Технологическая карта урока окружающего мира («Горная порода как соединение разных материалов. Примеры минералов"), 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о горной породе, о причинах ее появления, о навыках бережного отношения к природе.
Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомить обучающихся с природным ископаемым гранитом, горными породами и минералами; полезными ископаемыми нашей местности. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал;
2. Иметь представление о горных породах и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых.
Развивающие:
1.Закрепить знания о горных породах и минералах;
2. Развивать логическое и образное мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
2.Подвести обучающихся к выводу, что важно бережно относится к растениям и животным.
Планируемые результаты
Предметные:
1. Находить нужную информацию в учебнике и дополнительной информации;
2.Иметь общее представление о «горной породе», как о соединении разных материалов и геологическом теле в земной коре.
Личностные:
1.Внутренняя позиция школьница на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
2.Способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
3.Представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе).
УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 3 класс 2 часть). Презентация, учебник, раздаточный материал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска» Класс: 3-4 Урок: Время: Кабинет: | Студент: Лавыгина Надежда Сергеевна Группа: 43 Учитель: Маркина Светлана Владимировна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока «Горная порода как соединение разных материалов. Примеры минералов»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о горной породе, о причинах ее появления, о навыках бережного отношения к природе.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с природным ископаемым гранитом, горными породами и минералами; полезными ископаемыми нашей местности. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал; 2. Иметь представление о горных породах и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых. | Предметные: 1. Находить нужную информацию в учебнике и дополнительной информации; 2.Иметь общее представление о «горной породе», как о соединении разных материалов и геологическом теле в земной коре. |
Развивающие: 1.Закрепить знания о горных породах и минералах; 2. Развивать логическое и образное мышление. | Личностные: 1.Внутренняя позиция школьница на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; 2.Способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; 3.Представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе). |
Воспитательные: 1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; 2.Подвести обучающихся к выводу, что важно бережно относится к растениям и животным. |
УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 3 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 3 класс 2 часть). Презентация, учебник, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте повернемся друг к другу и подарим хорошее настроение. - Перед уроком подготовьте цветные карандаши. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: объяснение П: инструктаж Внешний контроль Ф: фронтальная М: репродуктивны | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. Повторение пройденного материала. - Какой большой раздел вы изучали на прошлом уроке? Его в горах полным - полно. Он часто падает на дно Ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают. Камень (Видеоурок) - Какие красивые камни вы знаете? Какие изделия из камней изготавливают люди? -Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне встречается в природе в виде камня? На партах у вас лежат рабочие листы. Посмотрите задание 1. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.
- Теперь обменяйтесь карточками и проверьте задание с экрана. | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Песок, глина, известняк. Нефть, каменный уголь, торф, руда, гранит | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, | Презентация Рабочий лист |
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: формулирование темы, цели и плана урока | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. - Ребята, для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами будем говорить на нашем уроке, я предлагаю вам отгадать загадку. Не куст, а с листочками - Что это? - Сегодня мы будем говорить о книге, но не о совсем обычной книге. Цвет переплёта у этой книги - красный. - Кто знает, как называется такая книга? (Демонстрация книги) - Какая тема нашего урока? - Какую цель поставим перед нами на уроке? - Узнать - Познакомиться - Что нам поможет в достижении цели? - Верно, пока я к вам шла, некоторые слова в плане выпали. Давайте подумаем, как план выглядел изначально. 1. Узнать что такое __________ и причины ___________ животных и растений. 2. ______________ работа. 3. Сделать ___________ Слова для справок: самостоятельная, Красная книга, выводы, изчезновения. - Я желаю всем вам достигнуть поставленных целей. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, ставят цели. - Книга - Красная книга - Красная книга - что такое Красная книга? - Узнаем причины исчезновения растений и животных? - с некоторыми растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. - свой опыт, учебник, учитель, компьютер, план. 1. Узнать что такое Красная книга и причины исчезновения животных и растений. 2. Самостоятельная работа. 