Проект "Воздух окружает нас"
проект по окружающему миру

Шакимова Мадина Советовна

2 подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_okruzhaet_nas_2_podg._gr.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «МАЛЫШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ  ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЗАТО КОМАРОВСКИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект «Воздух окружает нас»                                                                    

/познавательно-исследовательский/

2 подготовительная группа

                                                                                 

                                                                                             

                                                                                           Руководители:                                 воспитатель I кв. кат.                                                                                                         Шакимова М. С.

Проект «Воздух окружает нас»/2 подг. гр./

 Актуальность

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы (6-7 лет)

Воспитатели

Родители

Время проведения: 2 недели

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Образовательная область: познание. Ознакомление с миром природы. Безопасность.

Цель проекта: 

- раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачный, невидимый, не имеет запаха, не имеет формы, бесцветный, легче воды, движется, имеет вес, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

Задачи проекта:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;                                                                                                                     - рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;                            - развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения 

    Проблемные вопросы,  решаемые в ходе проекта:                                                                

- что такое воздух?                                                                                                                          - зачем он нужен людям и растениям?                                                                                               - как можно увидеть воздух?                                                                                                        - почему без воздуха нет жизни?                                                                                                     - почему воздух называют невидимкой?                                                                                      - как можно увидеть или потрогать воздух?                                                                                              - можно ли почувствовать воздух?                                                                                          

Предполагаемый результат: воспитанники будут иметь представления о свойствах воздуха; смогут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животными человеку.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром.

Организация проекта:

I этап -  подготовительный

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Играя в группе с мыльными пузырями, надувая  воздушные  шары к празднику,  детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри. Что помогает их надувать? Как это все происходит? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: « Что такое воздух?» «Откуда он берется?». В соответствии с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1)узнать про воздух, как можно больше;

2) провести опыты с воздухом.

      Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Создание технической базы для детского экспериментирования:

 Основное оборудование: ёмкости для воды, стаканчики, трубочки для коктейля, воздушные шары, зубочистки, целлофановые пакеты.

 Работа с родителями: подбор художественного слова, загадок, индивидуальные беседы, консультации, рекомендации по теме проекта, проведение опытов с детьми.

II этап - организация исследования в рамках проекта.

 1.Наблюдения

 2.Беседы

 3. Опыты и эксперименты                                                                                                                                     Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), конструирование, рассматривание иллюстраций, книг  по данной проблеме.

 Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, проведение опытов с детьми в домашних условиях.

 III  этап - презентация результатов исследовательской деятельности


   

                                       Опыты с воздухом                                                                                                              Опыт   №1. «Где спрятался воздух? » Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.                                                                                                                                                  - Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)                                                                          - Значит, воздух, какой? (невидимый).                                                                                                                                           - Давайте поймаем воздух.                                                                                                                                                            - Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.                                                                                                                                                        - Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)                                                                   - Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)                                                                     - Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).                                                                                                                                                            - Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.                                                                                                                                                  - А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).                                               - Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).                                                                                    - Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.                                                                                                                                                             - Что вы чувствуете? (шипение).                                                                                                                                             - Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.                                                                                                           - Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.                                                                                                                Вывод: воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.                                                   

Опыт №2. «Как увидеть воздух?». Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.                                                                                                                                                            - Подуйте через трубочку на свою ладошку.                                                                                               - Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).                                                                                      - Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.                                                                           - Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?  Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. На воде появились пузырьки.                                                                                                  - Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали). Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх). Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.                                                                                            Вывод: воздух легче воды.                                                                                                             

Опыт №3. «Воздух - невидимка».  Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.                                                                                                                       На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.                                                                                                                                          - Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?                                                                                                  - Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.                                                                                                                                        - Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.                                                                                                             - Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.                                                      Вывод: воздух прозрачный, невидимый.                                                                                      Опыт №4. «Движение воздуха». Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.                                                                                                                                            - Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?                                                          - На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .                                                                                                                                  - А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) .                                                                      - Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо.                                                                                                                                                       - Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).                                                      Вывод: воздух движется.                                                                                                         

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?». Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары) .Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.Проткните зубочисткой один из надутых шаров.Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему?(Шарик без воздуха стал легче) .                                                                                                                                                             - Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?                                                              Проткните зубочисткой второй шарик.У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.                                                 Вывод: воздух имеет вес.

Опыт № 6. «Свечка в банке». Оборудование: свеча, банка.                                   Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода

становится меньше), что для горения нужен кислород.

Вот задачка для ребенка: воспитатель предлагает подумать и сказать, как можно погасить свечку (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее.                       - Давайте  я покажу вам, как это можно сделать.                                                                       - Почему в банке свеча не горит?                                                                                                        - А все очень просто: для того чтобы поддерживать огонь, нужен газ — кислород. Кислород сгорает и превращается в другой газ — угарный. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен (мы накрыли свечку банкой), огонь гаснет.

Вывод: для горения нужен воздух, в котором есть кислород. 

Стихи про воздух и ветер                                                                                                      Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.  
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.  
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.  
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам не обходим!

Воздух нежно- голубой,                                                                                                  Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой-                                                                                                      Воздух дан в аренду нам,                                                                                                                         Он один на всех землян,                                                                                                  Чтобы жизнь торжествовала,                                                                                                 Охранять нам воздух надо.                                                                                                     Берегите свою планету                                                                                                         Ведь  другой на свете нету!

Загадки                                                                                                                           Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.

Без рук, без ног,
А ворота открывает

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.

Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.

Он нам нужен, чтоб дышать                                                                                            Чтобы шарик надувать                                                                                                                          С нами рядом каждый час                                                                                                     Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

Физкультминутка                                                                                                                    Ветер веет над полями, маршируем на месте
И качается трава. 
качаем руками над головой
Облако плывет над нами 
«плавающие» движения
Словно белая гора 
руки треугольником над головой
Ветер пыль над полем носит 
качаем руками перед собой
Наклоняются колосья 
руки на пояс, наклоны в сторону
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот. 
поворот на месте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир,который меня окружает.

Мир,который меня окружает. Урок экскурсия....

рабочая программа по окруж.миру

рабочая программа по окруж.миру 3 класс...

Презентация проекта "Числа окружают нас"

Среднесрочный исследовательский проект «Числа окружают нас» для учащихся начальных классов.Цель.          Способствовать формированию УУД (универсаль...

Стартовая презентация к проекту "Числа окружают нас"

Презентация позволяет увлечь  детей темой проекта, разделить их на группы, нацелить на поиск материала....

Буклет для родителей "Числа окружают нас"

Учитель знакомит родителей учащихся с этапами работы над проектом, с особенностями и преимуществами проектной деятельности....