Методические рекомендации к уроку - диалогу
статья (4 класс) по теме

Плеханова Валентина Алексеевна

 

« Урок должен быть построен так, чтобы дети поняли, какое это счастье – открывать мир». Л.В.Занков

Урок - диалог - это одна из важнейших форм проведения занковского урока. В данной статье мои многолетние наблюдения, наработки и изучение материала по проведению таких уроков.

                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рекомендации к уроку - диалогу47 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку – диалогу в начальной школе.

                 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, вступившего в действие с 1 января 2010 года, одним из требований является: «готовность учащихся слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сою точку зрения и оценку событий». И наша задача – делать всё возможное для достижения обозначенных результатов: совершенствовать условия, в которых учатся дети, применять эффективные образовательные технологии.

               При подготовке и проведении урока – диалога необходимо учитывать следующие типы диалогического понимания:

- информационные, которые содержат необходимую информацию, способствуют её осмыслению, стимулируют возникновение  внутреннего и внешнего диалога;

- рефлексивные, обеспечивающие организацию рефлексивных размышлений, направленных на самопонимание;

- эмпатические, направленные на понимание эмоционального состояния другого человека.

             А также учитывать виды диалога:

  1. Диалог ученик – учитель.
  2. Диалог ученик – ученик.
  3. Диалог в группе.
  4. Диалог на разных этапах урока: изучение нового материала, закрепление, решение проблемы.  
  5. Внутренний диалог.

Условия эффективного диалога.

1.Признание права существования иного мнения;

Свободный обмен мнениями, умение отстаивать свою позицию корректно.

2 Открытость.

Требуется не только осознание своей позиции, но и желание открыть свои внутренние смыслы другим людям

3. Сохранение своего «я» и сочувствие, соучастие к другому.

Проявление различия между людьми, их индивидуальности способствует пониманию друг друга.

4. Создание эмоциональной обстановки, способствующей открытию человеком самого себя.

5.Ребёнок должен владеть определённым объёмом знаний.

6.Соблюдение правил диалога всеми его участниками.

7.Главная роль должна принадлежать инициатору обсуждения, в начальных классах, как правило, это учитель. Задача педагога – найти способ организации процесса осуждения, реализовать замысел урока, но и сохранить свой авторитет в глазах учеников. Это условие хорошо выполняется на интегрированных уроках.

8. Диалог требует от учителя заинтересованного отношения ко всем учащимся. Однако, не следует оставлять без внимания явные противоречия, нелогичность рассуждений, а также неаргументированность и необоснованность мнения. Педагог должен прояснить содержание высказывания с помощью наводящих вопросов, тактичных реплик или перенаправить проблему к классу.

Условия,  тормозящие организацию диалога.

1. Категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке, навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке. Большое количество замечаний по поведению.

2.Отсутствие одобрения по отношению к мнению ребёнка.

3.Неумение учителя быть хорошим слушателем.

4.Неудачно выбранная проблема для данного возраста, недостаточные фактические знания.

Приёмы организации вхождения в диалог.

                Вхождение в диалог в начальных классах вызывает определённые затруднения. Младшим школьникам необходимо предварительное объяснение вопроса, проблемы, ситуации. Поэтому особое значение нужно уделить вводной части урока: выявить имеющиеся у детей знания по данной проблеме, в случае необходимости ввести новую информацию, а также пробудить интерес к предмету обсуждения.

            Для вхождения в диалог можно применить несколько приёмов:

  • Предварительное обсуждение в небольших группах;
  • Сообщение ученика перед классом, раскрывающим суть проблемы;
  • Краткий предварительный опрос;
  • Ролевые игры, инсценировки;
  • Иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи).

Все приёмы эффективны, но не следует забывать о времени: нельзя задерживаться на вводном этапе, уходить от решения сути проблемы.

              После формулировки проблемы необходимо выдержать паузу, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.

 Приёмы организации и ведения урока – диалога.