3. Сделать выводы. | Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: фронтальная М: эвритический П: игра «Правда/ложь?» | Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Вспомните, что показывает красный цвет светофора? - Правильно, красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». - Почему эта книга так называется? - Эта книга называется так потому, что красный цвет - заставляет своей яркостью всех обратить внимание на опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. - Ребята, вы, наверное, уже где-то слышали о Красной книге, и кое-что знаете о ней. Выявим ваши знания о Красной книге. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Верю - не верю". Посмотрите на таблицу в рабочем листе. Там записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак "+", если неверным, то знак "-": таким образом, вы выявите свои знания о Красной книге. 1. Красная книга - это список редких и исчезающих растений и животных. + Красная книга - это книга, большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны. 2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. + Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им. 3. Существует только одна Красная книга. - В каждой стране есть растения, животные, которые обитают только в той или иной местности. Поэтому в каждой области есть своя Красная книга. 4. Все страницы к Красной книге имеют один цвет. - Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный, белый. 5. Красный цвет предупреждает об опасности + Эта книга называется так потому, что красный цвет - означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. - Давайте проведем настоящую исследовательскую работу и узнаем, почему страницы разного цвета и что они обозначают. У вас на пару есть карточка №3, там изображены страницы и их характеристики. Сейчас вы внимательно слушаете, что я прочитаю, и раскрасите страницу подходящим цветом. - Все виды растений, грибов и животных, занесённые в Красную книгу, разделены на несколько групп в зависимости от их численности. Есть виды, которые сейчас считают полностью вымершими, например морская корова или странствующий голубь. Впервые морскую корову обнаружили в Беринговом море России в 18 веке, а спустя 27 лет эти животные вымерли. Морские коровы питались морской капустой, за что их называли капустницами. Из-за мяса люди стали охотиться на неповоротливых капустниц и истребили их. Странствующие голуби, которые жили в Северной Америке, тоже вымерли из-за людей, которые убивали их ради мяса. Страницы, посвящённые полностью вымершим видам, помечены в Красной книге чёрным цветом. Красным цветом обозначены страницы с видами, которые находятся под угрозой исчезновения. К ним относится, например, синий кит. Жёлтым отмечены страницы с видами, численность которых сокращается, и они могут оказаться под угрозой вымирания. Амурский тигр — пример животного, которое находится на жёлтой странице Красной книги. На зелёных страницах располагаются виды, спасённые от вымирания, численность которых удалось восстановить. Например, людям удалось спасти речного бобра. Охота на бобров из-за ценного меха привела к сокращению численности этих животных. | Знакомятся с информацией об авторе. - Сигнал тревоги, опасности. Ответы обучающихся. Выполняют задания в карточке. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | Презентация Раздаточный материал: Рабочий лист |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. - Встаньте со своих мест и задвиньте стулья. На экране будет видео, постарайтесь повторить движение персонажа. | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Первичное закрепление (2 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф: фронтальная М: анализ художественных образов П: выборочное чтение Внешний контроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Ранее мы с вами говорили, что существует несколько Красных книг. Более подробнее остановимся на такой книге Челябинской области. В Красную книгу внесён 191 вид растений и грибов, 176 видов представителей животного мира. Среди животных Красной книги Челябинской области преобладают насекомые — множество бабочек и шмелей, муравьи, жуки. Птиц в Книге меньше: хищники (осоед, лунь, беркут, орлан-белохвост, могильник, совы), кулики, журавль-красавка, дрофа. В списке млекопитающих, занесенных в Красную книгу, — русская выхухоль, белка-летяга, европейская норка, выдра, несколько видов грызунов и летучих мышей. Растения представлены травянистыми видами — злаки, луковичные, ирисы, кувшинки, лотос, папоротники, мхи, лишайники. Древесные виды — стелющиеся кустарники ивы и можжевельника. Русская выхухоль — эндемик России (т.е. вид который встречается только в пределах данной территории). Для восстановления в прежних местах обитания в Челябинскую область в 50-е годы ХХ века переселили более 200 зверьков. Выхухоль обживает берега рек со слабым течением и озёр глубиной 1–3 м. Нору устраивает в крутом берегу с подводным входом. В илистом дне прокапывает траншеи, по которым передвигается. Нос напоминает короткий хобот. Животное почти слепо, но прекрасно улавливает запахи. Осязание обеспечивают длинные вибриссы на носу и особые волоски на теле. Лапки короткие с перепонками и длинными когтями. Задние значительно шире передних, действуют как вёсла. Рулём служит хвост. У выхухоли волоски меха утолщаются на конце, у корня — тонкие. Это позволяет удерживать тепло и воздух. Питается придонными организмами: личинками, пиявками, моллюсками. Зимой ловит мелких рыбок и поедает растения. Рябчик русский Рябчик русский — это российское луковичное многолетнее растение, цветущее весной. Летом надземная часть отмирает. Размножается семенами и детками-луковичками. Растёт в степях, на склонах холмов. Растение с голым стеблем высотой 20–50 см и узкими листьями. На верхушке поникающие цветы, похожие на колокольчики. Цветы появляются в апреле-мае. - А теперь заполните пропуски на обратной стороне рабочего листа. 