"Значение воздуха на Земле"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Формирование общего представления о воздухе как газообразном веществе, которое находится на Земле везде, даже в почве и воде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
(по системе развивающего обучения Л.В.Занкова)
1 класс
Тема: Значение воздуха на Земле.
Учебное пособие: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир»: учебник для 1 класса: в 2 частях. – 8-е изд. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Используемые технологии: технология развивающего обучения Л.В.Занкова, игровая, групповая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, проблемное обучение.
Образовательные:
Сформировать общее представление о воздухе как газообразном веществе, которое находится на Земле везде, даже в почве и воде.
Формировать УУД:
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия, освоить роль ученика, желание учиться, ценить и принимать базовые ценности: Родина, природа.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, организовывать своё рабочее место под руководством учителя, выполнять учебные действия, определять тему урока, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища, использовать в своей деятельности простейшие приборы (лабораторную посуду).
Познавательные: проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, группировать объекты, уметь ориентироваться в своей системе знаний, выявлять известное и неизвестное, уметь наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.
Оборудование: энциклопедии «Стихийные бедствия», «Почемучка», «Что такое? Кто такой?», «Воздух. Вода. Погода и климат»; учебник «Окружающий мир. 1 класс» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; лабораторная посуда по количеству групп; презентация к уроку, компьютер, проектор; предметные картинки (воздушный шар, мельница, пылесос, насос, яхта, вентилятор, бумажный змей, планер и др.); шарик для пинг-понга, трубочки для коктейля, 2 бумажных ворот, объёмная фигурка мыши, норка; конверты со смайликами по числу учащихся; сигнальные карточки по числу учащихся.
Ход урока
I. Организация класса.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
ΙΙ. Проверка усвоения предыдущей темы.
- Вспомните, что относится к природе?
- На какие две группы можно разделить все объекты природы? (Слайд 2)
1. Игра «Живая – неживая».
- Если я назову объект живой природы, вы «зажигаете» зелёный сигнал светофора, а если неживой природы – красный.
Дождь, облако, камень, лиственница, земляника, солнце, сирень, крапива, вода, шиповник, воздух, клён.
- Рассмотрите объекты живой природы. (Слайд 3) На какие три группы их можно разделить? (Деревья, кустарники, травянистые растения) (Слайд 4)
2. Игра «Дерево. Кустарник. Травянистое растение».
- Давайте поиграем: если я называю дерево, то вы поднимаетесь высоко на носочки, если куст – стоите ровно, а если травянистое растение – то приседаете. Итак, внимание: берёза, колокольчик, ромашка, смородина, ель, сосна, подорожник, рябина, одуванчик. Молодцы!
- Что объединяет все растения, что у них общего?
- Сегодня мы постараемся узнать о значении растений на Земле.
IIΙ. Мотивация к учебной деятельности.
- А пока отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Он есть везде, он вокруг нас,
Но он невидимый для нас. (Воздух) (Слайд 5)
IV. Формулировка темы урока, постановка цели.
- Как догадались?
- О чём ещё будем говорить, определите тему урока?
- Что бы вы хотели узнать про воздух?
- Что можете сами рассказать о воздухе?
- Понюхайте воздух. Какой он? Лизните воздух. Какой он?
Вывод: без запаха, без вкуса, бесцветный, прозрачный, находится в газообразном состоянии.
- Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Чтобы вам лучше представить, каких газов в воздухе больше, а каких меньше, посмотрите на графический «воздушный шарик». (Слайд 6)
V. Изучение нового.
- Практическая работа.
- Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в любой комнате. Но мы его не замечаем, потому что он невидим. Воздух – газ, который заполняет все промежутки, трещинки, щёлки в предметах.
И хотя воздух бесцветный, мы всё-таки можем его обнаружить с помощью зрения. Для этого проведём несколько опытов. Работаем в парах.
Опыт 1.
- Опустим в ёмкость с водой стакан вверх дном. Вода не может попасть в стакан. Почему?
- Да, потому что в нём находится воздух.
- Медленно наклоняем стакан в воде. Что вы видите?
- Действительно, из стакана выходит воздух (пузыри), а в стакан поступает вода.
Опыт 2.
- В стакан с водой бросим кусочек мела, кусочек земли. Что заметили?
- О чём говорит этот опыт?
- Правильно, воздух есть везде, даже в таких твёрдых предметах, как мел, земля и др.
Опыт 3.
- Как мы уже сказали, воздух нельзя увидеть, так как он бесцветный, но можно почувствовать. Мы ощущаем его во время дыхания.
Встаньте, распрямите спинку, одну ладонь положите на грудь, а другую на живот, сделайте глубокий вдох, выдох. Что вы почувствовали?
- Правильно. Грудная клетка при вдохе расширяется, так как заполняется воздухом, а при выдохе сжимается, потому что воздух из неё выходит.
Физминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем. Раз, два, три.
Ногами топаем. Раз, два, три.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Опыт 4.
- Подумайте, что никогда не лень делать, даже во сне? (дышать)
