Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Где живут белые медведи»? Самоанализ урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Болдина Ольга Николаевна

 урока окружающего мира в 1 классе , самоанализ урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira_1_kl_tehn.karta_.doc69 КБ
Файл samoanaliz_okr.mira_.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе

«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»?

Цель урока: 
Обучающая: сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов;

показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД: 
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (волк, корова, рыба, пингвин, белый медведь,) и мест их обитания  (лес, льды, луг, водоём); глобус; геометрический материал для индивидуальной работы (круги и треугольники); задания для групповой работы; раздаточный материал для аппликации; иллюстрации животных Южного и Северного полюса, карточки с названием холодных районов Земли.

Ход урока

Анализ

Учитель

Ученики

1.Оргмомент

Психологический настрой

Встало солнышко давно,                                      Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

2.Актуализация знаний.
Постановка учебной проблемы

Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.
Игра «Кто, где живёт»

На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, крот, рыбы, пингвин, белый медведь,) и мест их обитания  (лес, льды, норка под землей, водоём).                                                                               – Отгадайте, что за звери.

1.Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый…(Волк)

2Живёт она у нас в хлеву,

Жуёт и сено, и траву,

И молоко попить даёт.

А кто её мне назовёт? (Корова)

3. Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком. (Рыба)

4. Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин...

Как зовём его? ...(Пингвин)

- Расселите животных по месту их обитания.


5.
 Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет.

У моржа соседи – белые…(Медведи)

Отгадывают загадки. Расселяют животных по месту обита

Часть детей  расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.  

Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)

3.Этап выявления места и причины затруднений. 

Побуждение к проблеме

Проблема

-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

- Какой будет тема нашего урока?

 (Учитель фиксирует тему на доске

«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»)

Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.

Где живут белые медведи и пингвины?

4.  Открытие «нового» знания. 


Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию.

Что обозначает слово экспедиция?

Рассмотрим глобус

-  Скажите, какого цвета  макушка у глобуса?

- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы  увидим?

- Так обозначены два полюса – Северный и Южный. 

(Поместить картинку на доску)

- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?

- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.

(Идёт презентация « Арктика», видеофильм об Антарктиде)

- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.

 -Как вы думаете, какая погода будет на полюсах?

- Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно подготовиться.
- Какие вещи нам понадобится для путешествия?

Белая

Белую шапку

Тоже белую макушку Белое

Цвет снега

Зиму

Снежинки

Смотрят презентацию

Холодно

Называют необходимые предметы

Физкультминутка

Встаньте все около своих парт.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.

- Полетели, полетели и на место сели.

Имитируют движение самолета, бегают по классу, рассаживаются по местам

Групповая форма работы с источником

Оценка работы группы. Самооценка.

- Итак, наше путешествие продолжается.

- Работать будем в группах. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.   

1 группа летит на Северный полюс, 2 группа – на Южный полюс.

(Учитель назначает организаторов в каждой группе)

- Организатор распределяет задания, организует работу группы;
Задание для первой группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.12. 

На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе и разместите их на доске.

Вопросы для второй группы:                Рассмотрите рисунок на стр. 13

На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе и разместите их на доске.

- Оцените работу своей группы

- Оцените каждый свою работу в группе

Покажите значок СОЛНЫШКО, если все понятно, справились с заданием

СОЛНЫШКО с ТУЧКОЙ, если понятно, но не во всем разобрались

ТУЧКА, если ничего не понятно

Учащиеся получают задания для работы в группах:

Отчёт групп

1 группа рассказывает о Северном полюсе. В верхней части доски размещают название Северный полюс - АРКТИКА, рассказывают о животных Арктики.

 На доске появляются иллюстрации с изображением животных.

2 группа рассказывает о Южном полюсе. В нижней части доски размещают  названия

Южный полюс -

АНТАРКТИДА,

рассказывают о животных Антарктиды.

На доске появляются картинки с изображением животных.

Оценивают работу своей группы.

Оценивают свою работу в группе. Показывают значки.

Физкультминутка

- Экспедиция завершается, полетели в родные места.

Повторяют про самолет.

Имитируют самолет

5. Первичное закрепление знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»
Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то выкладываете на столе кружок, если вы не согласны, то кладете треугольник.
- Арктика – это Северный полюс.
- В Арктике тёплая погода.
- Антарктида – это Южный полюс.
- Белые медведи живут в Арктике.
- Пингвины тоже живут в Арктике.

(Сравнивают ответы с эталоном)

Практическая работа в парах 

(аппликация)

- Чтобы узнать, как приспосабливаются белые медведи к суровым условиям, мы выполним аппликацию белого медведя.

(Демонстрируем раздаточный материал: кусочки ваты, клей)

-Какой материал вы берете для аппликации?

- Почему?

- Почему медведи белые?

- Как будем работать в парах?  

Вату

В такой шубе белому медведю не будет холодно

Они живут среди снегов, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания

Дружно, быстро, аккуратно, помогая друг другу, не мешать и не отвлекаться

Выполняют аппликацию

(Звучит музыка из песни « Где-то на белом свете»)

Выставка работ.

6. Итог урока. 

Возврат к вопросу проблемной ситуации

Рефлексия

- Как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов?

- Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)

Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс.

Наше путешествие завершилось.
- О каких холодных районах Земли мы узнали?

