Кружок "Юный исследователь" для младших школьников
материал (1,2,3,4 класс) по теме

Эглитис Людмила Павловна

Мною разработана программа кружка «Юный исследователь». Содержание кружка представляет собой систему  3 учебных модулей:1 модуль - исследовательская деятельность, 2 модуль - проектная деятельность, 3 модуль - художественная деятельность. Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно – воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Юный исследователь» в начальных классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_issledovatel.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Юный исследователь» для младших школьников

Главное отличие нового ФГОС – ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

В основу стандарта заложен системно – деятельностный подход. Поэтому основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основные акценты нового стандарта:

Чему учить? (обновление содержание)

Ради чего учить? (ценности образования)

Как учить? (обновление средств обучение).

        Как научить ученика универсальным учебным действиям,  научить учиться, т.е. сформировать способность у ученика к саморазвитию и самосовершенствованию (ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности)? Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы? Эти вопросы актуальны для современной начальной школы. Совсем несложно заметить, что если ребенка не учить тому, как вести исследовательский поиск, специально не развивать его исследовательские способности, то взяться им будет просто неоткуда. Организация проектной деятельности  - обязательное условие для решения основной задачи по реализации нового ФГОС. Именно проектная, исследовательская  деятельность  способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы.  В задачах нового стандарта читаем «…знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах…) В программе духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся опять отражена проектная деятельность (содержание 4 раздела представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности).

        Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка,  их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.  Экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей.

        Исследовательская деятельность позволяет детям, замкнутым, неуверенным в своих возможностях, c низкой самооценкой,  включиться в познание окружающего мира, высказать свое мнение.

Велика роль исследовательской деятельности, как в общем развитии школьника, так и в индивидуальном.  Она  дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.  Исследование как метод обучения может и должно быть использовано практически на каждом уроке. Но прежде чем полноценно работать на уроках, необходимо обучить учащихся специальным исследовательским умениям.

Мною разработана программа кружка «Я познаю мир».  Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно – воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:

  1. достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»;
  2. решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;
  3. постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;
  4. использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.

Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему  3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями. Работа с модулями направлена на развитие индивидуальных способностей младших школьников и профилактику асоциального поведения (см. рис 1.).

Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.

Рисунок 1

        

Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Художественная деятельность

Я познаю мир

Задачи кружка:

 - организовать образовательный  процесс  на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;

Ожидаемый результат:

Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими  умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.

Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы (см. таб. 1).

Таблица 1

Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»

Технологии

Методы

Формы

Проектная технология

Метод проектов

Индивидуальные, парные, групповые и коллективные

Технология сотрудничества

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Активные формы:  учебная игра, беседы, кукольный театр, заочные экскурсии, путешествия, соревнования  и  др.

Технология поддержки

Методы стимулирования и мотивации

Индивидуальные консультации

Личностно-ориентированные

Методы контроля и самоконтроля

Индивидуальные беседы, тестирование

Информационно-коммуникационные

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Устные и письменные

1 модуль – «Исследовательская  деятельность»  (24ч/з.ед.)

Одним из 3 модулей является «Исследовательская деятельность», который помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд  исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Задачи: уточнить и скорректировать детские представления об исследовании; обучить специальным умениям и навыкам исследовательского поиска; сформировать умения самостоятельно выражать мысли, оформляя их в связную речь при защите творческих работ.

        Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. На 1 этапе проводятся фронтальные тренировочные занятия, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, какими могут быть темы, цель, задачи, гипотеза исследования, как составить план работы, какие использовать методы исследования, как подготовиться к защите работы,  оформить  и   защитить свою исследовательскую работу. На 3 этапе ведется индивидуальная работа по организации исследований, 4этап - конкурс исследовательских работ.

        Исследовательская деятельность не может быть замкнута в рамках урока. Поэтому необходимо ее расширить во внеурочной работе.        

        Так как интересы учащихся разные, разнообразна и тематика исследовательских работ: « Мои права и обязанности», «Государственный флаг РФ – главный символ нашей страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Животные в истории нашей семьи» и др.

2 модуль – «Проектная деятельность» (22 ч./з. ед.)

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле. Если ребенка с детства приучить заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. В программе представлено 3 этапа: подготовительный –   получение теоретических знаний, исполнительный – разработка проектов (коллективных и индивидуальных),  итоговый – защита проектов (см.прил.4).

