Тема: У Чёрного моря
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Помощь учителю в изучении Черноморского побережья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_uchitel_munitsip.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шидиева Л.Д.

Учитель начальных

классов МКОУ «КГ №6

им.А.С.Пушкина»

Тема: У Чёрного моря.

Тип урока : Урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

Образовательные: актуализация знаний детей о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа:

*География зоны;

*Флора и фауна;

*Экологические проблемы;

расширение кругозора по теме через прочтение дополнительной литературы;

Развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения; развивать умение работать с таблицами ;содействовать формированию исследовательской культуры.

Воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной и коллективной деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; необходимость охраны природы в этой зоне.

Оборудование: наглядный материал, экран, презентация, панно для скрайбинга, карта природных зон, карта заданий, раздаточный материал для учащихся, учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» для 4 класса, часть 1.

Ход урока:

I.Организационный момент. Психологический настрой на урок

Здравствуйте. Меня зовут Луиза Джалалдиновна . Ребята сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром .

Вы ладони протяните

В них любовь свою вложите

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

IIАктуализация опорных знаний.

#1042;водная беседа с учащимися.

Вы любите путешествовать? Но тогда я предлагаю вам совершить виртуальный путешествие, а куда, вы узнаете чуть позже. Команда у меня будет необычная, которая поможет мне собрать интересный материал. Мне нужны корреспонденты. Сегодня я не учитель, а капитан корабля. И мне как капитану, нужна хорошая, сообразительная, смелая команда. Мне поручено, выполнить задание. Я одна не справлюсь. В этом поможете мне вы. Но чтобы попасть в мою команду, нужно ответить на несколько вопросов. Я думаю, что вы с этим справитесь.

#1052;ативация к учебной деятельности. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  • Какой раздел мы сейчас изучаем? (Природа России)
  • Какие природные зоны России мы уже изучили, перечислите их по порядку ( Зона арктических пустынь, Тундра, зона лесов( тайга, смешанные и широколиственные леса) ,зона степей, пустыни.) Отвечают все)
  • Загадка

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка

А какой природной зоне говорится в этой загадке.

Пустынь в Росси немного у нас. Прощаться с пустыней не будем спешить- о ней мы сейчас будем говорить.

  • Какие бывают пустыни? (песчаные и глинистые)
  • Как называются валы из песка (Барханы)
  • Как называется растрескавшийся глинистый участок в пустынях? (такыр)
  • Что ценит человек побывавший в пустыне и почему? ( воду, выпадает мало осадков и практически не бывает дождей )
  • Назовите известные вам растения пустыни (верблюжья колючка, колосняк, джузгун)
  • Перечислите животных обитающих в пустыне.( тушканчики, ушастый еж, сайгак, лисичка карсак , песчаный удав, ящерица .)
  • Как животные приспособились к условиям жизни? (маскирующая краска песочного цвета, поведение)
  • Почему природные зоны пустынь нуждаются в охране? (потому что люди построили каналы, из-за этого неумеренное орошение вызывает засорение почв, много подвижных песков стало, перевыпас.)
  • Какие меры принимает государство, чтобы сохранить природу этой зоны? (высаживают растения, создают заповедники)

#1057;амоопределение к учебной деятельности.

Ребята, вы молодцы! Я не побоюсь с вами отправиться в наше путешествие как корреспонденты. Любое путешествие, начинается с определения маршрута.

Так , как времени у нас не очень много, помогать в изучении природной зоны нам будет карта заданий, по пути мы будем делать путевые заметки.

1 Задание-Название зоны и ее географическое положение.

#1047;адание- Особенности климата.

3Задание#1056;астительный мир и животный мир (взаимосвязь в природе).

4Задание#1048;спользование зоны человеком.

5 Задание-. Факторы наносящие вред субтропической зоне и меры принимаемые для ее защиты.

IV. Открытие новых знаний.

  1. Название зоны и географическое положение.

Наше первое задание узнать название и географическое положение зоны.

Мы отправимся

Туда, где много солнца и теплая морская вода

Субтропики России раскроют тайну нам,

Узнаем, что за звери обитают там

Какие растения там растут

Почему так зону природную зовут?

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию.

Обратимся к нашей карте-помощнице и найдем на карте эту удивительную субтропическую зону, или субтропики. Она протягивается узкой полосой, по побережью Черного моря. С одной стороны – Кавказские горы, которые как джигиты защищают море и жителей от холодных ветров, не жалея себя, а с другой – Чёрное море, скрывающее в себе удивительный мир. Почему же море, назвали именно Черным? Существует много легенд и преданий. Наш Самурский, лиановый лес, тоже является частью субтропической природы.

Турецкая гипотеза гласит, что турки пытались покорить население, но они встречали яростное сопротивление , и поэтому море назвали негостеприимным, Черным.

С точки зрения моряков, море называется Черным , из-за сильных штормов.

