Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Сафонькина Элла Олеговна

Данный урок разработан по УМК "Школа России" и представлен на городском конкурсе "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_0.docx844.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Сафонькина Элла Олеговна

ГБОУ школа №477 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 «Школа России»

Окружающий мир

1 класс

Лучший урок окружающего мира

Тема: «Где живут белые медведи?» (Животные Северного Ледовитого океана и Антарктиды)

Тип: открытие нового знания

Цель урока: познакомить обучающихся с холодными районами нашей планеты, показать взаимосвязь между природными условиями, внешним видом животных, их образом жизни.

Планируемые результаты

Предметные: 

1.Находить на глобусе холодные районы нашей планеты.

2.Приводить примеры животных холодных районов Земли.

Метапредметные:         

1.Извлекать необходимую информацию из иллюстраций и рассказа учителя.

2.Устанавливать причинно-следственные связи между условиями обитания, внешним видом и образом жизни животных.

3.Понимать и принимать учебную задачу, оценивать полученный результат.

Личностные:

1.Проявлять интерес к урокам окружающего мира.

Ресурсы урока:

 1.А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. Учебник в 2ч. Ч.1 М., « Просвещение», 2019 (с.10-11)

 2. А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. Рабочая тетрадь. М., « Просвещение», 2019 (с.9)

 3. Презентация в Power Point

 4. Глобус

 5. Набор для моделирования (фигурки животных, флажки, следы белого медведя)

 6. Фотографии пейзажей Арктики и Антарктики, белого медведя и императорского пингвина

 7. Буквы магнитной азбуки

 8. Звукозаписи: шум ветра, голоса пингвинов.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

  Предлагает из букв магнитной азбуки собрать  на доске два слова.

  Просит убедиться в правильности составленных слов.

  Уточняет виды животных, о которых пойдёт речь на уроке: белый медведь, императорский пингвин.

 Составляют у доски слова медведь, пингвин.

 

 Открывают фотографии на доске.

 Рассматривают их.

Актуализация необходимых знаний

 Организует беседу по вопросам.

 Знакомы ли вам эти животные?

 Где видели их?

 Что знаете о них?

 Где в Санкт-Петербурге их можно  увидеть? (Зоопарк, Зоологический музей, музей Арктики и Антарктики)

 Вспомните, к какой группе животных относится белый медведь? (звери)

 К какой  группе пингвин? (птицы)

 Формулирует  проблемный  вопрос, по каким признакам можно объединить в одну группу белого медведя и императорского пингвина?

 Интересуется, какими источниками информации можем воспользоваться, чтобы ответить на вопрос?

 Отвечают на вопросы.

 

  Высказывают предположения.

  Возможно, испытывают затруднение.

 

 

  Перечисляют источники.

Организация познавательной деятельности

  Предлагает воспользоваться учебником и  рассмотреть иллюстрации на страницах 10-11,  найти на них белого медведя и императорского пингвина,  дать названия иллюстрациям, сравнить свои названия с данными  в учебнике.

  Помогает определить учебную задачу.

 

Обращает внимание на слово Земля, интересуется его значением в данном контексте.

  Предлагает  использовать модель Земли – глобус.

  Демонстрирует на глобусе  Северный и Южный полюса.
 
Сообщает, что район  вокруг Северного полюса – это Северный Ледовитый океан, а вокруг Южного – Антарктида.

  Интересуется, что дети знают об этих районах.

 

Организует  работу в учебнике на «Страничках для самопроверки» (с.84)

   

  Открывает на доске схематичное изображение земного шара, просит обозначить  флажками Северный и Южный полюса.

  Предлагает  совершить виртуальное путешествие к Северному полюсу Земли. (Для этого использует: звукозапись «шум ветра»; пейзажи Арктики, рисунок следов белого медведя – для оформления доски).

  *Рассказ учителя и презентация о районе Северного Ледовитого океана (Приложение 1) сопровождается моделированием  (на схематическое изображение земного шара крепятся фигурки животных – обитателей Северного Ледовитого океана).

  Проводит физкультминутку.

 

Предлагает  совершить виртуальное путешествие к Южному полюсу Земли. (Для этого использует: звукозапись «шум ветра» и «голос пингвина»; пейзажи материка Антарктиды, фотографии айсбергов – для оформления доски).

 

 **Рассказ учителя и презентация об Антарктиде (Приложение 2)  сопровождается моделированием (на схематическое изображение земного шара крепятся фигурки животных – обитателей Антарктиды), а также демонстрацией  размеров некоторых животных (с привлечением для этого детей).

 Напоминает проблемный вопрос, по каким признакам можно объединить в одну группу белого медведя и императорского пингвина?

