Солнце, растения и мы с вами
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Гусева Анастасия Михайловна

Урок окр мира в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна

Тема урока: «Солнце, растения и мы с вами»

Класс: 3 «А»

Цель урока: формирование знаний о дыхании и питании растений.

Задачи урока:

  1. Дидактические:

- изучить процесс дыхания и питания растений;

- показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов;

- выяснить роль растений в поддержании жизни на земле;

- актуализировать знания о живой и неживой природе;

  1. Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление учащихся;

- развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношения к окружающему миру.

Ресурсы урока: презентация, учебник Окружающий мир, 3 класс, 1 часть - Плешаков А.А., карточки с заданиями, рабочие листы, наглядный материал (схема дыхания и питания растений).

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивиду-альная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконт-роля и само-контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

Организационный этап

2 мин

Настроить обучающихся на работу.

Словес. (беседа)

Приветствие обуч-ся, создание благо-приятной эмоцио-нальной обстановки.

Приветствуют учителя.

Проверяют готов-ность рабочего стола к уроку.

Ф

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Актуализация знаний

6 мин

Повторить ранее изученный материал по данной теме.

Словес. (беседа), наглад (демонстрация), практич. (задание в кар-точке)

Беседа по теме предыдущего урока. Объяснение выпол-нения карточки с заданиями. Органи-зация проверки. Задание «найти в тексте ошибки».

Отвечают на вопросы. Вписы-вают группы растений в карточ-ки. Выполняют взаимопроверку. Исправляют ошиб-ки в тексте.

Ф, И, П

Карточки с заданиями, презентация

Контроль учителем, взаимоконтроль

Первонача-льные пред-ставления о природных объектах как компонентах единого мира, о многооб-разии объек-тов и явлений природы.

К:создавать устные и письменные тексты (описание,рассуждение, повествование); корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4 мин

Определить тему урока, поставить цель и задачи урока.

Словес. (беседа), нагляд. (иллюстрация)

1.Подведение к теме урока через загадки.

2.Формулировние темы и цели урока.

1.Отгадывают слова «солнце, человек и растения».

2.Формулируют тему и цель урока.

Ф

Презентация

Контроль учителем

-

Р:выстраивать последовательность выбранных действий;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

Актуализировать знания о живой и неживой природе. Изучить процесс дыхания и питания растений

Словес. (беседа, объяснение, чтение в учеб-ке), практич., нагляд. (иллюстрация, демонстрация)

1.Беседа о словах-отгадках.

2.Работа с учебником с.74-76, со схемами.

3.Беседа о прочитанном.

1.Свойства живой и неживой природы.

2.Читают учебник, анализируют.

3.Формулируют выводы, как расте-ния дышат и питаются. Сравнивают схемы.

Ф, И

Учебник, схемы дания и питания растений

Самоконтроль, контроль учителем

Развитие уме-ний описы-вать, срав-нивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отноше-ния между объектами и явлениями.

П:проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами;

Р:корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Первонача-льные пред-ставления о научной картине мира.

Физкультминутка

2 мин

Снять напряжение.

Словесный (беседа)

Выполняет вместе с обучающимися физкультминутку.

Вместе с учителем выполняют физкультминутку.

Ф

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Первичная проверка понимания

5 мин

Выяснить роль растений в под-держании жизни на земле

Словес. (беседа, объяс.), практич. (задания в учеб.), нагляд. (иллюстрация)

Организация работы в парах.

Выполнение проверки.

Организация беседы.

Отвечают на вопрос 3 на с.76 в паре.

П, Ф

Учебник

Контроль учителем, взаимоконтроль

Умение решать в рамках изученного материала познаватель-ные, в том числе прак-тические задачи.

П:согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Р:выстраивать последовательность выбранных действий;

К:создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).

Первонача-льные пред-ставления о научной картине мира.

Первичное закрепление

10 мин

Закрепить первичные знания.

Словес. (беседа), практич. (задания в рабоч. листе).

Объяснение выпол-нения заданий в  рабочих листах.

