Конспект занятия "Синичкин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Ефименко Алена Александровна

Конспект занятия "Синичкин день" по экологии для обчающихся 1 класса с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по программе «Я и интересные люди Южного Урала»

Класс: 1Б

Тема занятия: «Экологический календарь 12 ноября – Синичкин день»

Цель занятия:  Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».

 Образовательные:

1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.

3.Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Развивающие:

1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением .

2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

Оборудование: Интерактивная панель

Демонстрационный материал: презентация, сюжетные картинки, картинка тучка, картинка солнце

Раздаточный материал: сюжетные картинки (тучка, солнышко)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

(установление позитивной атмосферы, создание комфортной обстановки для общения)

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (Лес.)

Дети отгадывают загадку. Проходят к интерактивной доске, где изображён лес.

Воспитатель: А в какой лес мы с вами попали? Кругом разноцветные листья, пожухлая трава?

Дети: В осенний лес.

Воспитатель:

Здравствуй, лес! Чудесный, лес!

Полон разных ты чудес!

Кто в твоей глуши таится?

Может зверь, а может птица?

Воспитатель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)

Птицы зимой не спят, часть птиц – улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья.

Как называются птицы, которые остались на зиму? (зимующие)

А которые улетели на юг? (перелетные)

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы словами, жестами

Основная часть

(обсуждение актуальности темы, проведение различных активностей, направленных на достижения поставленных целей, работа над конкретными задачами, развитие умений через практическое применение)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц в нашем лесу. Птицы предлагают нам поиграть с ними. Поиграем? Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.

Дидактическая игра (на интерактивной доске): «Одинаковые, но разные».

Воспитатель: Хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.

Сегодня мы поговорим об одной зимующей птичке. А вот о какой мы сейчас узнаем.

Загадка.

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощения наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

 В народе говорили :

 «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

« Синичка – воробью сестричка».

 «Хвалилась синица хвостом море зажечь».

 «Невелика синица, голосок востёр».

Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

Воспитатель: -Как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).

 Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • 1.Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
  • Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
  • Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель:  Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки.

В этом, вы мне поможете ,ребята

Сейчас я вам раздам заготовки для изготовления кормушек: 3ерновая смесь для птиц; мука; вода; формочка; тарелка; трубочка; ложка.

Приготовление:

1.Соединить зерновую смесь и муку в тарелке, перемешать.

2.Добавить немного воды, перемешать, чтобы получилась клейкая масса.

3.Мука и вода нам нужны, чтобы получился съедобный "клей", который склеет зерна между собой.

4.Аккуратно перекладываем ложкой полученную смесь в заранее подготовленную формочку

5.Хорошо уплотняем ложкой смесь в формочке.

6.Вставляем в заготовку трубочку до конца, чтобы получилось отверстие для верёвочки.(всё наглядно показано на слайде, я хожу помогаю)

Через сутки лакомство для птиц высохнет. Вставляем верёвочку. Угощение для птиц готово.

-Молодцы ребята! Теперь, благодаря, каждому из вас синички не останутся голодными

Играют в игру «Одинаковые, но разные»

Разгадывают загадки, слушают историю создания праздника  «Синичкин день»

Изготавливают кормушки

  • Рефлексия

(Обсуждение с учащимися того, что они узнали и как они могут применить полученные знания в жизни. Оценка результатов занятия, выделение ключевых моментов. Предложение дополнительных заданий для самостоятельной работы. Сбор мнений о занятии, что было интересно, а что нет. Оценка поставленных целей, анализ успешности применения методов)

-Ребята, оцените свои достижения на уроке. Выберите солнышко или тучку. Какое настроение у вас после урока? Понравилось вам наше занятие?

Выбирают картинку, анализируют работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника "День защиты детей"

-----------------------------------------------------------------------...

Конспект урока "День Знаний - 1 сентября"

Урок составлен на основе разных материалов из интернет-ресурсов. Веселые задания. Интересное воображаемое путешествие надолго запомнится детям....

Конспект праздника - День матери.

Цель: воспитание семейных ценностей : любовь и уважение к матери, семье....

конспект урока "День рождения"

урок-игра с использованием презентации...

Конспект мероприятия "День смеха" в младших классах

Конспект мероприятия "День смеха" в младших классах...