Рабочая программа по Доноведению 2 класс на 2022-2024 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Ревенко Ульяна Владимировна
Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине –
Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:- пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных
объектах и явлениях Донского края;
-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-
культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах
культурного развития Донского края;
-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать
умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с
нравственным эталоном;
-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру
межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам
родного края, гражданственность и патриотизм.
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и
особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_donovedeniyu_2_klass_2022_g.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

Утверждаю:

Директор: _____/Л.Г. Землянская/

Приказ№___ от___________

Рабочая программа

по Доноведению

для 2 класса

на 2022-2023 учебный год

Разработала: учитель Ревенко Ульяна Владимировна

1.Пояснительная записка.

Цель преподавания  Доноведения:

Цельформирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:- пробуждать интерес к малой Родине и  формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

 -формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;

           -воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.

            - развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.

2.Общая характеристика учебного предмета

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество».

 Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих идей:

Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

История Донского края — часть истории Отечества.

    Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

  Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи с  этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Доноведение» изучается  во 2 классе –1 час  в неделю, в 3 классе – 1 час в неделю, в 4 классе – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет    102 часа.

3.Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по Доноведению  на конец обучения в младших классах  (IV класс)        

минимальный

достаточный

Обучающиеся должны знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края;
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы;
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (1-2 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 2);
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;( с помощью учителя)

Обучающиеся должны знать:

-характеристику объектов неживой и живой природы, отличие от изделий;

- связь неживой и живой природы. Явления природы Ростовской области.

- Водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в природе Ростовской области. Причины и последствия загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране (на примере наиболее распространенных водоёмов местности, края).

- Формы поверхности края: равнина, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

- Почва, её значение для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в области.

- Полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области (2-3 названия), их использование человеком.

- Растения Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения края (различение).

- Животных Ростовской области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Животноводство в крае.

- Природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края: степь, пустыня. Растительный и животный мир степи, особенности труда людей.      

- Правила поведения в природе.

- Название, местоположение, главные достопримечательности родного города, села.

-Символика родного города (села).

Обучающиеся должны уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области.

4.Планируемые результаты:

Личностные результаты изучения предмета «Доноведение»

Личностные результаты

Достижения личностных результатов

Формулировать основы гражданской идентичности личности в форме "Я" как гражданина России, жителя своего родного края; осознание своей этнической принадлежности

Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

Формирование чувства гордости за свою Малую Родину, народ и историю родного края

Объяснять правила поведения в различных ситуациях

Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям,

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих по отношению к животным своего края.

Анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

-знание знаменательных для Отечества исторических событий.

-знает и с уважением относится к Государственным символам России.

-сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. Любовь к своему краю, осознание своей национальности.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

- с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

-умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;

- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

- владение навыками уборки помещений,

- умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность обращаться за помощью

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

-способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

- адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам

- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися

Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

-проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

-стремление к опрятному внешнему виду;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей

- проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям,

- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

- понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;

Формирование готовности к самостоятельной жизни

- умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя.

5.Характеристика базовых учебных действий I -IV классы

Личностные учебные

 действия

Коммуникативные учебные

 действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Личностные  учебные действия включают следующие умения: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;    

*способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;            

* положительно относиться  к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;                    

*воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;       *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;  

*готовность  безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Коммуникативные учебные   действия включают следующие умения:                          

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,  учитель – класс);            
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и

учителем;                        

  • обращаться за помощью и

принимать помощь;       * слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;    * сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                      

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с

людьми;                          

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия включают следующие  умения:                          

*адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить

из-за парты и т. д.);        

*принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем

темпе;                              

*активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия

 одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. *принимать оценку деятельности.

*оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

К познавательным учебным действиям относятся следующие  умения:                          

* выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видородовые отношения

предметов;                      

*делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами-

заместителями;               * читать; писать; выполнять арифметические

действия;                    

*наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.        

*работать с несложной по содержанию и структуре  информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных  и электронных носителях).

6. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Кол-во часов

Я и окружающий  мир

1

03.09

С чего начинается Родина…

1

2

10.09

Школа – светлая гавань детства

1

Жизнь на Дону.

3

17.09

С днём рождения, родной город (экскурсия по родному городу)

1

Я и окружающий мир

4

24.09

Дорога от дома до школы (экскурсия)

1

Природа Донского края

5-6

01.10

08.10

Природа (экскурсия)

2

7

15.10

Город и природа (экскурсия)

1

8

22.10

Что за дерево такое?

1

9

05.11

Кустарники (экскурсия)

1

10-11

12.11

19.11

Травушка-муравушка

1

12

26.11

Растения и мы.

1

13-14

3.12

10.12

Краски Тихого Дона

2

Я и окружающий мир

15

17.12

Мои имя, фамилия, отчество…

1

16

24.12

Что ты знаешь о роде своём…

1

Жизнь на Дону

17-19

14.01

21.01

28.01

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

3

Природа  Донского края

20

04.02

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

21

11.02

Домашняя мохнатая азбука

1

22

18.02

Мой домашний милый друг

1

23

25.02

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

24

04.03

Родные просторы (экскурсия)

1

25

11.03

Чем богаты наши недра?

1

26

18.03

Что такое почва?

1

27

01.04

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

1

Человек и природа

28

08.04

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

1

29

15.04

Человек – хозяин природы?

1

30

22.04

Спасём и сохраним! (Защита природы)

1

Жизнь на Дону

31

29.04

День освобождения! (экскурсия в музей)

1

32-33

06.05

13.05

Вместе дружная семья

2

34

20.05

Резервные уроки

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы

Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы:1) окружающий мир2) литературное чтение3) математика4) изобразительное искусство5) русский язык6) технология...

Рабочие программы в 1 классе на 2016-2017 учебный год по ФГОС

В рабочей программе имеется планируемые предметные результаты освоения учебногопредмета, содержание учебного предмета и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год....

Обновлённый ФГОС НОО: Рабочая программа 1-4 класс, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Математика", 4 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального обще...

Рабочая программа для 1 класса на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа для 1 класса на 2021-2022 учебный год....

Рабочая программа для 2 класса на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа для 2 класса на 2022 - 2023 учебный год...

Рабочая программа для 3 класса на 2023 - 2024 учебный год

Рабочая программа для 3 класса на 2023 - 2024 учебный год...