Выполняют задания по теме, проверяют.

Ф, И

Рабочие листы

Самоконтроль, контроль учителем

Приобрете-ние базовых умений рабо-ты с доступ-ной информа-цией (тексто-вой, графи-ческой) об обществе.

П:находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

К:корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

2 мин

Обсудить д/з для отработки полученных знаний дома.

Словес. (объяснение)

Сообщает и объясняет д/з: прочитать текст на с. 74-77, ответить на вопросы, р/т № 4 и 5.

Записывают д/з. Задают вопросы по его выполнению.

Ф

Дневник

Самоконтроль

-

-

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

4 мин

Проанализировать результат учебной деятельности.

Словес. (беседа), практич.

1.Подведение итогов.

Задаёт вопросы по пройденной теме.

2.Рефлексия

3.Оценка.

Ставит отметку самым активным обучающимся. Завершает урок.

1.Подведение итогов.

Отвечают на вопросы по содержанию урока.

2.Рефлексия.

Выбирают соответ-ствующую букву.

3.Оценка

Ф, И

-

Контроль учителя,

самоконтроль

-

Р:устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности.

К:проявлять уважи-тельное отношение к собеседнику; корректно и аргумен-тированно высказы-вать свое мнение.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Подпись учителя:___________Дата          

Подпись методиста



Предварительный просмотр:

Приложение

Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна

Тема урока: «Солнце, растения и мы с вами»

Класс: 3 «А»        

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Михайловна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

-Садитесь. Проверьте своё рабочее место.

- Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего стола к уроку. Настраиваются на работу.

Актуализация знаний

6 мин

-Прежде, чем перейти к изучению нового материала, вспомним тему прошлого урока. Как она называлась?

-Что такое ботаника?

- Сейчас проверим, как вы усвоили эту тему.

- Вы получили листы с заданием. Читаем его вместе, а ответ записывает каждый самостоятельно.

-Обменяйтесь работами. Выполним проверку. Если вы нашли ошибку, то ставьте минус, а есть ответ правильный то «+».

-Прочитаем текст на доске. Найдите и исправьте в нем ошибки.

«У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.»

-Тема прошлого урока: «Разнообразие растений».

- Это наука о растениях.

Раздают листы с заданиями.

-Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения.

- 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4 мин

- Вы хорошо поработали, молодцы!!!! Сейчас я прочитаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке (учитель во время разгадывания загадок прикрепляет к доске слова - отгадки).

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

-Какие слова у вас получились?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? Прочитайте тему урока.

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Каковы цели нашего урока? Над чем мы сегодня будем работать? Что нового узнаем?

-солнце

-растения

-человек

- солнце, растения, человек.

- «Солнце, растения и мы с вами»

-Узнать, как дышат, питаются растения. Узнать, почему растения, солнце и человек связаны между собой? Какое значение имеет солнце в жизни растений?

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

- Как слова «солнце», «растения», «человек» назвать одним словом? Каким?

-Как эти слова распределить на две группы?

- Назовите признаки живой природы.

Работа с учебником

- Ребята, а как дышат и питаются растения?

- Давайте узнаем это из рассказа ученого. Откройте учебник стр.74. Читаем по цепочке рассказ “Тайна растений”.

- Теперь в парах обсудите схемы дыхания и питания растений.

- Как дышим мы с вами? А как дышат растения? Посмотрите на 1 схему стр.75

Зарисовывает схему на доске.

- Как называется данный процесс?

Теперь вы знаете, как дышат растения.

- А как они питаются? Посмотрите на схему стр.75.

А как они получают сахар и крахмал?

-Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений?

- Обратите внимание, в какое время суток происходит дыхание и питание растений?

–  Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

- Расскажите про еще одно открытие ученых.

-Растения создают кислород, которым дышит всё живое, поэтому растения нужно беречь!

Сравним две схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений».

- Чем они похожи? Чем отличаются?

-Природа.

-Солнце — неживая природа; растения, человек — живая природа.

- Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.

Читают, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Читают по цепочке рассказ

Обсуждают в парах

- из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве, и выделяют углекислый газ.

