Лаборатория юных исследователей
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)

Малинина Ольга Владимировна

Внекслассное занятие в 4 классе по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya.docx28.94 КБ
Файл laboratoriya_yunyh_issledovateley.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Бирюсинска

«Лаборатория юных исследователей»

(занятие в 4Б классе)

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                     Малинина О.В.,

                                                                                                     учитель

                                                                                                     начальных классов

г. Бирюсинск, 2023

Цель – создать условия для формирования умений и навыков проведения  исследовательской работы.

Задачи:

 проведение несложных наблюдений и опытов с использованием лабораторного оборудования, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать сообщения и выводы на основании полученных результатов;

формирование умения работать в группах, распределять роли и обязанности между участниками группы;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство взаимопомощи.

Ожидаемые результаты: умеют выделять существенные признаки предметов, обобщать, делать несложные выводы.

Раздаточный материал: к каждому опыту (листы бумаги, надрезанные листы, тарелка, монета, вода окрашенная, стакан, спички, бумажки для поджигания, стеклянная бутылка, яйцо, доска с гвоздями, воздушные шарики)

Ход мероприятия:

I. Приветствие. Введение в тему.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята!

- Сегодня предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только вы, ребята, ждёте с особым нетерпением, т.к. смотрите на мир совершенно иначе, чем взрослые. Почему? Да потому, что все дети (и вы не исключение) – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – ваша любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом становится слово «почему?» - Итак, добро пожаловать в Лабораторию юных исследователей.

- Ребята, кто скажет, что такое лаборатория? (оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д).

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

- Какую цель поставим?

- Предлагаю вам побыть сегодня лаборантами. В лаборатории всегда тихо и чисто. Прочитайте, как нужно вести себя в лаборатории.

I. Совместное проведение исследований.

- Итак , начнём работу!

Опыт №1 «Дырка в ладони»

Понадобится: лист бумаги

Ход эксперимента.

1) Сворачиваем лист бумаги в длинную трубку.

2) Берём её в правую руку, подносим к правому глазу и смотрим обоими глазами в определённую точку.

3) Прикрываем левый глаз левой рукой, тыльной стороной ладони и отводим руку немного вперёд, как- будто говорим кому-то «Стоп!». При этом касаемся трубки краешком ладони.

Что произойдёт?

Будет казаться, что в левой руке дыра, через которую можно смотреть.

Научное объяснение.

 Человеческий глаз воспринимает изображение. Поскольку глаза два, то видим мы два изображения. А мозг соединяет их в одно. В начале эксперимента левый глаз видел всё вокруг, как обычно, а правый – через трубку. Изображение получилось круглое, как будто мы смотрели в дыру. А когда закрыли ладонью левый глаз, мозг объединил два изображения в одно, т.е. перенёс изображение дырки на левую руку. Благодаря тому, что мозг объединяет два изображения - зрение у нас объёмное. Оно позволяет определить, какие предметы расположены ближе, а какие – дальше.
Опыт №2 «Надорванная полоска».

Понадобится: полоска бумаги с ладонь длиной и в палец шириной. Надорванная полоска. Из книги «Занимательные задачи и опыты». Яков Исидорович Перельман. Большая книга занимательных наук. Большая книга занимательных наук.

- Вот передо мной полоска бумаги. Вы видите, она надрезана в двух местах.

Ход эксперимента.

- Возьмите полоску двумя руками за концы, вот так (показываю). Скажите, ребята, если быстро дернуть за концы, на сколько частей разорвется полоска? (Ребята обычно отвечают: на три). Давайте попробуем! Дергай! Полоска разорвалась на две части. А как разорвать ее на три части с одного раза? Возьми вторую бумажку. Попробуй потянуть за концы медленно, может быть, получится. Опять на две! Берется ли кто-нибудь разорвать полоску на три части?

Вот так, ребята, на три части никому разорвать не удается. Даже если надрезы кажутся совсем-совсем одинаковыми, все равно один из них хоть на сколько-нибудь больше другого, а «Где тонко, там и рвется», говорит русская пословица.

Вы, вероятно, с удовлетворением узнаете, что, проделывая этот пустячный опыт, вы побывали в области серьезной и важной для техники науки, которая называется «сопротивление материалов».

Опыт №3 «Взять монету, не замочив рук»

Понадобится: тарелка, монета, окрашенная вода, стакан, спички, бумажка.

Ход эксперимента.

На плоскую тарелку положим монету. Нальём воды, чтобы она слегка покрыла монету. Как достать монету, не замочив рук? Монету можно брать только руками, а тарелку поднимать со стола нельзя!

Надо зажечь бумажку и бросить её в стакан. Затем быстро поставить стакан дном вверх на тарелку около монеты. Бумажка погаснет, а под стакан соберётся вся вода из тарелки. Монета останется на тарелке и через некоторое время, когда она обсохнет, её можно взять, не замочив пальцев.