  Предлагает для ответа опорные слова:

 Живут …

 Самые …

 Отличные …

 Питаются …

 

 Организует работу в рабочей тетради.

 Задание №1 на с.9

 

 

Задание №2 на с.9 (выполняют в паре)

 

 

 Организует диагностику достижений планируемых результатов  с помощью: 

 а) вопросов (базовый уровень)

1.Чем похожи районы, о которых сегодня узнали?  (Холодные, много снега и льда)

2. Как найти эти районы на глобусе?

3.Кто из животных живёт в районе Северного Ледовитого океана?

4.Кто из животных живёт в Антарктиде?

5.Расскажите, как они приспособились к суровым условиям обитания? (густая шерсть, толстая кожа, слой подкожного жира)

 

б) рисунков (повышенный уровень)

 Найдите ошибки художника, изобразившего холодные районы Земли.

 

  Рассматривают иллюстрации, дают им  название.

 

 Определяют учебную задачу, уточняют её (читают) в учебнике с.10

 

 Уточняют значение слова: Земля – наша планета.

  Вспоминают, что такое глобус.

 

 Рассматривают географические объекты на глобусе.

 

 

 Рассказывают, что им известно об этих районах из  книг, мультфильмов, детских передач.

  Читают текст на  «Страничках для самопроверки», проверяют и уточняют свои знания.

 

 Обозначают на схеме Северный и Южный полюса.

     

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, отвечают на  вопросы, выбирают фигурки обитателей Северного Ледовитого океана и моделируют на доске этот холодный  район Земли.

 

 Выполняют физкультминутку.

 

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, отвечают на  вопросы, выбирают фигурки обитателей Антарктиды, моделируют на доске этот холодный  район Земли.

 

 

 Отвечают на вопрос, используя опорные слова: живут в холодных районах Земли; самые крупные в своём семействе; отличные пловцы; питаются рыбой.

 

 

 Обводят лишний рисунок в каждом ряду. При затруднениях опираются на схему-модель, составленную на уроке, иллюстрации  учебника. Аргументируют своё решение. Проверяют, при необходимости корректируют ответы.

 

Высказывают предположение, аргументируют его, демонстрируют ответ с помощью глобуса.

Обобщают изученный на уроке материал. Приводят примеры животных холодных районов Земли. Демонстрируют на глобусе места их обитания. Устанавливают причинно-следственные связи между природными условиями, внешним видом, образом жизни животных.

 

 

 Рассматривают рисунки. Указывают на ошибки.

 Аргументируют свои ответы. (Среди животных холодных районов нет бегемота. Во льдах Северного Ледовитого океана не растут ели, т.к. это не суша (нет почвы). Белые медведи и моржи никогда не видели пингвинов, т.к. живут на разных полюсах (на расстоянии  20 тысяч  километров.)

Рефлексия деятельности

  Организует беседу по вопросам.

 1.Что нового узнали о холодных районах  планеты?

 2.Что удивило в рассказах о животных?

 3.Что ещё хотели бы узнать?

 4.Куда обратитесь за информацией?

 5.Какими  знаниями поделитесь дома с родителями?

 Даёт рекомендации для посещения с родителями  зоологического музея, музея Арктики и Антарктики, для семейного просмотра видеофильма об императорских пингвинах.

https://www.youtube.com/embed/T2l4aibqaNk

   Делятся впечатлениями от знаний, полученных на уроке.

   

 Слушают рекомендации для проведения досуга с родителями.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассказ учителя о Северном полюсе

    Мы с вами у Северного полюса. (Рассмотрите пейзажи) Эти места называют царством снега и льда. На многие километры раскинулась зона вечного мороза. Температура воздуха опускается здесь до - 60О, а ветра дуют со скоростью 160 км/ч. Пространство вокруг Северного полюса не имеет суши, её роль здесь выполняют сплошные и плавучие льды. А там, где всё покрыто снегом и льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так! Чьи следы заметили? (Белого медведя)   C:\Documents and Settings\Эллочка\Рабочий стол\КОНКУРС АППО\Рисунок1.jpg

    Белый медведь – самый известный обитатель этих мест. Он самый крупный из всех медведей. Длина его тела достигает трёх метров (такова длина доски в нашем классе), а вес равен  весу 10-ти взрослых  человек.

   D:\Pictures\polar-bear-in-arctic.jpg

Отсутствие суши  не смущает медведя. Его место обитания – льдины Северного Ледовитого океана.

   

  Почему медведю не холодно?