- Всегда ли человек дышит?
- Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – лишь несколько мгновений. Стоит нырнуть нам под воду – тотчас надо подняться наверх, чтобы сделать спасительный вдох.
- А сколько времени вы можете не дышать? Проверим. Задержите дыхание.
- Обычные люди могут не дышать 1-2 минуты, а тренированные, например, искатели жемчуга, пловцы – почти 5 минут.
- Чем дышат люди? Рыбы? Звери?
2. Беседа о ветре.
- Отгадайте ещё одну загадку:
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
- Как догадались?
- А что такое ветер?
- Ветер - это движение воздуха. Помашите тетрадью около лица. У нас получился ветерок. А сильный поток воздуха проявляет себя в виде сильного ветра.
- Посмотрите на рисунки. Как человек использует движение воздуха? (Мельница, яхта, воздушный змей, планер) (Слайд 7)
- А как ещё человек использует воздух? (Пылесос, насос, вентилятор, воздушный шар) (Слайд 8)
- С воздухом можно поиграть.
3. Физминутка: Игры с воздухом.
- Мальчики могут поиграть в воздушный футбол. Для этого на столе устанавливаем футбольные ворота. В центре кладём шарик для пинг-понга. Теперь 2 игрока через соломинку дуют на шарик, стараясь загнать мяч в ворота противника. Выигрывает тот, кто забьёт гол.
- А девочки могут попробовать загнать мышку в норку. Возьмём фигурку мышки, устанавливаем норку. Дунув на мышку, попробуйте загнать её в норку. Играем по очереди, выигрывает тот, кому удалось это сделать.
4. Продолжение беседы.
- Прочтите отрывок из произведения. Как оно называется, кто автор?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…» А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
- Что автор рассказал о ветре?
- Ветер не всегда такой ласковый, игривый и помогает человеку. Иногда он наносит сильный вред, например, смерчи (слайд 9), ураганы (слайд 10), которые разрушают дома (слайд 11), с корнем вырывают деревья (слайд 12), переворачивают автомобили (слайд 13, 14), при этом гибнут люди.
- И всё же, воздух – это важное условие жизни на Земле. (Слайд 15). Без него нет жизни. Но для дыхания нам нужен только чистый воздух. Подумайте, где легче дышать: в городе, где много машин, предприятий, или в лесу, на лугу, где много растений? Почему?
- Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нем становится больше углекислого газа, который для дыхания не пригоден.
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?
5. Проблемная ситуация.
- К нам пришла телеграмма от жителей большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Помогите!».
- Как защитить воздух от загрязнений?
На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые вещества. Учёные разрабатывают автомобили, которые не будут загрязнять воздух.
А главное – берегите растения! Они задерживают своими листьями пыль и сажу. Чем больше растений, тем чище воздух.
- На что и кого это влияет?
Такой воздух опасен для растений, животных. Дышать таким воздухом вредно, люди чаще болеют.
Чистый воздух – одно из главных богатств природы.
VΙ. Итог.
Александр Владимирович Владимиров - философ, исследователь однажды сказал: «Удивительный воздух! Сквозь него видятся морская даль и зелень садов, луна и яркие звёзды, а сам воздух даже при полуденном солнце не разглядишь. Воздух присутствует высоко в небе, и здесь совсем рядом. Он окружает, окутывает нашу планету, как прозрачное одеяло»
- Что вам больше всего запомнилось с урока?
- Что вы хотите узнать о воздухе ещё?
- Вам помогут в этом книги, которые представлены на нашей выставке. Они есть в нашей школьной библиотеке.
VΙΙ. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики:
- сегодня я работал отлично;
- я работал хорошо;
- я старался, но не всё у меня сегодня получилось.
Дополнительный материал
Опыт 5. Но кислород нужен не только для дыхания.
- Смотрите, я зажигаю бумажку. Горит?
- А теперь накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла. Почему?
- Бумага еще не сгорела, но огня не может быть без кислорода.
- Где человек может использовать это свойство? (При тушении пожара)
Список литературы:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: в 2 частях. – 8-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
- Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова/авт.-сост. Г.А.Сафронова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК " Планета знаний" 3 класс окружающий мир Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.
открытый урок...

Урок окружающего мира "Атмосфера земли. Состав и значение воздуха" во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос...

Воздух. Значение воздуха в жизни человека.
формирование у детей представления о воздухе, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к природенаблюдение за учащимися с помощью методики критического мышленияЗадачи:обеспечить ...

технологическая карта урока окружающего мира "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха "
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Значение воздуха дляжизни. Состав воздуха". УМК "Планета Знаний"...

Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Данный материал позволит познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;развивать умение наблюдать, со...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».
Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...





