Технологическая карта урока окружающего мира "Зимняя жизнь птиц и зверей", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хочева Ольга Валерьевна

Технологическая карта урока окружающего мира  по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей" , УМК "Перспектива", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_zhizn_ptits_i_zverey.docx236.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающий мир, 2 класс

Учитель начальных классов Хочева О.В.

МОБУ “СОШ 9”, г. Минусинск

Тема:

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель

1.Используя различные приемы (табл. Схемы, тексты) работы с информационными моделями, смоделировать ситуацию  о жизни птиц и зверей в зимнем лесу.

1.Научить различать группы животных,показать способы их приспособления к зимним условиям;

2.Воспитывать бережное отношение к природе и формировать желание помогать животным пережить зиму;

3 .Способствовать развитию логических операций (анализ, синтез, сравнение),

 вниманию, наблюдательности, интересу к предмету, культуры общения (уметь слушать и слышать других).

Ожидаемый результат

УУД

Узнавать птиц и зверей по описанию,живущих в зимнем лесу;

знать о зимнем образе жизни зверей и птиц,о способах их приспособления к зимним условиям;извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы;

Личностные:  осозновать важность оказания помощи птицам ,чтобы они могли пережить зиму.

Регулятивные: анализируя работу в паре,  давать адекватную оценку деятельности 

Познавательные:  определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других,высказывать свою точку зрения, уметь работать в паре .

Организация пространства .

Межпредметная

Формы работы

         Ресурсы

Окружающий мир,русский язык.

Фронтальная, в парах,

индивидуальная, самостоятельная работа.

“Окружающий мир”А.А. Плешаков,М.Ю.Новицкая,учебник для

2класса,2 часть ,музыкальная заставка,кормушка, презентация, карточки с заданиями, компьютер,мультимедийный проектор,

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организацион-ный момент.

 

-Здравствуйте,дети! Меня зовут Ольга Валерьевна и сегодня вы поработаете со мной на уроке окружающего мира.

(Приветствие детей)

II.Актуализация знаний.

5

Слайд 1. Лес, звучит музыка (завывание ветра, метель)

- Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено?

- Кого вы видите в этом лесу?

- Что вы слышите?

- Значит, в лесу зимой никого нет?

- Вы согласны со мной?

- Значит, зимой в лесу остаются какие-то птицы, звери.

Ответы детей

-Никого

-это перелетные птицы

-нет (есть птицы, которые остаются зимовать)

-звери

III.Формулировка темы и постановка учебной задачи.

3-5

-Мы сейчас говорили про зимний лес, про зверей и птиц. А вы догадались,какая будет тема урока?

-Правильно,сегодня мы с вами познакомимся с зимней жизнью птиц и зверей.

Слайд 2. Тема “Зимняя жизнь птиц и зверей”

Задачи:

-Что мы должны изучить на уроке?

-А поможет нам картинка зимнего леса и мы попробуем ее оживить.

-да,о птицах и зверях зимой

-Узнать про зимующих птиц и как зимуют разные звери

IV.Работа над новым материалом.

10

Слайд 3. Иллюстрации зимующих и перелетных птиц

  • Назовите птиц, которых вы узнали ?
  • На какие группы можно разделить этих птиц?
  • Распределите на группы.

Дятел, королёк, синица, скворец, ласточка, журавль

-Какие птицы вам не знакомы?

Слайд 4 . Королёк

-Королёк –зимующая,  птичка певчая. Она очень мала в размерах, в длину 8-10 см, вес составляет – до 10 граммов. На голове у него корона. Конечно, не настоящая. Это всего лишь яркие перышки.

- Почему эту птичку назвали королёк?

  • Картинки птиц

  • Поделить на перелетных и зимующих птиц
  1. Перелетные:скворец, ласточка, журавль
  2. Зимующие:  дятел, королёк, синица.

  • На голове яркие перышки, похожие на корону.

1.Работа с учебником.