- Чем похожи эти районы?

- Где живут белые медведи?

- Оцените свою работу по лесенке успеха.

- Молодцы. Урок окончен.

Нет

Нет, живут на разных полюсах.

Северный полюс и Южный полюс

Там всегда холодно

На Северном полюсе в Арктике

Прикрепляют свои смайлики на ступеньках лесенки успеха



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока,

проведенного учителем Болдиной О. Н.

Схема самоанализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Тема урока_________________________________________________________

(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому

планированию)

Класс: 1

Предмет:  окружающий мир_

Тема урока:  «Где живут белые медведи?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: 
Обучающая: сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов;

показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД: 
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (волк, корова, рыба, пингвин, белый медведь,) и мест их обитания  (лес, льды, луг, водоём); глобус; геометрический материал для индивидуальной работы (круги и треугольники); задания для групповой работы; раздаточный материал для аппликации; иллюстрации животных Южного и Северного полюса, карточки с названием холодных районов Земли.

Урок проведен в соответствии с календарно – тематическим планом. Учащиеся к этому времени изучили разделы: «Что и кто?», «Как, откуда и куда?».

Тип урока — открытие нового знания. (Обучающиеся получают  знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности).

Урок построен в соответствии с ФГОС. Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата.

На уроке применялась технология проблемного обучения. Она реализовывалась следующими методами: создание проблемной ситуации через проблемный вопрос, использование диалогов, побуждающих к решению проблемной ситуации, подводящих к теме урока и к поиску правильного ответа на вопрос.

Нашли свое применение и другие современные образовательные технологии: информационно- коммуникативные, личностно- ориентированные ,технология здоровьесбережения (двигательные  физкультминутки, игровые моменты, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

1. Организационный этап

Задача: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

В 1-ом классе у детей преобладает эмоциональная мотивация, поэтому организационный этап урока очень важен. Рифмованное начало урока и психологический тренинг «Обращение к солнышку» заинтересовали учеников, создали позитивный настрой на учебную деятельность.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

Задача: сформулировать и согласовать цели урока.

Использовалось задание на столкновение противоречивых мнений.

Во время игры «Кто, где живет» у учащихся возникли различные версии о месте обитания белых медведей.

3. Этап выявления места и причины затруднений.

Главная задача этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение; каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения проблемного задания. 

Побуждение к проблеме в виде подводящего диалога  позволило сформулировать тему  урока.

4. Открытие «нового» знания.

 Задача:  уточнить и согласовать тему урока, организовать открытие нового знания, выбор способа разрешения проблемы.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

Для получения новых знаний на уроке была организована исследовательская деятельность в форме экспедиции - заочного путешествия в холодные районы Земли. Ученики находили полюса  на глобусе, знакомились с неживой природой Арктики и Антарктиды из презентации и видеофильма.

Формирование умения общаться, сотрудничать, было реализовано в форме групповой работы.  Каждой группе с помощью учебника предстояло изучить животный мир холодных районов Земли, выбрать необходимые картинки с  животными и верно расположить их на доске.

На уроке создавалась атмосфера радостных переживаний, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Важно было разделить детей на группы так, чтобы группы были примерно одинаковы по силам. В классе много детей с низким уровнем развития. Внимание у них неустойчивое, непроизвольное. Дети этой группы быстро утомлялись. На уроке эти дети часто нуждались в помощи. Более сильные дети помогали  им. Все дети были вовлечены в работу, каждый самостоятельно определил свою роль в общем деле, что способствовало созданию ситуации успеха на уроке, формированию элементов самооценки и самоконтроля.

Каждый ученик оценил работу группы и свою работу с помощью карточек с изображением солнышка и тучки.

Частая смена видов деятельности, включение игровых моментов, физкультминутки, связанные с темой урока, позволили реализовать на уроке здоровье - сберегающие технологии.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

5. Первичное закрепление знаний.

Задача: организовать закрепление нового знания.

Первичное закрепление знаний было организовано в виде игры «Да- нет».

Ученики слушали утверждения учителя, выкладывали ответы с помощью геометрических фигур, сравнивали с эталоном.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая и парная.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. На уроке прослеживалась межпредметная связь с литературным чтением, музыкой, технологией.

Работая в парах,  учащиеся выполняли аппликацию белого медведя из бумаги и кусочков ваты.

6. Итог урока. Рефлексия.

 Задача: способствовать формированию рефлексии. Соотнесение цели результатов своей деятельности, оценка собственной деятельности.

Учащиеся вернулись  к вопросу проблемной ситуации, в ходе диалога пришли к верному выводу о месте обитания белых медведей.

В конце урока учащиеся сами оценили полученные ими знания через рефлексию.

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"

Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....

Интегрированный урок по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"

Представлен материал интегрированного урока  окружающий мир , труд 1 класс "Школа 2100"...

Интерактивный тест по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"

Втесте представлены 6 вопросов. Имеется 4 варианта ответов. На каждый вариант ответа выведена гиперссылка. Правильным является только один ответ. По окончанию работы высвечивается балл, который учени ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Где живут белые медведи?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Где живут белые медведи?" 1 класс...

Урок окружающего мира 1 класс "Где живут белые медведи?"

конспект урока окружающего мира 1 класс "Где живут белые медведи?" по программе Плешакова...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"

Урок по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"...