   

D:\Архив\школа\ПРЕЗЕНТАЦИИ\окр. мир (моя  первая презентация)\Окружающий мир (открытый урок)606 шк\для печати\1.jpg

     Тело медведя покрыто густым толстым мехом, мех растет даже в ушах и на стопах  лап.  Кроме того под кожей находится толстый слой жира.D:\Архив\школа\ПРЕЗЕНТАЦИИ\окр. мир (моя  первая презентация)\Окружающий мир (открытый урок)606 шк\для печати\6a00d8341bf7f753ef00e5523047ba8833-800wi.jpg

 

   Белые медведи – отличные пловцы.  Их огромные передние лапы имеют перепонки и выполняют под водой роль вёсел.

    D:\Архив\школа\ПРЕЗЕНТАЦИИ\окр. мир (моя  первая презентация)\Окружающий мир (открытый урок)606 шк\для печати\2.jpg

Излюбленной пищей медведя является тюлень. В воде медведю тюленя не догнать, поэтому он часами готов сидеть у лунки и ждать, когда вынырнет тюлень. В этот момент медведь наносит сильный удар  лапой  по голове животного и быстро вытаскивает добычу на лёд. В первую очередь он съедает шкуру и жир, а если очень голоден, то всю тушу. Может медведь поживиться  рыбой. Её он ловит, ныряя или загоняя в расщелины между льдами. Изредка нападает на детёнышей моржа.  С взрослым животным ему не справиться.  Почему?  Морж вооружён клыками, (это грозное оружие) кроме того, медведю не прокусить толстую кожу и подкожный слой жира.                D:\Архив\школа\ПРЕЗЕНТАЦИИ\окр. мир (моя  первая презентация)\Окружающий мир (открытый урок)606 шк\для печати\25028.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рассказ учителя об Антарктиде

Мы с вами у Южного полюса. Он находится на материке Антарктида. (Рассмотрите пейзажи)  Это самый холодный и ветреный материк на нашей планете. Здесь была зарегистрирована рекордно низкая температура воздуха – 90О, а ветры дуют со скоростью 320 км/ч. Здесь часты снежные бури и туманы. Почти вся суша покрыта мощным слоем льда. Толщина его доходит до 3-х км. Неужели и в таких условиях кто-то живёт? (Звукозапись «голос пингвина») Самые многочисленные обитатели Антарктиды – пингвины. D:\Архив\школа\ПРЕЗЕНТАЦИИ\окр. мир (моя  первая презентация)\Окружающий мир (открытый урок)606 шк\для печати\manchot_empereur_sabl_2g.jpg

        Императорский пингвин самый крупный из всех пингвинов. В высоту он достигает роста  1м 20см. (Пригласить ученика такого роста к доске)  Он не только выше ростом, но и толще других пингвинов. Почему не мёрзнет пингвин? От сильных морозов его защищает толстый слой подкожного жира, а густые плотные перья, создают непроницаемый барьер для ветра.

     D:\Архив\школа\ПРЕЗЕНТАЦИИ\окр. мир (моя  первая презентация)\Окружающий мир (открытый урок)606 шк\для печати\1213463046_30.jpg

 

   

     

    Пингвины не умеют летать, но отлично плавают и ныряют. Их видоизменённые крылья похожи на ласты. С их помощью пингвин  управляет своим телом в воде. Императорские пингвины охотятся в море  группами. Они плывут прямо на косяк рыбы и быстро нападают на добычу, клюя всё, что перед ними возникает.

C:\Documents and Settings\Эллочка\Рабочий стол\default.jpgC:\Documents and Settings\Эллочка\Рабочий стол\zhivotnyj-mir-antarktidy-animal-reader.ru-004-768x576.jpg

    На суше у пингвинов нет врагов, а вот в море на них охотятся косатки и морские леопарды. 

 

 

   Над океаном у берегов Антарктиды можно увидеть альбатроса – птицу, размах крыльев которой достигает 3,5 метров. (Трое первоклассников встают рядом и вытягивают руки в стороны) Он, как и пингвины, питается рыбой, охотясь на поверхности моря или ныряя за добычей с воздуха.C:\Documents and Settings\Эллочка\Рабочий стол\3.jpg

Страницы учебника

IMG-20191017-WA0001.jpg                IMG-20191017-WA0002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Где живут белые медведи?"

Технологическая карта урока окружающего мира "Где живут белые медведи?" 1 класс,Плешаков А.А.,УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Где живут слоны?" - 1 класс

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о разнообразии природы Земли; ознакомление с понятием «экватор» и жаркими районами Земли, с животным м...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие звери живут в морях и океанах. Морские звери: названия и краткое описание" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о морских зверях.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о морских зверях и условиях их о...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Где живут слоны?" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представления о разнообразии природы Земли и жарких районах (тропических лесах и саваннах).Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с животными миром...