Как человек использует свойства воды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_chelovek_ispolzuet_svoystva_vody_._konspekt_uroka.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как человек использует свойства воды.

Цели:

  • Сформировать у учащихся понятия о важнейших свойствах воды
  • Сформировать у учащихся понятие о необходимости использования свойств воды человеком
  • Сформировать понятие о бережном отношении к воде

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, тему нашего прошлого урока.

(свойства воды)

- Какую форму работы на уроке мы с вами выбрали?

( организация лабораторий)

- Почему именно эта форма была нами выбрана?

( любим исследовать, выполнять опыты)

- А по какому плану, инструкции вы проводили исследования?

  • Проведение опыта
  • Выявление свойства воды
  • Найти применение этого свойства человеком
  • Запись полученных данных в таблицу

- Посмотрите в таблицу. С какими свойствами воды мы познакомились?

  • без цвета, запаха, вкуса
  • текучесть
  • выталкивающая сила
  • закон сообщающихся сосудов

- Предлагаю проверить как вы усвоили этот материал. Посмотрите на рисунки и скажите, какое свойство воды здесь «работает»?

(показ рисунков на слайде)

- Ребята, а какой опыт мы не смогли закончить?

(мы налили водопроводную воду в пробирку

и оставили на 2 дня для наблюдения)

- Посмотрим, что же произошло с водопроводной водой в пробирке. Куда исчезла вода? А что осталось? Можем мы дать название этому свойству воды? (нет) Так все ли свойства воды мы изучили? (нет) Так какую проблему мы будем решать сегодня на уроке?

(изучать новые свойства воды)

- Какой алгоритм действий на уроке вы можете предложить?

(создать лаборатории и работать по плану)

  • Проведение опыта
  • Выявление свойства воды
  • Найти применение этого свойства человеком
  • Запись полученных данных в таблицу

Познавательные УУД:

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Представлять информацию в виде схемы
  3. Выявлять сущность особенности объектов.
  4. На основе анализа делать выводы.
  5. Обобщать и классифицировать по признакам.
  6. Ориентироваться на развороте учебника
  7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

2. Совместное открытие знаний.

- Вернемся к опыту. Что мы видим в пробирке?

(разводы)

- Это соли, которые были растворены в водопроводной воде. Можно ли считать водопроводную воду чистой и пить её без очистки, если в ней растворены примеси?

(нет)

- Как можно бороться с примесями? Как можно сделать воду «чистой»?

(фильтр)

- В продолжении этого опыта проведем ещё один. Работать будем в мини лабораториях в парах, чётко следуя инструкции учителя:

Опыт. Возьмите стакан с водой, положите в него ложечку сахара, размешайте.

- Что вы наблюдали?

(сахар полностью растворился в воде)

Добавьте в этот же стакан крупинки кофе.

- Что наблюдаем сейчас?

( кофе растворился)

- Что мы видим в стакане? Что получилось?

(раствор)

- Как можно назвать это свойство воды?

(вода-растворитель)

- Где же можно использовать это свойство? Как помогает людям это свойство?

(На слайде рисунки: чай, суп, стирка и т. д.)

- Полученные данные записываем в таблицу.

- Опираясь на свой жизненный опыт скажите, все ли вещества растворяются в воде?

- Попробуем опустить в воду стальную гирю. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Опыт. Возьмите кусочек глины, стакан с чистой водой , опустите его в воду и попробуйте размешать.

- Что вы наблюдаете?

(глина растворилась частично)

- А можно ли очистить такую воду?

- С помощью чего это можно сделать?

(через фильтр)

- А может быть кто-то может подсказать нам как сделать простейший фильтр?

(пропустить эту воду через вату)

- Следуем инструкции учителя.

Берем стакан с мутной водой, колбу, в колбу вставляем воронку, в воронку кладем 2 ватных диска. Пропускаем воду через фильтр.

- Что наблюдали?

(вода стала прозрачней)

- Как можно назвать данное свойство?

(фильтрование)

- Где используется данное свойство, как помогает человеку?

( картинки с использованием фильтрации)

- Полученные данные записываем в таблицу.

- На столе у вас лежит шприц. Как вы думаете, какое отношение к воде он имеет? Да, мы будем проводить опыт на изучение следующего свойства.

Опыт. Возьмите лист бумаги и попробуйте сжать его. Получилось? Лист бумаги легко «сжался». А можно ли «сжать» воду? Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Кто сможет руководить опытом? Следуем инструкции руководителя.

Возьмите шприц, закачайте в него воду, зажмите пальчиком отверстие и попробуйте «сжать» воду поршнем. Получилось? Можно ли «сжать» воду?

(нет)

- Как можно назвать это свойство?

(несжимаемость)

- А где может использоваться данное свойство?

- А используется оно в технике. (иллюстрация на слайде) Инженеры научились использовать данное свойство. В гидравлическом домкрате поршень выдавливается вверх и приподнимает целый дом! Поршень, который давит вниз в гидравлическом прессе с огромной силой сжимает заготовки из металла и пластмассы и придает им нужную форму. А ещё в названии гидравлический домкрат и гидравлический пресс гидра означает вода. Какие ещё названия с основой гидра вы слышали?

(ГЭС)

- О применении свойства несжимаемости воды можно прочитать в материале для любознательных на стр. 87 нашего учебника или найти в энциклопедии.

- А сейчас полученные данные запишем в таблицу.

Опыт.

- Не все опыты можно провести в классе. Поэтому я попросила 2 экспертов помочь нам.

Видеорассказ о расширении воды.

- Как можно назвать это свойство?

- Как применяется данное свойство?

- Прочитайте на стр. 85 учебника информацию о том, как люди учитывают расширение воды.

- Данные записываем в таблицу.

Личностные результаты:

  1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции
  2. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

3. Самостоятельное применение знаний.

- В каких состояниях она встречается в природе?

(роса, туман, дождь, снег, лёд, град, ледоход, наводнение)

- Да, действительно, вода в природе – самая распространенная жидкость. Человек на % состоит из воды. 2/3 земной поверхности состоит из воды. Но, несмотря на это как мы относимся к воде?

(бережем воду)

О бережном отношении к воде…

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
  3. Оформлять свои мысли в устной форме
  4. Умение работать в паре, группе

4. Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к завершению. Скажите, пожалуйста, как мы оценим работу нашей лаборатории?

- По какому плану мы работали?

- Что мы составили на протяжении этих двух уроков?

(таблицу)

- А кому наша таблица сможет помочь?

(исследователям, ребятам при подготовке к НПК)

- Какой вывод мы можем сделать о свойствах воды?

- Сравним свой вывод и вывод авторов учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как человек использует свойства воды

Конспект урока по окружающему миру...

Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....

Как человек использует свойства воды?

1.Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды- несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2.Познакомить со свойствами ...

Как человек использует свойства воды 4 класс УМК Школа 2100

Цель:1.  -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды  –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2. –Способ...

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...