Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальных тетрадях, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. На уроке дети познакомятся с понятием "генеалогическое древо". Создадут древо своей семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем».
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей;
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Цель: Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Предметные: знать, что такое семья, семейные поколения, значимость семьи в обществе.
Регулятивные: содействовать умению принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умение высказывать свои предложения на основе полученных знаний.
Познавательные: формировать умение на основе анализов объектов делать выводы. Знать о значение семьи в жизни людей, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.
Личностные: формировать умение общих для всех правил на уроке. Способствовать формированию положительных эмоций на уроке. Осознавать необходимость бережного отношения к членам семьи; понимать значение семьи в жизни человека.
Оборудование на уроке: ноутбук,тесты,шаблоны генеалогического древа
Ход урока
I Орг. Момент
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые к нам сегодня пришли.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
II Мотивация учебной деятельности
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
III Сообщение темы урока
- Кто уже догадался, о чем пойдет речь?
Сегодня на уроке мы поговорим о семье.
- Прочитайте тему нашего урока.
«Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем».
- О чём пойдёт разговор на уроке?
- Подумаем и обсудим что такое семья, семейные поколения?
IV Изучение нового материала
1. Беседа по теме урока
- Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья – это люди, которые не всегда живут в вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу люди. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
Ребята нашли в словаре значение слова «семья». Давайте их послушаем.
1. Это группа близких родственников, живущих вместе.
2. Группа, организация людей, спаянных дружбой о объединённых общими интересами.
3.Род, поколение.
- Как вы понимает эти слова?
2. Игра «Из чего состоит семья»
- Ребята, давайте вспомним, кто является членами семьи? Слушайте загадки и договаривайте отгадки:
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна …(семья)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша…(мама)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно …(папа)
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…(бабушка).
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш …(дед)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…(брат)
Совсем недавно в магазине
Родители мои купили
Мне не машинку и не книжку,
Вовсе не плюшевого мишку,
Не мяч, не водный пистолет,
Нет, не игрушку, не конфет.
Купили классную девчонку –
Мне настоящую …(сестренку)
V.Физминутка
- Сейчас немного отдохнём. Смотрите, слушайте и повторяйте движения за мной.
«Семейная зарядка»:
Осенью, зимой, весной и летом,
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает, опускает (руки вверх и вниз),
Папа приседает (приседание),
Повороты влево - вправо (повороты всем корпусом),
Делает мой братик Слава.
Ну а я бегу на месте.
Вместе - очень интересно!
VI. Закрепление пройденного.
Игра «Верно - не верно!»
- А теперь поиграем. Я буду говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихо.
- Семья - это все мои друзья и знакомые.
- Семья - это я.
- Мои родители могут быть младше меня.
- Бабушка - это мама моей мамы.
- Дедушка - это папа моего папы.
- Семья - это люди, которые любят друг друга.
- Бабушка и дедушка - это мои родители.
- Я - дочь мамы и папы.
- Я сын мамы и папы.
- Всем людям нужна семья.
- Умницы! Я вижу, что все внимательно меня слушали.
Рисунок «Мое генеалогическое дерево»
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Членов семьи называли домочадцами(словарик). Вместе ели и пили, только не тужили.
В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста.
Поколение(словарик) – это люди одного возраста, живущие в одно время.
Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки –старшее поколение.
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальных тетрадях, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом». Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам: - на вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. (Выполнение задания детьми)
- Сейчас предлагаю вам небольшой квиз, состоящий из 5 вопросов, которые проверят то, как вы усвоили тему урока.
Игра с ребятами, которые уже закончили тест (с мячом)
- Как зовут твоих дедушку и бабушку?
- Какие обязанности ты выполняешь дома?
- С кем интересней в семье? Почему?
- Чем радуешь родителей?
- Чем огорчаешь родителей?
- Как называют тебя дома ласково?
- Что вам нравится дома?
- Почему важно в семье любить друг друга?
- Как вести себя, когда провинился?
- Какое чувство должно всегда жить в семье?
- Кто тебя понимает лучше всех?
VII. Итог урока.
- Итак, какой же должна быть настоящая семья?
-Что необходимо, чтобы семья была дружной?
-Перечислите все хорошее, что дает вам ваша семья.
VIII. Рефлексия
-Ребята, наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И оттого как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит, как будет называться наша семья. Будет ли она дружной.
Я представила нашу семью в виде древа, наша классная семья.
На ваших партах яблочки, давайте оценим свою работу на уроке.
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте яблочко тем цветом, какое у вас настроение сейчас:
Зелёное – на уроке было не сложно. Я всё понял и могу помочь другим.
Жёлтое – немного затруднялся на уроке, но всё понятно.
Красное – мне было трудно.
Когда закончите, приклейте своё яблочко на дерево.
- Посмотрите как здорово у нас получилось!
- Урок окончен! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....

План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...
Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"
Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее" содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...

Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....

ИЗ ПРОШЛОГО – В НАСТОЯЩЕЕ
Урок русского языка по УМК «Гармония» 3класс, наблюдение за окончаниями глаголов настоящего времени, за их способностью передавать значения числа и лица; развивать речь учащихся....

Смоленский Собор. Прошлое и настоящее
Собор во имя Смоленской иконы Божьей матери расположен рядом с нашей школой и естественно дети начинают интересоваться, а кто его построил, а когда. С группой учащихся мы решили написать реферат в кот...

