Рабочая программа по Доноведению 2 класс на 2022-2024 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.48 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Утверждаю:
Директор: _____/Л.Г. Землянская/
Приказ№___ от___________
Рабочая программа
по Доноведению
для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала: учитель Ревенко Ульяна Владимировна
1.Пояснительная записка.
Цель преподавания Доноведения:
Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:- пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.
2.Общая характеристика учебного предмета
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество».
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края — часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Доноведение» изучается во 2 классе –1 час в неделю, в 3 классе – 1 час в неделю, в 4 классе – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа.
3.Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по Доноведению на конец обучения в младших классах (IV класс)
минимальный | достаточный |
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| Обучающиеся должны знать: -характеристику объектов неживой и живой природы, отличие от изделий; - связь неживой и живой природы. Явления природы Ростовской области. - Водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в природе Ростовской области. Причины и последствия загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране (на примере наиболее распространенных водоёмов местности, края). - Формы поверхности края: равнина, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). - Почва, её значение для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в области. - Полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области (2-3 названия), их использование человеком. - Растения Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения края (различение). - Животных Ростовской области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Животноводство в крае. - Природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края: степь, пустыня. Растительный и животный мир степи, особенности труда людей. - Правила поведения в природе. - Название, местоположение, главные достопримечательности родного города, села. -Символика родного города (села). Обучающиеся должны уметь:
|
4.Планируемые результаты:
Личностные результаты изучения предмета «Доноведение»
Личностные результаты | Достижения личностных результатов |
Формулировать основы гражданской идентичности личности в форме "Я" как гражданина России, жителя своего родного края; осознание своей этнической принадлежности | Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. |
Формирование чувства гордости за свою Малую Родину, народ и историю родного края | Объяснять правила поведения в различных ситуациях |
Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, |
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих по отношению к животным своего края. | Анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | -знание знаменательных для Отечества исторических событий. |
-знает и с уважением относится к Государственным символам России. | |
-сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. Любовь к своему краю, осознание своей национальности. | |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей | - с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | -умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; |
- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации; | |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; |
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | - владение навыками уборки помещений, |
- умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; | |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
- способность обращаться за помощью | |
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | -способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью |
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо) | |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); |
- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | |
- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | |
Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; |
-проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия | |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | -стремление к опрятному внешнему виду; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | - проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, |
- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом; | |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | - понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей; |
Формирование готовности к самостоятельной жизни | - умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя. |
5.Характеристика базовых учебных действий I -IV классы
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; *способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; * положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; *воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; *готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. | Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
учителем;
принимать помощь; * слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; * сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
людьми;
| Регулятивные учебные действия включают следующие умения: *адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); *принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; *активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. *принимать оценку деятельности. *оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
| К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: * выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видородовые отношения предметов; *делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; * читать; писать; выполнять арифметические действия; *наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. *работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях). |
6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Кол-во часов |
Я и окружающий мир | ||||
1 | 03.09 | С чего начинается Родина… | 1 | |
2 | 10.09 | Школа – светлая гавань детства | 1 | |
Жизнь на Дону. | ||||
3 | 17.09 | С днём рождения, родной город (экскурсия по родному городу) | 1 | |
Я и окружающий мир | ||||
4 | 24.09 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | |
Природа Донского края | ||||
5-6 | 01.10 08.10 | Природа (экскурсия) | 2 | |
7 | 15.10 | Город и природа (экскурсия) | 1 | |
8 | 22.10 | Что за дерево такое? | 1 | |
9 | 05.11 | Кустарники (экскурсия) | 1 | |
10-11 | 12.11 19.11 | Травушка-муравушка | 1 | |
12 | 26.11 | Растения и мы. | 1 | |
13-14 | 3.12 10.12 | Краски Тихого Дона | 2 | |
Я и окружающий мир | ||||
15 | 17.12 | Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | |
16 | 24.12 | Что ты знаешь о роде своём… | 1 | |
Жизнь на Дону | ||||
17-19 | 14.01 21.01 28.01 | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 3 | |
Природа Донского края | ||||
20 | 04.02 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | |
21 | 11.02 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | |
22 | 18.02 | Мой домашний милый друг | 1 | |
23 | 25.02 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | |
24 | 04.03 | Родные просторы (экскурсия) | 1 | |
25 | 11.03 | Чем богаты наши недра? | 1 | |
26 | 18.03 | Что такое почва? | 1 | |
27 | 01.04 | Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 1 | |
Человек и природа | ||||
28 | 08.04 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 1 | |
29 | 15.04 | Человек – хозяин природы? | 1 | |
30 | 22.04 | Спасём и сохраним! (Защита природы) | 1 | |
Жизнь на Дону | ||||
31 | 29.04 | День освобождения! (экскурсия в музей) | 1 | |
32-33 | 06.05 13.05 | Вместе дружная семья | 2 | |
34 | 20.05 | Резервные уроки | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы
Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы:1) окружающий мир2) литературное чтение3) математика4) изобразительное искусство5) русский язык6) технология...

Рабочие программы в 1 классе на 2016-2017 учебный год по ФГОС
В рабочей программе имеется планируемые предметные результаты освоения учебногопредмета, содержание учебного предмета и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год....

Обновлённый ФГОС НОО: Рабочая программа 1-4 класс, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Математика", 4 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального обще...

Рабочая программа для 1 класса на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа для 1 класса на 2021-2022 учебный год....

Рабочая программа для 2 класса на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа для 2 класса на 2022 - 2023 учебный год...

Рабочая программа для 3 класса на 2023 - 2024 учебный год
Рабочая программа для 3 класса на 2023 - 2024 учебный год...
