Технологическая карта урока окружающего мира «Природные зоны России», 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Долгих Марина Александровна

Технологическая карта урока будет полезна учителям 4 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающий мир

4 класс

Целевой блок

Тема:

«Природные зоны России»

Педагогическая цель:

Создать условия для открытия знаний о природных зонах России

Задачи:

-способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».

-воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

-бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты,

  • воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;

-знать и уметь называть основные природные зоны России;

-пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации.

Личностные:

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
  • формирование навыков культурного поведения при общении, ценностного отношение к природному миру

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять заданную учебную цель,
  • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные:

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

Школьник учится:

  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Инструментальный блок

Тип урока:

«Открытие» новых знаний

Учебно-методический комплекс:

Учебное пособие, ТСО

Образовательные ресурсы

Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Ч.1

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия:

Природные зоны

Организация пространства:

Класс

Действия обучающихся:

Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем.

Учащиеся выполняют задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Диагностика результатов урока:

Подведение итогов проделанной работе на уроке.

Домашнее задание:

Разноуровневое на карточках

План урока:

  1. Организация начала урока (1 мин)
  2. Актуализация знаний. (10 мин)
  3. «Открытие» новых знаний(19 мин)
  4. Физкультминутка (1 мин)
  5. Закрепление новых знаний (5 мин)
  6. Итог урока. Рефлексия (5 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Ответы обучающихся

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

#1054;рганизация начала урока

Мы начинаем урок окружающего мира. Приветствую вас, ребята! Надеюсь, наш урок будет интересным и плодотворным.

Приветствие учителя и учеников.

Проявление эмоциональной отзывчивости.

2. Актуализация знаний

Недавно я услышала слова пакистанского политика Зафара Мирзо, который сказал следующее: «Все чудеса – это всего лишь пробелы науки». Как вы понимаете эти слова?

Сегодня с точки зрения науки мы объясним еще одно чудо, с ним встречаются все путешественники, пересекающие нашу страну с севера на юг.

Итак, определяемся с темой урока.

Я предлагаю вам два задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите подсказку.

Задание 1. (использование платформы ). «Что мы уже знаем о России?»

1)На каком материке находится наша страна?

Австралия

Евразия

Антарктида

Северная Америка

2)Верно ли, что площадь России меньше площади Китая?

да

нет

3)Наша страна огромна. С запада на восток ее протяженность составляет почти 10000 км. А какова протяженность России с севера на юг?

7 км

4000 км

4 км

100 км

Первая подсказка – фонарик и глобус. Как вы думаете, что в данном случае символизирует включенный фонарик?

Предположите, какой может быть тема урока?

Подсказка №2. Задача. И верблюды, и медведи – на одной реке соседи**

Могучая сибирская река Енисей течёт с юга на север и разделяет Сибирь на Западную и Восточную (показывает на карте). Эта широкая и спокойная река – одна из самых длинных и полноводных рек не только России, но и всего мира. Её правый берег гористый, намного выше левого. Река течёт по равнине, проходит через тайгу и впадает в Северный Ледовитый океан. Удивительно, но на берегах этого водоёма можно встретить как белого медведя, так и верблюда. Как это возможно?

Предположите, какой же будет тема урока, глядя на иллюстрацию (слайд 5) и сопоставив все подсказки.

Запишем тему урока в тетрадь. Какими будут задачи урока?

Решить задачи урока нам поможет маршрут (вывешивается на доску)

  1. Научное объяснение чуда
  2. Почему так много?
  3. Какие именно?

Это Солнце и Земля

От южных гор Саяны до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны нашей страны. У его истоков обитают верблюды, а в устье при впадении Енисея в океан водятся белые медведи.

Изменение природы России с севера на юг (Природные зоны)

  1. Выяснить, что такое природные зоны
  2. Понять, почему происходит их смена с севера на юг
  3. Узнать, какие именно природные зоны есть на территории нашей страны.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают высказывание. Анализируют его.

Отвечают на вопросы интерактивного задания

Определение темы урока. Цели и задач урока.

Составление маршрута урока

Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

#1054;ткрытие «Новых знаний»

1. Попробуем объяснить с научной точки зрения такие кардинальные отличия в природе России на севере и на юге. В этом вам поможет рабочий лист 1. Это задание вы будете выполнять в группах. Вам нужно внимательно прочитать информационную часть листа и внести изменения в предложенную ниже схему (дополнить ее).

Запишем вывод 1 в тетрадь

Продемонстрируйте с помощью фонарика и глобуса неравномерное распределение солнечных лучей по территории России

2. Сравните на карте природных зон мира две страны – Данию и Россию (слайд 7). Почему территория Дании окрашена лишь в один цвет, а территория нашей страны в несколько?

Запишем вывод 2 в тетрадь

3. Решить 3 задачу и ответить на вопрос КАКИЕ ИМЕННО природные зоны есть на территории России вам поможет индивидуальная карточка

Карта для индивидуальной работы

Запиши ответы на вопросы, пользуясь учебником на с. 72-73

1. Сколько природных зон на территории России? _______________________

2. Запиши название природной зоны, которая располагается на самом севере страны (Новосибирские острова и часть острова Новая Земля)_________________________________________________________

3. Предположи по карте, в какой природной зоне расположена наша область?_________________________________________________

4. Есть ли на территории России зона полупустынь и пустынь?______________

(Проверка выполнения задания фронтальная)

Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Из-за этого природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

Территория нашей страны огромна, ее протяженность с севера на юг велика, из-за этого природных зон на территории одного государства так много.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работа со словариком в учебнике

Знакомство с новым понятием

Работа с индивидуальной картой и учебником.

Регулятивные:учить участвовать в постановке учебной задачи.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

#1060;изкультминутка

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

  1. Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

  1. Упражнение «Круги»

Обопритесь на левую ногу и начните правой ногой чертить круги на полу по часовой стрелке.

Правой рукой описываете круговые движения параллельно полу, но уже против часовой стрелки.

Постарайтесь уловить движения и выполнять оба упражнения одновременно.

Выполняют физкультминутку.

5. Закрепление новых знаний

Пользуясь опорными словами (слайд 9): территория, схожими, климат, почва, животные, растения, дайте определение природной зоне. Запишите вывод в тетрадь.

Из предложенных понятий выберите и запишите те, которые относятся к теме урока: солнце, Россия, с севера на юг, арктические пустыни, экологические проблемы, тундра. Составьте рассказ с выбранными словами.

Определение природной зоны

Выбор слов, относящихся к теме урока, составление рассказа

6. Итог урока. Рефлексия

- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы их?

-В каком направлении идет смена природных зон?

-Перечислите природные зоны нашей страны.

Рефлексия, домашнее задание

Если на уроке вам было понятно все, подойдите к зеленому конверту и возьмите оттуда лист с домашним заданием. Если было понятно почти все, но остались вопросы, возьмите лист из желтого конверта. Если у вас есть необходимость разобраться в материале еще раз, возьмите лист из красного конверта.

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают задачи урока

Подведение итогов. Проведение рефлексии. Отвечают на поставленные учителем вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Природная зона "Степь"

Урок позволяет сформировать представление у обучающихся о степи....

технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме Природные богатства и труд людей

урок окружающего мира 3 класс Припродные богатства и труд людей...

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Природные зоны России. Обобщение".

Урок обобщения изученного материала по теме "Природные зоны России" проводится в форме проектной деятельности учащихся....