Цель: познакомить учащихся с  технологией выполнения экологических проектов.

Задачи: изучить теоретические основы выполнения экологических проектов, этапы их выполнения; обосновать значимость практической работы; развить коммуникативные навыки, креативность, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

         Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними отдаленные задачи. Поэтому, тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?

Эта работа позволяет учащимся общаться с окружающим миром:

  1. беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  2. приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
  3. совершают учебные экскурсии по родному краю;
  4. посещают музеи и другие учреждения культуры;
  5. выполняют практические дела (конкретную природоохранную деятельность);
  6. сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
  7.  учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей, сотрудников районной библиотеки).

На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в экологических конкурсах и олимпиадах (см. приложение 6). Ученики уходят из начальной школы, а проекты живут:

  1. 4 года сажаем цветы на клумбах в детском парке нашего поселка, выращивая дома цветочную  рассаду;
  2. 3 года выращивали  из желудей дубки, чтобы высадить дубовую аллею, тем самым сохранить историческое название нашего поселка Дубровка(см.презентацию «Экологические проекты).

3 модуль – «Художественная деятельность» (22 ч./з. ед.)

        Творчество – источник доброты, истины и красоты. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества не закрывался перед ребенком классной дверью.  Развивать творческие способности детей – это потребность жизни.         Большую роль в развитии творческих способностей детей играют творческие наклонности учителя. Используя свои способности, я организовала работу  изостудии. Программа представлена 3 разделами: 1 – изображение на плоскости, 2 – прикладное искусство, 3 – эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства (см. прил.5).

Цель: гармоничное развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям.

Задачи: развитие активного эстетического отношения к жизни  и искусству, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно–творческой деятельности; формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.

Критерии эффективности занятия детей в кружке:

  1. активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;
  2. сформированность мотива предстоящей деятельности;
  3. использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;
  4. самостоятельность ученика.

Результаты учебно-воспитательной работы с детьми через кружок «Я познаю мир»

 Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:

  1. сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;
  2. преобладание знаний о способах познания окружающего мира;
  3. наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал.

Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно – исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий.

Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя  роль -  помочь  ученикам обнару живать чудеса в окружающем нас мире.  Мы их на ходим — в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопро сы. Занятие  всегда на чинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Под бодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу – главное правило на занятиях. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.

Приложение 1

Достижения учащихся по результатам изучения трех модулей кружка «Я познаю мир»

1 модуль «Исследовательская деятельность» (24ч/з.ед.)

             2 модуль

«Проектная деятельность»

 (22 ч/з.ед.)

3 модуль

«Художественная деятельность»

 (22 ч./з.ед.)

  1. Тимохина Екатерина,  Аксёнова Евгения -  победители в номинации «За практический выход исследования» Всероссийского конкурса исследовательских работ  младших школьников «Я – исследователь» (очный тур проходил в г. Москве), 2006 г. Результатом  исследования стала книжка – малышка «Мои права, записанные в Конституции РФ», иллюстрированная рисунками,  «Словарь юного правоведа». Эти книги переданы  в районную детскую библиотеку и школьную для оказания практической помощи учащимся младших классов в изучении темы «Мои права и обязанности».
  2. Лузин Артем – победитель областного конкурса на знание государственных символов России в номинации «Исследовательские работы», 2009 г.;
  3. победитель  Всероссийского конкурса на знание государственных символов России в номинации «Исследовательские работы», 2010г.;
  4. победитель Всероссийского конкурса исследовательских работ «Любимый праздник – Новый год», 2011г.;
  5. участник Всероссийского конкурса «Я исследую мир», 2011г.

