Исследовательская работа "Хлеб - всему голова" 1 класс
проект по окружающему миру (1 класс)

Исследовательская работа "Хлеб - всему голова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_hleb_-_vsemu_golova_1_klass.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Хлеб – всему голова»

Автор: Саранцев Родион Антонович,    

Учащийся 1 «В» класса

МОУ «СОШ №94»

Руководитель: Поминова Н.В

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.  Я выбрал хлеб. Хлеб есть на каждом столе, в каждом доме. Как говорит русская народная пословица: Хлеб – всему голова! Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

 Проблема исследования. Мне стало интересно, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет, почему хлеб такой воздушный и вкусный

Цель: провести исследование всего пути хлеба от зернышка до золотистой булки; попробовать самому испечь хлеб.

Задачи исследования:

1. Изучить историю хлеба, происхождение и мифологическое значение его названия;

2. Узнать пищевую ценность хлеба;

3. Получить представление о том, как хлеб приходит на наш стол.

3. Провести исследование «Откуда в хлебе столько дырочек?»

4. Провести анкетирование среди учащихся 1 «В» класса

Гипотеза исследования: Если я и мои друзья узнаем, что есть хлеб для человека, его путь на стол, то мы будем бережнее относиться к хлебу, больше ценить труд хлебороба, у нас появится желание связать свою жизнь с профессией, связанной с хлебом.

Объект исследования: хлеб и путь его на стол человека.

Предмет исследования: значение хлеба для жизни человека, отношение людей к хлебу.

Вступление

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Поэтому я решила изучить интересующие меня вопросы о хлебе и обратить внимание на отношение своих одноклассников к хлебу.

Я изучил различную информацию в книгах и Интернет, побывал на экскурсиях в пекарнях, музее, научился печь хлеб.

Основная  часть

История хлеба.

Русские люди гораздо позже узнали рожь, чем пшеницу. На полях рожь «поселилась» в посевах культурной пшеницы как сорняк. Но крестьянин заметил удивительную способность ржи выдерживать холода и непогоду. Когда погибал урожай пшеницы, рожь спасала от голода. С 11 века на Руси ели в основном ржаной хлеб.

К 19 веку на юге и юго – востоке нашей страны посевы пшеницы постепенно вытеснили рожь. Ржано-пшеничный (серый) или пшеничный (белый) хлеб стал чаще употребляться людьми. Мы сейчас чаще выбираем эти виды хлеба.

Чем полезен хлеб? Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ – фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления.

Во время Великой Отечественной войны обеспечение хлебом фронта и тыла стало колоссальным трудом. Хлеб выпекали на хлебозаводах и пекарнях. При затруднение подвоза продовольствия на фронт, хлеб выпекали в жаровых напольных печах, которые самостоятельно делали из кирпичей и глины, порой прямо под обстрелами. Ну, а в состав фронтового хлеба, помимо ржаной муки, входили свекольный жмых, солод, отруби, и даже иногда опилки. В тылу ситуация была ещё хуже, основной запас зерна отправлялся на фронт, и хлеб по сути делали из того, что было, например, картофель, отруби, крапиву, лебеду и прочие не очень съедобные травы.

В Ленинградскую блокаду между жизнью и хлебом стоял знак равенства. В день выдавалось всего лишь по 250 граммов для рабочих и 125 граммов для остальных. И этот малюсенький кусочек помог многим выжить.

Как хлеб приходит к нам на стол?

В сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный. Для того, чтобы узнать, как выращивают хлеб, я обратилась к своему дедушке, который и рассказал мне об этом. Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Делается это для того, чтобы взрыхлить землю, освободить ее от сорняков. Еще землю боронят, чтобы не было комочков. Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки колхозники насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они прозимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Ну, вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

    Саратовский калач считается самым вкусным хлебом в России. Наш калач можно сплющить до размеров лепешки, затем он восстановит свою прежнюю форму, а еще он долго не черствеет. Известно, что в царские времена в Санкт-Петербург по железной дороге ежедневно отправлялось по два калача для императорской семьи. Саратовский калач выпекается и сейчас, его дарят как сувенир на праздники, свадьбы, дни рождения.

   В 2017 году в Саратове установили скульптуру, при входе в аграрную академию, которая называется «Хлеб – всему голова». Этот памятник является символом хлебородного 2017 года в Саратовской области, когда удалось собрать 20 тыс тонн зерна. В центре скульптуры мы видим сноп пшеницы, перевязанный лентой с надписью «Хлеб-всему голова».  Сверху на колосьях расположен саратовский калач. Сноп окружают комбайнер, юный студент аграрного вуза, женщина-колхозница и ее дочь-подросток.

    Мама мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали. Мне стало интересно. Как это сами? И вот с подсказкой мамы мы решили испечь хлеб в домашних условиях.

    Я понял, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. А если еще учесть, что его нужно вырастить из маленького зернышка, поухаживать за посевом. Вот поэтому надо ценить каждую крошку хлеба!

   

Заключение

Проведенное исследование открыло для меня много нового. Я узнал, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. В каждую булку хлеба вложен труд людей 120 профессий. Узнала, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнал, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Я понял, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.

   Таким образом, я сумел достичь цели исследования и смог узнать о значении хлеба в жизни человека. Данная работа помогла понять всю ценность хлеба. Теперь я буду еще больше дорожить хлебом и буду учить этому своих друзей и может быть, став взрослыми мы свяжем свою жизнь с профессией имеющей отношение к хлебу. Своей работой я обязательно поделюсь с ребятами.

Закончить своё выступление хочу словами:

Не напрасно народ,
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет,
Самой первой святыней.
Золотые слова,
Забывать мы не вправе: 
"Хлеб всему голова!"

Библиографический список

https://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.

https://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб. История

https://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

https://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь

https://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства

https://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб

https://mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»

https://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов

https://bayun.ru/dia/Otkuda_hleb_prishel.html Баюн

https://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны

https://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб

https://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе

https://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

Внеклассное мероприятие «Мы школьниками стали!» ИГРА – ВИКТОРИНА «ВСЕ ОБО ВСЕМ» 1 класс.

ИГРА – ВИКТОРИНА «ВСЕ ОБО ВСЕМ»  1 класс.Цели и задачи. Закреплять, расширять и углублять знания учащихся, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, воспитывать любовь к родному языку...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Классный час, тема: «Все обо всем», 3 класс

Классный час, тема: «Все обо всем», 3 класс...

Исследовательская работа ученицы 3 класса "Растения нашего класса: польза или вред"

Исследовательская работа ученицы 3 класса "Растения нашего класса: польза или вред"...

Адаптированная рабочая программа по метапредметному курсу « Все обо всем» 2 класса

Пояснительная запискаСтатус документаАдаптированная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ду­хов...