По версии гидрологов - причина сероводород, которым насыщена черноморская вода, на глубине более 200 метров. И все-таки, останавливаемся на версии ученых.

Выясним, что же обозначает субтропики? Вам уже известно, что такое тропики (тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора)

(В презентации тропики и субтропики)

- Выясним, что же означает приставка «суб-»?

-В переводе с латинского это означает «под».Давайте прочитаем это слово с приставкой под—Тропики и подтропики. Значит, это территория подтропиками, точнее вблизи тропической зоны. ( На доску слово субтропики)

2. Климатические условия.

На побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Чаще идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Как вы думаете, почему так происходит? (Высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.)

И это является секретом удивительного климата.

#1060;изминутка

Ветер, ветер, ты могуч

4. Растительный мир природной зоны.

Ребята, вам, наверное интересно узнать о животном и растительном мире, этой зоны? В сравнении с другими природными зонами, он очень разнообразен. В лесах, на склонах гор, растут дубы, бук, каштан, в парках и на городских улицах, можно встретить экзотические растения магнолии, кипарисы, пальмы. Так же в садах зреют инжир, грецкий орех, абрикос.

Так же здесь растет лучистая сосна из Северной Америки , Пинуспиния из Италии (из полена такого дерева, был изготовлен сказочный персонаж Буратино), Пробковый дуб из Средиземноморья ( из его коры изготавливают пробки для бутылок). В Сочинском Дендрарии богатая коллекция пальм, вот например Слоновая пальма, ей больше 100 лет, его ствол похож на ногу слона.

#1046;ивотный мир . (Работа с книгой).

Не только растительный, но и животный мир черноморского побережья очень разнообразен. Сейчас мы познакомимся с ним.

В море много водорослей. Они являются пищей для многих морских животных.

Мидия – двустворчатый моллюск, является санитаром моря. За 1 час фильтрует 3 литра воды, то есть в сутки до 70 литров, а колония миди, живущая на 1 кв.м. морского дна, за сутки очищает 200 кубических метров воды. Сейчас количество их резко сократилось. А чем меньше их у берега, тем грязнее море. Работу этих санитаров не может выполнить больше никто.

В какой природной зоне мы встречались с морскими животными? Чем отличаются морские животные субтропиков от животных Арктики?

Продолжение работы над новым материалом.

6. Субтропики и человек.

Ребята, посмотрите, что это? Что происходит с море. К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадает в море и загрязняет его. Часть поверхности моря покрыта нефтяной плёнкой. Отдыхающие уничтожают многие растения и насекомых (для коллекций).

Сотни и тысячи купающихся пугают обитателей моря и заставляют их бежать в места более тихие. Из-за небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская. Иглица колхидная, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую защиту взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы черноморского побережья Кавказа создан сочинский национальный парк.

7. Охрана природы.

Каждый, кто приезжает сюда для отдыха, кто живёт на Черноморском побережье Кавказа, обязан беречь природу этого замечательного места. А в память о поездке можно привести с сфотографировать.

#1055;одведение итогов.

Ну, что корреспонденты, наше виртуальное путешествие подходит к завершению, пришло время подвести итог. С заданием мы справились. Мы даже можем поделиться нашими заметками с теми, кто хочет путешествовать по Черному морю.

- С какой природной зоной мы сегодня познакомились?

А какой там климат?

Какие животные там обитают?

Какие проблемы у Чёрного моря?

#1056;ефлексия

- Вам понравилось наше путешествие? Что узнали вы в пути следования? Были ли у вас затруднения? Что было самым интересным и познавательным для вас?

слайд

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

#1054;ценивание учащихся.

#1044;омашнее задание : нарисовать комиксы по изученной природной зоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря.

Тема:  Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря. Цель: познакомить с опасными животными Чёрного моряЗадачи:            Обра...

Конспект урока окружающий мир в 4 классе по теме:" Побережье Чёрного моря"

Конспект урока окружающий мир в 4 классе.Тема: У Чёрного моря.Метапредметная тема: Знание и информация.Цели:предметная: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского ...

Исследовательская работа "Почему Чёрное море назвали Чёрным?"

Проблема: действительно ли вода в море черного цвета?                 Объект исследования: Черное море...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "У Чёрного моря. Животный мир."

В конспекте расписано проведение урока по окружющему миру в 4 классе по разделу  "Природные зоны. У Чёрного моря". Также  прилагается к уроку презентация на эту же тему....

Конспект урока окружающий мир в 4 классе. Тема: У Чёрного моря.

Конспект урока окружающий мир в 4 классе.Тема: У Чёрного моря.Метапредметная тема: Знание и информация.Цели урока:Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Ка...

Технологическая карта по окружающему миру для 4 класса по теме: "У Чёрного моря"

Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Формирование методических компетенций"....

Урок по окружающему миру по теме "У Чёрного моря" 4 класс.

Тема урока: «У Чёрного моря».Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении субтропической зоны Черноморс...