#1054;рганизация начала урока | Мы начинаем урок окружающего мира. Приветствую вас, ребята! Надеюсь, наш урок будет интересным и плодотворным. |
| Приветствие учителя и учеников. | Проявление эмоциональной отзывчивости. |
2. Актуализация знаний | Недавно я услышала слова пакистанского политика Зафара Мирзо, который сказал следующее: «Все чудеса – это всего лишь пробелы науки». Как вы понимаете эти слова?
Сегодня с точки зрения науки мы объясним еще одно чудо, с ним встречаются все путешественники, пересекающие нашу страну с севера на юг.
Итак, определяемся с темой урока. Я предлагаю вам два задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите подсказку.
Задание 1. (использование платформы ). «Что мы уже знаем о России?»
1)На каком материке находится наша страна? Австралия Евразия Антарктида Северная Америка
2)Верно ли, что площадь России меньше площади Китая? да нет
3)Наша страна огромна. С запада на восток ее протяженность составляет почти 10000 км. А какова протяженность России с севера на юг? 7 км 4000 км 4 км 100 км
Первая подсказка – фонарик и глобус. Как вы думаете, что в данном случае символизирует включенный фонарик?
Предположите, какой может быть тема урока?
Подсказка №2. Задача. И верблюды, и медведи – на одной реке соседи**
Могучая сибирская река Енисей течёт с юга на север и разделяет Сибирь на Западную и Восточную (показывает на карте). Эта широкая и спокойная река – одна из самых длинных и полноводных рек не только России, но и всего мира. Её правый берег гористый, намного выше левого. Река течёт по равнине, проходит через тайгу и впадает в Северный Ледовитый океан. Удивительно, но на берегах этого водоёма можно встретить как белого медведя, так и верблюда. Как это возможно?
Предположите, какой же будет тема урока, глядя на иллюстрацию (слайд 5) и сопоставив все подсказки.
![]()
Запишем тему урока в тетрадь. Какими будут задачи урока?
Решить задачи урока нам поможет маршрут (вывешивается на доску)
- Научное объяснение чуда
- Почему так много?
- Какие именно?
|
Это Солнце и Земля
От южных гор Саяны до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны нашей страны. У его истоков обитают верблюды, а в устье при впадении Енисея в океан водятся белые медведи.
Изменение природы России с севера на юг (Природные зоны)
- Выяснить, что такое природные зоны
- Понять, почему происходит их смена с севера на юг
- Узнать, какие именно природные зоны есть на территории нашей страны.
| Отвечают на вопросы учителя. Слушают высказывание. Анализируют его.
Отвечают на вопросы интерактивного задания
Определение темы урока. Цели и задач урока.
Составление маршрута урока
| Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
|
#1054;ткрытие «Новых знаний» | 1. Попробуем объяснить с научной точки зрения такие кардинальные отличия в природе России на севере и на юге. В этом вам поможет рабочий лист 1. Это задание вы будете выполнять в группах. Вам нужно внимательно прочитать информационную часть листа и внести изменения в предложенную ниже схему (дополнить ее).
Запишем вывод 1 в тетрадь
Продемонстрируйте с помощью фонарика и глобуса неравномерное распределение солнечных лучей по территории России
2. Сравните на карте природных зон мира две страны – Данию и Россию (слайд 7). Почему территория Дании окрашена лишь в один цвет, а территория нашей страны в несколько?
Запишем вывод 2 в тетрадь 3. Решить 3 задачу и ответить на вопрос КАКИЕ ИМЕННО природные зоны есть на территории России вам поможет индивидуальная карточка
Карта для индивидуальной работы Запиши ответы на вопросы, пользуясь учебником на с. 72-73 1. Сколько природных зон на территории России? _______________________ 2. Запиши название природной зоны, которая располагается на самом севере страны (Новосибирские острова и часть острова Новая Земля)_________________________________________________________ 3. Предположи по карте, в какой природной зоне расположена наша область?_________________________________________________ 4. Есть ли на территории России зона полупустынь и пустынь?______________
(Проверка выполнения задания фронтальная)
| Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Из-за этого природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.
Территория нашей страны огромна, ее протяженность с севера на юг велика, из-за этого природных зон на территории одного государства так много.
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Работа со словариком в учебнике
Знакомство с новым понятием
Работа с индивидуальной картой и учебником.
| Регулятивные:учить участвовать в постановке учебной задачи. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: слушать и понимать речь других
|
#1060;изкультминутка | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия - Упражнение «Ухо-нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук. - Упражнение «Круги»
Обопритесь на левую ногу и начните правой ногой чертить круги на полу по часовой стрелке. Правой рукой описываете круговые движения параллельно полу, но уже против часовой стрелки. Постарайтесь уловить движения и выполнять оба упражнения одновременно. |
|
Выполняют физкультминутку.
|
|
5. Закрепление новых знаний | Пользуясь опорными словами (слайд 9): территория, схожими, климат, почва, животные, растения, дайте определение природной зоне. Запишите вывод в тетрадь.
Из предложенных понятий выберите и запишите те, которые относятся к теме урока: солнце, Россия, с севера на юг, арктические пустыни, экологические проблемы, тундра. Составьте рассказ с выбранными словами. |
| Определение природной зоны
Выбор слов, относящихся к теме урока, составление рассказа |
|
6. Итог урока. Рефлексия | - Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. - Какие задачи мы ставили перед собой? - Достигли ли мы их? -В каком направлении идет смена природных зон? -Перечислите природные зоны нашей страны. Рефлексия, домашнее задание Если на уроке вам было понятно все, подойдите к зеленому конверту и возьмите оттуда лист с домашним заданием. Если было понятно почти все, но остались вопросы, возьмите лист из желтого конверта. Если у вас есть необходимость разобраться в материале еще раз, возьмите лист из красного конверта. | Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают задачи урока
| Подведение итогов. Проведение рефлексии. Отвечают на поставленные учителем вопросы. |
|