Особенности технологии "проблемного диалога»
статья по окружающему миру

Богачева Алла Юрьевна

особенности технологии "проблемного диалога» в предметной области Обществоведение естествознание (Окружающий мир). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

Разберем более подробно особенности технологии "проблемного диалога» в предметной области Обществоведение естествознание (Окружающий мир).

Окружающий мир - это предмет, который обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины мира и осознание места в нём человека, создаёт основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения, развивает у младших школьников опыт общения с людьми, природой, обществом.

        Рассматривая особенности преподавания предмета Окружающий мир нужно отметить:

В последние годы наблюдается снижение интереса школьников к изучению окружающего мира.

Предмет Окружающий мир достаточно сложный, содержит значительный объем информации из многих областей (биологии, географии, обществоведения). Ребенок и так перегружен знаниями по русскому языку и математике, а тут такая нагрузка: читать, проводить опыты, придумывать...

У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается.

А если дети равнодушны к предмету, то учёба становится для них тяжёлой повинностью. Учителю необходимо решить вопросы:

  • как учить детей с увлечением?
  • как сделать радостным и интересным процесс познания окружающего мира?  

Мы знаем, чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за учебное занятие, тем выше интенсивность учебного труда. Поэтому на наш взгляд использование именно технологии проблемного диалога в обучении окружающему миру поможет достичь повышения познавательной активности школьников.  

На уроках Окружающего мира мы чаще организовываем проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках Окружающего мира часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся.

Проблемные вопросы по окружающему миру

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко используется данный приём на учебных занятиях по Окружающему миру. Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи.

  • Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
  • Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
  • Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
  • На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
  • Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
  • Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
  • Что случится, если растения исчезнут?
  • Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
  • Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
  • Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
  • Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемный урок отличается от традиционных именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура использования на учебном занятии технологии
проблемного диалога

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
  2. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока и его задачи
  3. Поиск решения. Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез.
  4. Выражение решения. Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
  5. Реализация продукта. Представление продукта учителю и классу.

Из данной структуры видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Но, здесь учителю важно помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их возможностей (интеллектуальных возможностей и достигнутого ими уровня знаний). Поэтому учитель должен знать возможности своих учащихся в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью наличных знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения задания. Именно такое задание способствует созданию проблемной ситуации.

Зная внутренние условия мышления, и способствуя их созданию с помощью проблемной ситуации, педагог может активизировать мыслительную деятельность школьника, управлять ею.

Таким образом, предмет Окружающий мир имеет исключительное значение для формирования познавательных универсальных учебных действий. Если технология проблемного диалога будет целенаправленно и в системе предлагаться на учебных занятиях, то у учащихся будут более успешно формироваться познавательные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку - диалогу

« Урок должен быть построен так, чтобы дети поняли, какое это счастье – открывать мир». Л.В.ЗанковУрок - диалог - это одна из важнейших форм проведения занковского урока. В данной статье мои мно...

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»М. М. Бахтин...

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

Диалог как  приоритетный принцип  образовательного процесса....

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

Диалог как  приоритетный принцип  образовательного процесса....

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...

Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».

Литературное чтение Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»....