  1. Не следует вести ребёнка за руку в решении проблемы, вопроса.
  2. Для начала общения помогут вопросы: «Что скажете? Что думаете? О чём молчите?»
  3. Не следует повторять ответы детей, литературно формулируя их мысль.
  4. Не обходить вниманием ни одного ученика,  принимать ошибки детей, т.к. их ошибки являются источником вопросов, проблем.
  5. Давать возможность детям задавать вопросы,  высказываться.                                                                
  6. Оперативно помогать в формулировке высказываний, обобщении фактов, расширении контекста, в изменении направления размышлений.
  7. Побуждать к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог  эталоном.
  8. Считаться с желанием детей выполнять тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если это не предусмотрено планом урока. (Здесь мнения учителей разошлись). В уроке – диалоге и без того не всегда приходят к решению вопроса, а тут ещё отступления, да еще, по сути, в другую сторону?!
  9. Поощрять интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.
  10. Учить детей анализировать своё поведение и поступки.
  11. Уметь снимать раздражение, гнев, агрессию у ребёнка, переключать его внимание на учебную деятельность. Разрешать межличностные разногласия, снимать трения.

10. Уходить от некорректных формулировок,  вопросов, содержащих неопределённость.

11.Интуиция учителя, его мудрость и артистичность – спасательный круг в бушующем море современной школы.

                Учителю необходимо обладать высокой духовно – нравственной культурой:

1.Социально – этические чувства учителя: добросовестность, чувство долга перед обществом за результаты работы. Ответственность, любовь к детям и профессии, принципиальность, педагогический оптимизм и т.д.

2.Эмоционально – психические чувства учителя: справедливость, доброжелательность, сопереживание, сочувствие, доверие, бескорыстие, доброта, великодушие и т.д.

3.Эмоционально- волевая устойчивость личности учителя: самообладание, организованность, собранность, целеустремлённость, деликатность, чувство меры.

Итоговая рефлексия на уроке – диалоге.

Можно использовать такие вопросы:

1.Мы ответили на  вопрос, поставленный в начале диалога?

2.В чём мы не достигли успеха?

3.Были отступления от темы разговора?

4.Все ли дети принимали участие в диалоге?

5.Нарушался порядок во время ведения диалога? Кем и когда?

6. Изменилось ли ваше отношение к предмету разговора?

7. Чья точка зрения показалась вам интересной?

8.С кем вы не согласны?

При  подготовке к уроку – диалогу нужно помнить:

1.Выводы предыдущего  урока должны быть отправной точкой для урока – диалога.

2.Отличное знание учителем не только программного материала.

3. Понимание учителем отличия урока – диалога от уроков с проблемной постановкой цели урока:

  • Урок – диалог начинается не с общей проблемы, а с рождением у каждого ребёнка своего вопроса, который он сам должен решить.
  • Суть урока – диалога сводится к тому, что  «казалось бы,  проблема решена», но находятся другие доводы, которые нужно решать ребёнку.
  •  Учитель выслушивает предлагаемые варианты решения, помогает возникнуть спору, помогает понять, что проблема не решена или решена не до конца.
  •  Помочь детям понять, что от каждого нужен неповторимый, самостоятельный поступок – решение.
  • Урок – диалог  не даёт окончательный ответ на вопрос.

Плеханова В.А

Учитель начальных классов

МОУ Ленинская СОШ №1

Ленинского района

Волгоградской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: «Растения-производители».

 Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участникикруговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев.Урок «Растения-производители» проводится первым в разделе« Жи...

Методические рекомендации к уроку "Когда прочитаны былины"

Урок разрабатывался с учётом  новых требований ФГОС на основе программы "Планета знаний" по учебнику 4 класса, материал к уроку может использоваться на уроке внеклассного чтения по любой программ...

Методические рекомендации к уроку математики по теме "Умножение числа 2 и на 2"

Данный урок соответствует современным требованиям и ФГОС. Построен с использованием технологии деятельностного метода. Ребята самостоятельно, работая в парах  создают таблицу умножения числа 2 и ...

Методические рекомендации к уроку физической культуры

"Основные требования к уроку физической культуры"...

Запоминалочки. Методические рекомендации для уроков по русскому языку.

При повторении некоторые правила лучше запоминаются, если даны в стихах.Использование такого материала позволяет разнообразить урок, делает их более яркими, запоминающимися. Все это воспитывает у...

Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.

Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта....

Методические рекомендации к уроку русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола" Проектная деятельность

Методические рекомендации к уроку русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола" Проектная деятельность...