1. Среди животных Красной книги Челябинской области преобладают ___________ 2. Птицы из Красной книги: ________ и _______ 3. У растений Челябинской области есть ______ вида. 4. Русская выхухоль живет в ________ 5. Рябчик – это птица и ____________ Слова для справок: вороны, норе, насекомые, беркуты, 2, растение, кулики, 3. | Отвечают на вопросы учителя. Ответы обучающихся. Отвечают на вопросы учителя. Читают вслух. Читают вслух. 1. Насекомые. 2. Кулики, беркут. 3. 2. 4. Норе. 5. Растение | Познавательные: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. . | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: фронтальная Ф: индивидуальная М: продуктивный П: словесное рисование
| Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. - Мы узнали множество растений и животных Красной книги, проверим, внимательно ли слушали. - Посмотрите на последнее задание в рабочем листе. Там представлены тесты по вариантам. На выполнение каждого варианта у вас будет 2 минуты. Время пошло. Вариант 1 1. Закончи определение: «Красная книга — книга, которая содержит сведения…»: 2. Почему цвет этой книги выбран красный цвет: 3. На страницах какого цвета в Красной книге помещены восстанавливающиеся виды растений и животных: а) жёлтого цвета б) зелёного цвета + в) белого цвета 4. Найди растение, которое занесено в Красную книгу: а) лотос + б) осока в) камыш Вариант 2 1. Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных: а) Красная книга + б) Окружающий мир в) Энциклопедия 2. Каких растений и животных нет в Красной книге: а) восстановленных б) редких в) ископаемых + 3. На страницах какого цвета в Красной книге помещены исчезающие виды растений и животных: а) красного цвета + б) жёлтого цвета в) зелёного цвета 4. Найди зверя, который занесён в Красную книгу: а) слон б) олень в) зубр + - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте ответы с эталоном на экране. Поднимите руку, те у кого не было ошибок/была 1 ошибка/было 2 ошибки. - Сейчас мы посмотрим видеофрагмент после, которого узнаем, что такое заповедник. | Выполняют задание самостоятельно. | Регулятивные: владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: Выявлять причинно- следственные связи. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | Карточка №3 Презентация Видеофрагмент |
Включение в систему знаний, повторение (4 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная М: эвристический П: выборочное чтение | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Откройте ваши рабочие тетради на странице 47. Прочитайте первое задание. Найдите в книге определение, что такое Красная книга. Запишите его в тетрадь. - Прочитайте второе задание. Пользуясь учебником, подпишите названия растений. - Переверните страницу и прочитайте задание четвертого упражнения. Для того, чтобы выполнить это задание, откройте учебник на странице 92. Там вам даны 2 текста. 1 вариант составляет план рассказа для редкого растения (на основе текста про лотос), 2 вариант – для редкого животного (на основе текста про дровосека реликтового). На это задание у вас есть 3 минуты. - Обменяйтесь работами и проверьте ваши планы с эталоном на экране. Поднимите руки у кого - Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 48, упражнение 5. Воспользовавшись планом, составьте сообщение о любом растении или животном из Красной книги. Поднимите руку, кто не понял задание. | Подготавливают выразительное чтение. 1. Название редкого вида животного или растения. 2. Рассказать, как оно выглядит, и по возможности, почему так называется. 3. Из-за чего записали в Красную Книгу. 4. Закончить рассказ словами: "(название животного или растения) может исчезнуть с лица Земли. Чтобы этого не случилось, если увидите его(ее) не рвать(или не ловить)." | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. | |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: рефлексия | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Ответьте на вопросы. 1. Что такое Красная книга? 2. Какие растения и каких животных, внесенных в красную книгу, вы запомнили? 3. Почему многие растения и животные попали в Красную книгу? 4. Что мы можем сделать для охраны редких растений и животных? - Какие цели мы ставили на урок? Мы их достигли? - Отлично! Спасибо вам за работу! До свидания! | Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги. | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Плоды и семена. Распространение плодов и семян", 3 класс
Скачать материал (*.doc, 131 Кб)...

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК"Перспектива" по теме: "Начало Московского царства" (4 класс)
Урок открытия нового знания по теме: "Начало Московского царства" УМК "Перспектива" Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Цель: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с п...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"УМК «Школа России», 2 класс
Урок "открытия новых знаний"....

Технологическая карта урока окружающего мира «Мир природы в народном творчестве» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о природе и способов отражения древней мысли человечества о единстве...
Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)
Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Водные богатства» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Задачи урокаДидактические:1) ...