7

- Откройте,пожалуйста, 32 и 33  страницы нашего учебника. Посмотрите на иллюстрации и скажите, каких птиц мы еще не называли.

- Можно ли по названию птицы определить стиль ее поведения?

 

  • А что можете сказать о клесте?

Карточка № 1 Прочитайте текст “Клёст” на стр.33 и заполните таблицу

Слайд 5. Таблица “Клёст”

Клюв

Питается

Выводят птенцов

Слайд 6. ПРОВЕРКА

Клюв

Питается

Выводят птенцов

Как изогнутые клещи

Семенами шишек

Зимой

- У нас первый этап оживления леса. Выберите птиц, которые останутся зимовать в нашем лесу (клёст, поползень, королёк, ласточка, журавль...). Поместите их на картинку.

-Почему птицам страшна зима?

- Давайте вспомним, чем питаются птицы летом?

-А чем же питаются зимой?

-Этого корма им достаточно?

- А что же тогда делать?

(показываю кормушку)

-Давайте и в наш лес повесим кормушку.

-А какую еду положите в кормушку?

-Но не со всеми ответами согласится ученый - орнитолог.

-А вы знаете, кто это?

  •  это человек, который изучает птиц.Сегодня он дал вам советы, как кормить птиц.

Слайд 7. Советы орнитолога

  • Прочитаем: “Если начали кормить птиц – не забывайте следить за кормушкой. Каждый день нужно насыпать корм. Солёная и копчёная пища, ржаной хлеб и жареные семечки для них вредны.”

- Что же нельзя давать птицам?

- Поползень, пищуха, клёст

-1 ученик читает

  • Поползень – от слова “ползать”, он ползает по стволу дерева вверх и вниз, ни одна птица так не умееет делать.
  • Пищуха – она все время тихонько попискивает.

-----

  • Проверим, что у вас получилось.

Клюв

Питается

Выводят птенцов

Как изогнутые клещи

Семенами шишек

Зимой

-Голод

-Ягоды, семена, жучки, червячки, травка...

- Нет.

-Вешать кормушки, подкармливать птиц.

  • Солёная и копчёная пища, ржаной хлеб и жареные семечки.

V. Физкультминутка

3

-Поиграем.

- Встаньте , пожалуйста.

-Каждый из кормушки вытащит карточку с названием пищи и подумает, полезная она для птиц или нет.(подхожу к каждому ученику)

- А теперь, у кого карточки с полезной пищей – вы попрыгайте  тихонечко. Спасибо.

- У кого карточки с вредной пищей – вы сделайте наклоны головы.

- А теперь все вместе помашем руками. Садимся.

(белый хлеб, ржаной хлеб, семечки, жареные семечки, сало, солёное сало, ягоды, копчёная колбаса...)

2.Работа по теме урока.

15

- Мы с вами познакомились с птицами, которые остаются зимовать и узнали как им помочь выжить в это холодное время.

-А кому же еще приходится приспосабливаться к зиме?

-Найдите соответствие фоторобота описанию. Вам нужно составить пары.

1.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

  1. Зайцы разбегайтесь!

                Серый зверь. Спасайтесь!

                Он зубами щелк, щелк.

                На охоту вышел … (Волк)

3. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её? … (лиса)

  1.  Хищный  маленький зверёк

 Шерстка у него густая,
Тело как у горностая,
И гнездо своё зимой
Устилает мхом, травой.
Вижу Вам нужна подсказка,
Это не хорек, а...
(Ласка)

  1. Вырыла норку и в норке живёт
    Бусинки глазки, малышка.
    Спелое зёрнышко в норке жуёт
    Серая-серая…(мышка)
  2. Горбоносый, длинноногий 
    Великан ветвисторогий, 
    Ест траву, кустов побеги, 
    С ним тягаться трудно в беге. 
    Коль такого довелось 
    Встретить -
    Знай, что это …
    (Лось)
  3.  Дикий зверь тропой бежит,
    То как хрюкнет, завизжит.
    С ним детишек караван,
    Этот зверь лесной – …
    (Кабан
    )

-Назовите зверей, которые обитают в зимнем лесу.