-дыхание

- Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Растения корнями высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Из частиц воды и угл.газа они готовят сахар и крахмал, но только под воздействием энергии света.

- Дыхание и питание

- Питание - днем, дыхание ночью.

-Только растения из воды и угл. газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения,«добывают» для себя необходимые пит. вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

- Открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

-Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.

Физкультминутка

2 мин

1,2,3 – выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал - стебельки покачал.

Влево качнулись – низко пригнулись,

Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок убегай – ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

Дети выполняют движения по тексту.

Первичная проверка понимания

5 мин

-Поработайте в парах. Ответьте друг другу на вопрос 3 на стр.76. Затем вместе проверим.

-Какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья?

-Рассмотрим схему и проверим свои предположения.

-Почему так легко дышится в лесу, парке и др. местах, где много зелени?

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Стебель отправляет всё это в листья растения. При свете листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород и в них образуется сахар и крахмал.

В лесу, парке и в других местах, где много зелени дышится намного лучше потому, что множество растений выделяют в воздух кислород при питании.

Первичное закрепление

10 мин

-Закрепить все наши новые знания я предлагаю, заполнив рабочие листы. Я прочитаю задание, вы выполняете его самостоятельно. После этого мы вместе проверим.

Читает и объясняет каждое задание.

Заполняют рабочий лист. Задают вопросы по выполнению.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

2 мин

-Ваше домашнее задание:

1. Учебник: прочитать текст на с. 74-77, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 77, выполнить задания для домашней работы на с. 77

2 Рабочая тетрадь: № 4 и 5 (с. 44).

Записывают д/з в дневник.

Задают вопросы по д/з.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

4 мин

1.Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

-Как дышат растения?

-Как они питаются?

-Надо ли беречь растения? Почему

-Почему для растений важно солнце?

-Какую цель мы себе ставили?

-Как вы думаете, мы достигли её?

2.Рефлексия.

- Проанализируйте свою работу на уроке.

Выберите букву, если это утверждение к концу урока к вам относится.

У – у меня многое получилось.

Р – работал с удовольствием.

О – одноклассники доставили удовольствие своей работой.

К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

-поднимите руку кто написал букву У. Р? О? К?

3.Оценка

-Вы самостоятельно оценили свою работу на уроке. Пришло время и мне оценить ваши старания. Активнее всего на уроке работали… Они получают 5.

-На этом урок окончен. Спасибо за работу. До свидания.

1.Подведение итогов.

-Солнце, растения и мы с вами.

Ответы учеников.

-Узнать, как дышат, питаются растения.

2.Рефлексия.

-Поднимают руки.

3.Оценка

Получают отметки и звёзды.

Карточка для самопроверки

Назови группы растений:

Описание

Ответ (название группы растений)

1

Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп.

2

Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3

Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

4

У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.



Предварительный просмотр:

Назови группы растений:

Описание

Ответ (название группы растений)

1

Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп.

2

Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3

Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

4

У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Назови группы растений:

Описание

Ответ (название группы растений)

1

Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп.

2

Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3

Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

4

У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Назови группы растений:

Описание

Ответ (название группы растений)

1

Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп.

2

Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

3

Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

4

У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.



Предварительный просмотр:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнце, растения и мы с вами" интегрированный урок для 3 класса по программе "Школа России"

Интегрированный урок по окружающему миру(Плешаков) и татарскому языку для 3 класса по программе "Школа России"....

Солнце, растения и мы с вами.

Флипчарт ActivInspir для интерактивной доски Promethean. Урок по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами.Роль солнца в жизни растений....

Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Солнце, растения и мы с вами"

Открытый урок по курсу "Окружающий мир"  А.Плешаков, 3 класс по программе "Школа России"...

"Солнце, растения и мы с вами"

План-конспект открытого урока по окружающему миру....

Солнце, растение и мы с вами

Конспект урока по окружающему миру 3 класс с использованием интерактивной доски....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...

Урок. Солнце, растения и мы с вами.

Урок. Солнце, растения и мы с вами....