциональную рефлексию деятельности.

- Какая была тема нашего урока?

-Какую цель на урок мы ставили?

- Достигли ли мы цель?

-В конце рабочего листа вы можете увидеть круги, это вещества: твёрдые, жидкие и газообразные. Если вы довольны своей работой на уроке, то закрасьте твёрдые вещества. Если были трудности, то жидкие вещества. Если было много затруднений, то газообразные вещества.

-Вы сегодня хорошо поработали. На этом наш урок подошёл к концу, можете готовиться к следующему.

#1042;ыполняют действия и отвечают на вопросы учителя.

- Нагревание и охлаждение

- Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения.

-Да

Твёрдое Жидкое Газообразное

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Учебная презентация

Слайд№13

Слайд№14

Слайд№15



Предварительный просмотр:

Нагревание и охлаждение

№1 Вставьте пропущенные слова.

Существует три вида веществ: _____________, _____________ и ______________. Когда вещество нагревается, то частицы ______________. А если вещество охлаждается, то частицы _______________.

№2 Запишите в таблицу способы нагревания и охлаждения.

Нагревание

Охлаждение

Нагревание и охлаждение

№1 Вставьте пропущенные слова.

Существует три вида веществ: _____________, _____________ и ______________. Когда вещество нагревается, то частицы ______________. А если вещество охлаждается, то частицы _______________.

№2 Запишите в таблицу способы нагревания и охлаждения.

Нагревание

Охлаждение

Вариант 1.

1. Что происходит с веществом, когда оно нагревается?

а) расширяется б) сжимается в) ничего

2. Что происходит с веществом, когда оно охлаждается?

а) ничего б) расширяется в) сжимается

3. Можно ли с помощью света охладить вещество?

а) да б) нет

4. Можно ли с помощью льда нагреть вещество?

а) да б) нет

5. Сколько всего видов веществ?

а) 2 б) 4 в) 3

Вариант 1.

1. Что происходит с веществом, когда оно нагревается?

а) расширяется б) сжимается в) ничего

2. Что происходит с веществом, когда оно охлаждается?

а) ничего б) расширяется в) сжимается

3. Можно ли с помощью света охладить вещество?

а) да б) нет

4. Можно ли с помощью льда нагреть вещество?

а) да б) нет

5. Сколько всего видов веществ?

а) 2 б) 4 в) 3

Вариант 1.

1. Что происходит с веществом, когда оно нагревается?

а) расширяется б) сжимается в) ничего

2. Что происходит с веществом, когда оно охлаждается?

а) ничего б) расширяется в) сжимается

3. Можно ли с помощью света охладить вещество?

а) да б) нет

4. Можно ли с помощью льда нагреть вещество?

а) да б) нет

5. Сколько всего видов веществ?

а) 2 б) 4 в) 3

Вариант 2.

1. Что происходит с веществом, когда оно нагревается?

а) сжимается б) расширяется в) ничего

2. Что происходит с веществом, когда оно охлаждается?

а) сжимается б) расширяется в) ничего

3. Можно ли с помощью льда нагреть вещество?

а) да б) нет

4. Можно ли с помощью солнца нагреть вещество?

а) да б) нет

5. Сколько всего видов веществ?

а) 3 б) 2 в)4

Вариант 2.

1. Что происходит с веществом, когда оно нагревается?

а) сжимается б) расширяется в) ничего

2. Что происходит с веществом, когда оно охлаждается?

а) сжимается б) расширяется в) ничего

3. Можно ли с помощью льда нагреть вещество?

а) да б) нет

4. Можно ли с помощью солнца нагреть вещество?

а) да б) нет

5. Сколько всего видов веществ?

а) 3 б) 2 в)4

Вариант 2.

1. Что происходит с веществом, когда оно нагревается?

а) сжимается б) расширяется в) ничего

2. Что происходит с веществом, когда оно охлаждается?

а) сжимается б) расширяется в) ничего

3. Можно ли с помощью льда нагреть вещество?

а) да б) нет

4. Можно ли с помощью солнца нагреть вещество?

а) да б) нет

5. Сколько всего видов веществ?

а) 3 б) 2 в)4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Правда ли, что мы можем увидеть воздух? 2. Правда ли, что собаки способны улавливать слабые запахи на расстоянии до 100 метров? 3. Правда ли, что, смочив палец слюной можно определить направление ветра? 4. Правда ли, что всё живое на Земле может жить без воздуха? Правда Правда Ложь Ложь

Слайд 4

Нагревание и охлаждение Цель: Узнать, как происходит… План: Узнать… Выполнить… Сделать…

Слайд 5

Нагревание и охлаждение Цель: Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения. План: 1. Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения; 2. Выполнить самостоятельную работу; 3. Сделать выводы.

Слайд 7

Видео

Слайд 8

Видео

Слайд 9

№1 Вставьте пропущенные слова. Существует три вида веществ: _____________, _____________ и ______________. Когда вещество нагревается, то частицы ______________. А если вещество охлаждается, то частицы _______________. твёрдые жидкие газообразные расширяются сжимаются

Слайд 10

Нагревание Охлаждение Огонь Солнечные лучи Электроэнергия Лёд Темнота Ветер Электроэнергия

Слайд 11

Динамическая пауза

Слайд 12

Нагревание и охлаждение Цель: Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения. План: 1. Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения; 2. Выполнить самостоятельную работу; 3. Сделать выводы.

Слайд 13

Самостоятельная работа Вариант №1 1)а 2)в 3)б 4)б 5)в Вариант №2 1)б 2)а 3)б 4)а 5)а 0 ошибок- 5 1 ошибка-4 2 ошибки-3 3 и более-2

Слайд 14

Нагревание и охлаждение Цель: Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения. План: 1. Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения; 2. Выполнить самостоятельную работу; 3. Сделать выводы.

Слайд 15

Важно ли это?

Слайд 16

Нагревание и охлаждение Цель: Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения. План: 1. Узнать, как происходит процесс нагревания и охлаждения; 2. Выполнить самостоятельную работу; 3. Сделать выводы.

Слайд 17

м Твёрдое Жидкое Газообразное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...