Слайд 8. Звери (картинки 7 зверей)

Распределите картинки зверей по способу питания (на столах).

  • Что у вас получилось?

Слайд 9. По способу питания

       

ХИЩНИКИ

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ

  • Каких зверей мы поместим в 1 группу?
  • А каких во вторую?
  • Мне кажется, что у вас есть ошибка. Давайте посмотрим, права я или нет. Прочитаем информацию о кабане (стр. 35)

  • Какую информацию о кабане вы получили? Чем питается кабан?
  • Зверей, которые питаются растительной и животной пищей, называют ВСЕЯДНЫМИ
  • ВЫВОД:
  • Слайд10. По способу питания:

ХИЩНИКИ

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ

 ВСЕЯДНЫЕ

-Давайте в наш лес поселим зверей, которые  ведут активный образ жизни даже зимой. Поместите  их в наш лес.

-звери

-сопоставляют зверей по их описаниям и иллюстрациям

 

  • Хищники,растительноядные

  • Волк, лиса. Ласка
  • Заяц, мышь, лось, кабан

1 ученик читает, остальные следят.

  • Зверей по способу питания можно поделить на 3 группы: растительноядные, хищники, всеядные.

Итог

-Посмотрите на лес, который был в начале урока.

Слайд 11.  Лес

-  А теперь покажите свой лес. Что вы можете сказать? Что изменилось в лесу?

-Значит, зимой тоже жизнь в лесу продолжается, но не такая активная, как летом.

Рефлексия.

   Покажите, как вы работали на уроке:

зайчик – вы внимательно слушали, выполняли все задания, вам все понятно;(показывают ушки на макушке)

 птица – вы отвлекались, как птичка, вам что-то осталось непонятно;(показывают махи руками)

 медведь – вам было скучно, совсем ничего не понятно (показывают, что спят)

-Спасибо за урок.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

         

              Зайцы разбегайтесь!

Серый зверь. Спасайтесь!

Он зубами щёлк, щёлк.

На охоту вышел …

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её? …

Хищный  маленький зверёк

Шёрстка у него густая,
Тело как у горностая,
И гнездо своё зимой
Устилает мхом, травой.
Вижу - Вам нужна подсказка,
Это не хорек, а...

Вырыла норку и в норке живёт
Бусинки-  глазки, малышка.
Спелое зёрнышко в норке жуёт
Серая-серая…

Горбоносый, длинноногий 
Великан ветвисторогий, 
Ест траву, кустов побеги, 
С ним тягаться трудно в беге. 

Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …

Карточка № 1.  Прочитайте текст “Клёст” на стр.33 и заполните таблицу:

       

Клюв

Питается

Выводят птенцов

 

Карточка № 1.  Прочитайте текст “Клёст” на стр.33 и заполните таблицу:

       

Клюв

Питается

Выводят птенцов

 

Карточка № 1.  Прочитайте текст “Клёст” на стр.33 и заполните таблицу:

       

Клюв

Питается

Выводят птенцов

 

Карточка № 1.  Прочитайте текст “Клёст” на стр.33 и заполните таблицу:

       

Клюв

Питается

Выводят птенцов

 

Карточка № 1.  Прочитайте текст “Клёст” на стр.33 и заполните таблицу:

       

Клюв

Питается

Выводят птенцов

 

Карточка № 1.  Прочитайте текст “Клёст” на стр.33 и заполните таблицу:

       

Клюв

Питается

Выводят птенцов

 

сало

жареные семечки

крошки белого хлеба

жареные семечки

сало

солёное сало

ржаной хлеб

семечки

ржаной хлеб

солёное сало

ягоды

семечки

крошки белого хлеба

семечки

ягоды

копчёная колбаса

белый хлеб

   

   ягоды

белый хлеб

копчёная колбаса

C:\Users\1\Desktop\1254858.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающий мир "Жизнь древних славян"

Технологическая карта урока окружающий мир "Жизнь древних славян" 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...