Что же заставило воду собраться в стакане? Всё просто – это атмосферное давление! Когда бумага горела в стакане, давление воздуха в нем возросло, и часть газа вышла наружу. Когда мы перевернули стакан, бумажка погасла, и воздух вновь остыл. Его давление ослабло, и под стакан зашла вода, которую туда загнал наружный воздух.

По такому принципу работает шприц. При движении поршня вверх, внутри него (шприца) образуется сильно разреженное (не заполненое ничем) пространство - т. е. давление внутри шприца становится гораздо меньше, чем снаружи, меньше атмосферного. Поэтому жидкость (например в медицинской ампуле) находясь под бОльшим давлением атмосферы стремиться занять свободное место - набирается в шприц..

Опыт№4 «Яйцо в бутылке»

Можно ли протолкнуть в бутылку яйцо, не повредив его? Давайте узнаем!

Понадобится: Стеклянная бутылка с не очень узким горлышком, варёное яйцо, спички, бумага.

Ход эксперимента.

Очищаем яйцо от скорлупы. Убедимся, что оно не может пролезть в бутылку из-за своего размера. Свернём бумажку трубочкой, подожжем и протолкнём в бутылку. Поставим бутылку вертикально и на её горлышко поместим яйцо. Оно буквально вползёт в бутылку без посторонней помощи.

Научное объяснение. Открытому огню очень нужен воздух. Только вступая в реакцию с кислородом, может происходить процесс горения. Когда помещаем яйцо на горлышко бутылки, то перекрываем приток кислорода внутрь неё.

Огонь забирает весь оставшийся кислород, и в результате этого внутри бутылки оказывается пониженное атмосферное давление. Давление снаружи бутылки аккуратно и неумолимо проталкивает яйцо внутрь.

Опыт №5 «Шарик –йог»

Опыт требует присутствия взрослого.

Понадобится: доска с гвоздями, два воздушных шарика.

Почему один гвоздь легко проткнёт воздушный шар, а целая горсть гвоздей не в состоянии проколоть такой же шарик без сильного давления?

Ход эксперимента.

Если мы прикоснёмся гвоздём к шарику,  и не будем давить, то шарик не лопнет. Но стоит нам приложить небольшое усилие — шарик лопнет. А если мы приложим шарик к множеству гвоздей, то, чтобы шарик лопнул, нам потребуется приложить гораздо большее усилие, так как оно распределится уже не на один гвоздь, а на множество. Именно поэтому индийские йоги могут спать на гвоздях и ходить по стёклам. А все дело в площади опоры! Чем больше гвоздей, тем больше точек опоры для тела (т.е. больше площадь поверхности, на которую тело опирается). И вся сила распределяется по всем гвоздям так, что на отдельно взятый гвоздь приходится слишком мало силы для прокола шарика.

Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут? (Слайд)

II. Предлагаем вашему вниманию опыты и эксперименты, которые проводили ребята дома.

Итог урока. Рефлексия.

- Считаю, что такие занятия, помогут учащимся в будущем, ведь недаром говорят: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». (Древняя китайская мудрость.)

- Опыты у детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Большинство занимательных опытов совершенно безопасны, но в тоже время очень познавательны и красивы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лаборатория юных исследователей»

Слайд 3

При движении поршня вверх, внутри шприца образуется сильно разреженное (не заполненное ничем) пространство – т.е. давление внутри шприца становится гораздо меньше, чем снаружи, меньше атмосферного. Поэтому жидкость (например, в медицинской ампуле) находясь под бОльшим давлением атмосферы стремиться занять свободное место - набирается в шприц.

Слайд 6

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось… Расскажу дома, что … Раньше я не знал о… Теперь я знаю…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Кружок "Юный исследователь" для младших школьников

Мною разработана программа кружка «Юный исследователь». Содержание кружка представляет собой систему  3 учебных модулей:1 модуль - исследовательская деятельность, 2 модуль - проектная деятельност...

Рабочая программа по курсу "Лаборатория юных здоровячков" 1-4 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 1-4 классов. В соответсвии с ФГОС....

«Извержение вулкана» Номинация «Лаборатория юных химиков» Коллективный, краткосрочный проект

Творческий проект. Тема: «Извержение вулкана» (для детей старшей группы).Цель: Сформировать представление детей о вулканах.Задачи:1. Содействие формированию картины мира, представлени...

Лаборатория юных исследователей

Внеклассное мероприятие для начальной школы....

Уроки здоровья в начальной школе. Лаборатория юных здоровячков.

Много лет я работаю над проблемой: «Повышение качества знаний обучаемых в процессе внедрения ИКТ и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе». Вижу цель св...

Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."

АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...