  1. Зайцев Иван – I место в 7 Всероссийской олимпиаде «Созвездие» в номинации «Наш общий дом – Земля», 2006 г. (на очном туре в г. Королеве защищал экологический проект «Подарим жизнь комнатным растениям»);
  2. Зайцев Иван – II место в 8 Всероссийской олимпиаде «Созвездие» в номинации «Наш общий дом – Земля», 2007г. (на очном туре в г. Королеве защищал экологический проект «Островки радости»);
  3. коллективная работа «Мы – юные тимуровцы!»  - II место в I Всероссийском конкурсе «Гайдар. Время. Мы»
  4. Гавриленко Александр – I место в областных экологических чтениях, экологический проект «Его величество – дуб», 2010 г.;
  5. финалист Всероссийского конкурса «Первые шаги», экологическая работа «Создадим дубовый питомник»,
  6. II место во Всероссийских краеведческих чтениях, работа «Возродим дубовую рощу», 2011г. (очный тур проходил в Москве)

  1. Мамичева Ирина – победитель Всероссийского конкурса «Моя Родина» по Брянской области, II  место во Всероссийском конкурсе «Попрыгунья стрекоза» по Брянской области, участница Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
  2. Ливахов Кирилл – II место во Всероссийском конкурсе «Моя Родина» по Брянской области, победитель областного конкурса «Моя мечта».
  3. Никитин Вячеслав и Лузин Артем – участники Всероссийской олимпиады «Созвездие» в номинации «прикладное искусство».
  4. Лузин Артем – лауреат областного конкурса рисунков, II место в областной выставке
  5. Гавриленко Александр - лауреат областного конкурса рисунков.
  6. Харитоненкова Ан.,  Ливахов К., Мамичева Ир., Овчинникова П. – III место в областной выставке.
  7. Овчинникова П., Воронин Н., Лузин А., Гритченко В. – участники Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
  8. Гусева А. – лауреат областного конкурса рисунков «Милиция и дети» в 2009 г.
  9. Каждый из членов кружка – победители школьных и районных конкурсов рисунков и выставок творческих работ.
  10. Младшая и старшая группа изостудии – лауреаты районной выставки детского творчества

Три  ученика в числе одаренных детей Брянщины являются получателями именных стипендий администрации Брянской области и областной Думы: в 2008году – Зайцев Иван, в 2010 году – Гавриленко Александр, в 2011году – Лузин        Артем.


                                                                                Приложение 2

Тематическое содержание 1 модуля «Исследовательская деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

1 этап

Игры – исследования с младшими школьниками. Тренировочные занятия  

( фронтальные). Цель: познакомить с «техникой проведения исследований».

5 часов

2 этап

Коллективные и самостоятельные исследования.

1.Как выбрать тему исследования.

 2.Какими могут быть темы исследований.

 3.Цель и задачи исследования.

4.Гипотеза исследования.

 5.Как составить план работы.

 6.Методы исследования.

 7.Подготовка к защите исследовательской работы.

 8.Подготовка к защите исследовательской работы.

 9.Оформление работы.

 10. Защита своей работы.

10 часов

3этап

Индивидуальная работа по организации исследований.

7 часов

4 этап

Конкурс исследовательских работ.

2 часа


Приложение 3

Тематическое содержание 2 модуля «Проектная деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

1 этап

подготовительный

Теоретические основы: экология; влияние человека на окружающую природу; экологические катастрофы; защита окружающей среды.

4 часа

  1. этап

исполнительный

Разработка проектов

1. Что такое проект?

2. Основные этапы выполнения проекта:

- целеполагание (определить наиболее актуальную и в тоже время посильную задачу)

- разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели).

- выполнение проекта (конкретное практическое дело)

- итог работы (описание проекта)

10 часов

3этап

Индивидуальная работа по выполнению  проекта.

6 часов

4 этап

итоговый

Защита проектов.

2 часа


Приложение 4

Тематическое содержание  3 модуля «Художественная деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

Раздел 1

 Изображение на плоскости

  1. Освоение изобразительной поверхности и знакомство с элементами композиции.
  2. Линия, форма, пропорции и строение предметов.
  3. Знания и умения в области цвета.
  4. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.

8 часов

Раздел 2

Прикладное искусство

  1. Композиционная деятельность (композиционный поиск в целях наибольшей выразительности).
  2. Форма и пропорции (понятие об основной форме предмета, ее характерных особенностях)
  3. Цвет.

8 часов

Раздел 3

Эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства

  1. Восприятие искусства (знакомство с произведениями искусства, представление о работе художника – живописца, компьютерная презентация, книжная иллюстрация).
  2. Эстетическое восприятие действительности (быстрые наброски по памяти на основе впечатлений  от увиденного: «Косые струи дождя», «Радуга» и др.   Разные настроения природы).

4 часа

  1. Индивидуальная работа по оформлению рисунков
  2. Выставка работ

2 часа